Вестник гражданского общества

Воровать надо было меньше

          Над Московской областью замаячил призрак банкротств - один из крупнейших регионов России стал первым, чья платёжеспособность поставлена под сомнение.
          В понедельник 27 октября международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) сообщило о понижении долгосрочного кредитного рейтинга Подмосковья до критического значения, а на следующий день, по сути, объявило о неплатёжеспособности трёх областных компаний — «Мострансавто» - крупнейшего перевозчика в регионе, Ипотечной корпорации Московской области - мощного игрока на рынке ипотеки, а также Московской областной инвестиционной трастовой группы, выполняющей функцию инвестиционного фонда области.
          Губернатор Борис Громов в прошлом, вероятно, не был бы боевым генералом, если бы умел признавать свои поражения. По его мнению, волна появившихся в прессе публикаций о том, что Подмосковью угрожает дефолт, «являются следствием какой-то подковёрной борьбы». «Борьбы, возможно, направленной против меня», - уточнил Громов в интервью «Интерфакс». Говоря иначе, губернатор перевёл тему сугубо экономического свойства, характеризующую его как неэффективного управленца, в русло политической конкуренции, очевидно, желая разыграть образ оболганного солдата, ставшего жертвой чьих-то интриг.
          Без интриг, действительно, не обошлось, но сплетаться в тугую петлю они стали отнюдь не сейчас, а много лет назад и при полном согласии Бориса Всеволодовича, окружившего себя людьми лукавыми и вороватыми.
          До тех пор, пока банки, игравшие свою собственную «тёмную» игру, охотно выдавали кредиты областным фирмам под бюджетные гарантии, а местное население поднимало своё благосостояние, работая в Москве, ситуация казалась более-менее стабильной, при особом оптимизме даже положительной. Шутка ли, 26-30-летние женщины, на свой страх и риск, боясь упустить репродуктивный возраст, вдруг бросились рожать. И это с триумфом назвали демографическим взрывом…
          Однако иллюзия счастья продлилась недолго, хитрый зверёк по имени «мировой финансовый кризис» как-то незаметно подкрался и всем сделал плохо. В первую очередь приуныли чиновники из ближайшего громовского окружения, в чьи обязанности входило лоббирование крупных инвестиционных проектов. Их чародейские способности – умение делать деньги из воздуха - вдруг утратили чудесные свойства.
          Сказка закончилась, суровый сериал под названием «жизнь» поставил губернатора перед грустным фактом: оказалось, что его подручные никакие не чудотворцы, деньги они делали не из воздуха, а брали банальные банковские кредиты под бюджетные гарантии и дутые проекты. Так как проекты по большому счёту были «пустышечными» и не приносили прибыли, то платить по долгам оказалось нечем, а погасить кредиты за счёт новых заимствований тоже не получается – банки столкнулись с проблемой ликвидности.
          Между тем, пристрастие к освоению бюджетных средств среди крупных подмосковных чиновников, несмотря на щекотливость ситуации, продолжает генерировать всё новые и новые идеи. Привычка, знаете ли, - штука трудноискоренимая.
          Так в начале сентября Федеральное агентство воздушного транспорта обратилось к Борису Громову с предложением рассмотреть перечень федеральных аэропортов, которые могут быть переданы в собственность Московской области. На что министр транспорта области Пётр Кацыв дал своё принципиальное согласие принять в дар аэропорт «Быково» и поведал журналистам грандиозные планы по его развитию.
           Как заявил Кацыв, аэропорт не только заработает, но и станет международным. Через четыре года его пассажиропоток должен составить не менее полумиллиона человек. Правда, до этого к аэропорту надо подвести железнодорожное сообщение, как это было ранее сделано в «Шереметьево» (сделано крайне бестолково, поэтому люди предпочитают веткой «Шереметьево-Савеловский вокзал» не пользоваться, и от 4 до 8 млрд. рублей оказалось, практически, выброшено на ветер).
          В свою очередь, первый замминистра транспорта Московской области Александр Митусов рассказал о планах подмосковных властей сделать аэропорт «Быково» главной базой пассажирского авиатранспорта, которая будет предоставлять широким слоям населения услуги авиатакси и авиационной скорой помощи.
           Местным жителям, не понаслышке знающим, в каком состоянии находятся в Подмосковье отделения обычной скорой помощи, общественный транспорт и дороги, слушать подобные авиатранспортные байки, по меньшей мере, забавно. Удивляет только, почему Пётр Кацыв и его заместитель Митусов не запланировали строительство в области узла межпланетного сообщения. Дело-то нужное: вдруг завтра инопланетная делегация прилетит, а их «тарелку» припарковать будет негде. 
