Вестник гражданского общества

«Аэрофлот» не платит по счетам

           Считать чужие деньги – дело, прямо скажем, не самое благородное. Конечно, чего греха таить, многим нравится заниматься гипотетическим подсчетом сумм, лежащих в кармане у соседа. Однако, совсем другое дело, когда ежемесячно, получая зарплатную ведомость, пробегаешь глазами по строчке «налоги» и начинаешь думать, на что же эти самые налоги уходят. Тут уж мой моральный облик вполне позволяет себе дотошно и скрупулезно подсчитывать «чужие» деньги, которые, в общем-то, и не чужие.
          И речь хотелось бы повести даже не об особняках государственных служащих, «инстаграмовских» фотографиях с курортов, массовых разводах после введения обязанности подачи декларации о доходах на всю семью. Я хочу поговорить про методы управления государственными (до поры до времени) активами. А именно – про «Аэрофлот».
          По долгу службы я имею доступ к информации, из которой явственно следует, что «Аэрофлот» имеет значительные задолженности по оплате услуг, которые этому самому «Аэрофлоту» были оказаны. Причем речь идет именно о непосредственной деятельности авиаперевозчика – обслуживании самолетов. Именно эта информация послужила поводом для довольно едких размышлений (разумеется, читатели могут не поверить такому анонимному источнику, но если прочтете до конца, возможно, отнесетесь к моим аргументам с большим доверием):
          - Что им, денег не хватает? Глупости! Любой, имеющий отношение к пассажирским перевозкам, прекрасно знает, что монополист «Аэрофлот» уже давно задавил большую часть конкурентов на рынке авиации. Не первый год приходится видеть, как самые «сладкие» кусочки пирога (маршруты, перевозки, лучшее время) отходят крупнейшей авиакомпании. Загадочные «роялти» (деньги за пролет иностранных авиакомпаний, идущие большей частью «Аэрофлоту»), которые вроде бы уже вот-вот отменят, но что-то все никак не отменяют, также, без сомнения, пополняет копилку. Фраза из квартального отчета – «получение в случае крайней необходимости государственных гарантий, дотаций и других способов государственной поддержки для поддержания бизнеса» - также скажет о многом внимательному читателю (я лично доверяю таким документам значительно больше, чем публичным обещаниям господина Савельева не обращаться за государственной поддержкой). Извините, но если «Аэрофлоту» не хватает, то всем остальным давно пора повыбрасываться из окон!
          - Новые самолеты, говорите? Нет, конечно, здорово, что «Аэрофлот» усиленными темпами пополняет бюджет «Боинга» и «Эйрбаса», окончательно втаптывая в грязь отечественное авиастроение (и не надо, пожалуйста, про SSJ - эту состоящую частично из иностранных комплектующих каплю в море американских и французских лайнеров). Знакомо ли топ-менеджменту выражение «жить по средствам»? Гипотетическая уборщица «тетя Дуся», набравшая кредитов на новенький «Инфинити», тоже может гордиться своим личным самым современным автопарком среди всей Тиманской улицы города Воркуты, однако обязанности платить квартплату и покупать продукты это с нее не снимет.
          - С умом ли тратятся средства авиакомпании? Как вам, например, нашумевший тендер на 90 миллионов рублей за написание заказных статеек? А более миллиарда рублей в виде премий для всего лишь семидесяти сотрудников? А спонсирование американского баскетбольного клуба «New Jersey Nets» и контракт с «Манчестер Юнайтед», оцениваемый на 40 миллионов долларов?.. Удивительно, что отказались от контракта на шесть миллионов рублей за написание фирменной мелодии. Подумаешь, шесть «лимонов», зато отличный рингтон для мобильников топ-менеджмента.
          - Деньги, которые «Аэрофлот» должен обслуживающим компаниям, по всей видимости, «работают». Думаю, все понимают, что деньги приносят деньги. Ими можно играть, их можно вкладывать, запускать в оборот. Именно поэтому, когда платежи такого уровня не погашаются, сразу возникает мысль – где гарантия, что топ-менеджер не свалит куда-нибудь поближе к пальмам, оставив нищую авиакомпанию и государство в роли «лоха», которому придется эту самую компанию поднимать? Случайность, стратегия или умысел?