           Из-за чего предприятие «Мострансавто» в рейтинге агентства (S&P) оказалось фактически неплатёжеспособным, понять несложно – не выдержало бремени коррупционных схем, одна из которых – закупка транспорта через лизинговую компанию ООО «Инавто», принадлежащую сыну министра Кацыва – Денису Кацыву. В отношении двух других компаний, вероятно, можно предположить то же самое. Заметьте, предположить и проверить!
           В общем, у сложного иностранного слова «дефолт» есть в русском языке вполне понятное и простое объяснение – воровство, мошенничество, коррупция. О том, что в Подмосковных органах власти того и другого предостаточно, было очевидно уже давно.
           В 2008 году ОАО «Шереметьево-Карго» обратилось с открытыми письмами к Президенту РФ, Премьер-министру РФ и Министру экономического развития РФ, в которых обвинило чиновников, входящих в Совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» - И.Левитина, П.Кацыва, А.Митусова, а также супругу Митусова – адвоката Н.Весельницкую (представляющую в судах интересы губернатора МО и ОАО «МАШ») в попытках рейдерского захвата крупнейшего в России авиационного грузового терминала.
           Основные рабочие «лошадки» из той же самой группы, семейная чета - первый зам. Кацыва Александр Митусов и Наталья Весельницкая, являющаяся генеральным директором юридической фирмы ОАО «Камертон-консалтинг», обвиняются в хищении земельных паев собственников ПК «Сельскохозяйственная артель "Колхоз имени Ленина "» (Московская область, Люберецкий район, г. Лыткарино), осуществлённого при финансовой поддержке директора Управления операций на фондовом рынке Сберегательного банка РФ А.А. Алтунина.
           Не менее драматичной представляется история, связанная с приобретением бывшим министром финансов Московской области Алексеем Кузнецовым земельного участка в Клинском районе, на котором расположены больница и роддомом. Учреждения пока работают, но врачи опасаются, что их в любой момент могут попросить покинуть помещение. Несмотря на то, что гражданин США Кузнецов формально находится в бегах (уволившись с занимаемой должности, он уехал на свою вторую родину), официальных обвинений ему не предъявлено. А потому со своей собственностью Кузнецов может сделать всё, что пожелает.
           Кстати, в деле Кузнецова «земля под роддомом» - лишь малюсенький эпизодик, в общей же сложности им оформлено нескольких десятков гектаров подмосковных земель на фирмы, связанные с девелоперской компанией RIGroup, которую возглавляет его супруга гражданка США Жанна Буллок. По оценке Минприроды, стоимость активов компании, благодаря незаконно присвоенным участкам, сейчас составляет около $20 млрд.
           Судя по тому, что с момента подачи Кузнецовым заявления об увольнении по собственному желанию, сменилось, как минимум, два министра экономики Московской области, дел там наворочено немало, далеко не каждый возьмётся их разгребать, да потом ещё и отвечать за укрывательство коррупционных схем. Так что дефолт области - явление вполне закономерное, результат многолетних и безнаказанных чиновничьих злоупотреблений.
           Можно ли сказать, что Громова подставило его ближайшее окружение? Сказать-то, конечно, можно, только тогда возникают вопросы. Почему же губернатор на протяжении многих лет не увольнял своих подчинённых, на которых и от общественных организаций, и от хозяйствующих субъектов получал многочисленные жалобы? Он что, не видел, не слышал, не считал? Тогда для чего сегодня делать удивлённый вид и говорить о какой-то «подковёрной борьбе», начатой против него неведомыми политическими силами… Некрасиво всё это, просто до тошноты некрасиво.
           Но вернёмся от этической стороны проблемы к финансовой. По данным газеты «Коммерсант», Московская область была крупнейшим субфедеральным заемщиком в РФ. В настоящее время областной бюджет располагает свободными средствами в объеме 12 млрд. руб. и обязан до конца года погасить займы в объеме 23,3 млрд. руб. То есть за два оставшихся месяца Подмосковье должно где-то изыскать 11,3 млрд. рублей. Сделать это будет крайне проблематично, учитывая, что перезанять нужную сумму у банков вряд ли получится, заработать за столь короткий срок - нереально, а отнять у коррупционеров, поставивших Подмосковье в такое положение, и вовсе за гранью фантастики.
           По мнению экспертов, федеральное правительство может рефинансировать долг одного из крупнейших регионов страны. Открытым остаётся вопрос: что федеральные власти потребуют взамен – объединения Москвы и области, смены губернатора и его команды или просто заткнут «дыру», которую прогрызли местные коррупционеры за счёт россиян, оставив «грызунам» возможность и дальше творить своё подлое дело? Есть и ещё вариант – смена губернатора при сохранении его команды – специалистов по разбазариванию казны. В любом случае, бюджет Московской области ждут серьёзные сокращение расходов, а это в условиях интенсивного роста цен и бедственного положения бюджетников окажется для населения весьма ощутимым. 

Информация к размышлению  

           Министр транспорта Московской области Пётр Дмитриевич Кацыв входит в совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», являясь соратником и единомышленником главы Минтранса Игоря Левитина, занимавшего в ОАО «МАШ» должность председателя совета директоров. (А сейчас переведен вместо В.Иванова председателем совета директоров ОАО «Аэрофлот»). По многочисленным отзывам авиапредприятий, работающих в зоне аэропорта Шереметьево, руководство МАШ проводит по отношению к ним политику шантажа и постоянного давления, направленного на повышение арендной платы и аэропортовых сборов. При этом прибыль, получаемая МАШ, почти никак не отражается на безопасности и качестве обслуживания в аэропорту.
            Широко разрекламированная грандиозная реконструкция «Шереметьево», под которую в иностранных банках взяты огромные кредиты, судя по оценкам экспертов и публикациям в прессе, в действительности является косметическим ремонтом, расходы на который многократно завышены. Сегодня в условиях финансового кризиса и сокращения авиаперевозок МАШ может столкнуться с проблемой выплаты по кредитам, залогом которых служат объекты аэропорта. В этом случае, государству придётся взять погашение кредитов на себя, а это - миллиарды долларов.
           Как следует из довольно поверхностных высказываний П. Кацыва и А.Митусова в отношении планов развития аэропорта «Быково», развивать его они планируют по той же схеме, что и «Шереметьево» – грандиозные проекты, серьёзные кредиты, оплачивать которые придётся из бюджета.
          Учитывая вовлечённость Кацыва и супруги его зама Митусова – адвоката Натальи Весельницкой в дела аэропорта «Шереметьево» (Весельницкая представляет интересы МАШ в арбитражных судах), а соответственно покровительство Левитина – человека Путина, кадровые смещения этой группе в ближайшее время не грозят. В Подмосковье скорее попросят оставить пост нынешнего губернатора, но не их.

Игра на вере в лучшее

         После многочисленных публикаций в СМИ о возможном дефолте Московской области областное правительство в экстренном порядке организовало пресс-конференцию, в ходе которой постаралось убедить журналистов в том, что реальных финансовых причин для опасений не существует – у области есть возможность погасить текущие кредиты до конца года.
           Между тем, суетливая поспешность, с которой подмосковные власти отреагировали на понижение международным агентством Standard & Poor's рейтинга платёжеспособности региона, заставляет думать, что в действительности дела обстоят не совсем гладко.
          Похоже, для правительства Московской области имеет жизненное значение доверие банков, выстроенное на вере в лучшее, т.к. отдать долги, не прибегая к помощи федерального бюджета, получится только в том случае, если банки пойдут на их рефинансирование. В случае же отказа, у правительства области будет основание объяснить своё банкротство сговором кредитно-финансовых организаций, и как всегда, выйти сухим из воды.
         Однако, независимо от того, оправдается ли прогноз о банкротстве Подмосковья или нет, политический дефолт областного правительства уже состоялся, его обеспечили коррумпированные чиновники, злоупотребившие доверием народа, бизнеса и федерального центра.


АЛЕКСЕЙ ДРОЗДОВ


18.11.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.016329050064087