          Что характерно, в правлении «Аэрофлота» все чаще фигурируют люди, которых молва связывает с АФК «Системой», компанией, не так давно прогремевшей на всю Россию. Помните, наверное, как подозреваемый в многомиллионном хищении глава АФК «Система» находился под домашним арестом, будучи крайне недовольным данной мерой пресечения (да, примерно в то же время, в которое протирали нары, по всей видимости, гиперопасные и способные к дерзкому побегу рядовые сотрудники «Внуково» после крушения самолета главы «Total»)? К счастью, справедливость восторжествовала, и Евтушенкова выпустили – ведь любому ясно, что олигарх такого уровня невинен, как младенец. Надеюсь, время проживания под домашним арестом компенсируют ему из бюджета.
          Зайдя в раздел «правление» симпатичной интернет-странички «Аэрофлота», на кадры из «Системы» натыкаться будете регулярно: генеральный директор Савельев, зам. по финансам Курмашов, директор по информационным технологиям Богданов, зам. генерального по работе с клиентами Зингман, а также зам. генерального по продажам Сапрыкин - все «системовцы». Неплохая подборка, не так ли? Надеюсь, господин Евтушенков не в обиде на господина Савельева, перетянувшего в готовящийся к приватизации «Аэрофлот» такую ораву ценных сотрудников?
          Вот, к примеру, Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам, подпись которого можно лицезреть на финансовых документах – тоже выходец из АФК «Система». Интересно, подписывал ли Шамиль Равильевич подобного рода траты при работе в частной компании? Очень досадно, что менеджер такого уровня (а Шамиль Курмашов – лауреат множества наград) допускает такие позорные просрочки по платежам за услуги, от которых, собственно, зависит работа авиаперевозчика. Его ведь в свое время даже в министры финансов прочили – но пока не срослось. Наверное, просто жалко было разбивать такую эффективную связку «системных» однокашников.
          Мало того что сама авиакомпания не платит многим своим «контрактникам», так еще и ее дочерние предприятия нет, нет, да и вляпаются в скандал – как, например, «Владивосток Авиа», задолжавшая не так давно почти 367 миллионов рублей компании «Ильюшин финанс» за отечественные лайнеры (не «Боинг» - потерпят), которые тут же были названы неэффективными и устаревшими. Это что, новая корпоративная традиция? Я одного не могу понять: неужели не важнее заниматься своей производственной деятельностью, чем финансированиями футбольных клубов и прочими «эффективными тратами»? Кому важнее заплатить – американскому баскетболисту или тому, кто примет, проверит и обслужит твой самолет? Какие еще после этого премии?.. Какой-то театр абсурда, где все видно на поверхности, но действующие лица и зрители усиленно отворачиваются от всех проявлений объективной реальности.
          Так вот, для всего топ-менеджмента «Аэрофлота» - бесплатные советы от простого работяги:
          - Покупайте НАШИ самолеты! На то вам и роялти, и гос. поддержка, и статус национального перевозчика! Ну, некому, кроме вас, развивать отечественный воздушный флот! Неужели эффективные менеджеры не понимают элементарного – попадание в зависимость от иностранных партнеров рано или поздно грозит перекрытием подачи кислорода!
          - Платите за РЕАЛЬНО оказанные услуги!
          - Занимайтесь СВОЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ деятельностью, ее работой, продвижением и улучшением, а не написанием мелодий по шесть лимонов!
          - Уменьшайте количество зарубежных заимствований
          - Хватит пользоваться иностранным опытом спонсирования футбольных клубов! Пользуйтесь иностранным опытом в сфере производственной эффективности и безопасности!
          Я так пишу, как будто вы этого не понимаете… Нам же прекрасно понятно, почему делается именно ТАК, а не по-другому, не так ли? Так что данные советы я скорее адресую молодым любителям авиации – тем, кому придется лет через дцать возрождать окончательно уничтоженную российскую авиационную отрасль.


ВАСИЛИЙ МОХОВ


23.01.2015



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.02159309387207