Вестник гражданского общества

Большой ХАПок

Создание международного хаба на основе аэропорта «Шереметьево» больше всего похоже на рейдерский захват

«Эффективные менеджеры» ОАО МАШ «Шереметьево»: А.Ильин, А.Олейник и С.Ярышев

          Правительство готовит Международный аэропорт «Шереметьево» к приватизации, планируя продать консолидированный пакет акций Московского авиатранспортного узла, в который также войдут аэропорты «Внуково» и, возможно, «Домодедово». Однако объединить активы законными способами в настоящее время не представляется возможным. Поэтому влиятельные финансовые группы, стремящиеся прибрать аэропорт к рукам, похоже, готовятся к недружественным методам «слияния и поглощения».
          1 декабря 2012 года в обстановке повышенной секретности на должность замов генерального директора Международного аэропорта «Шереметьево» М.Василенко были назначены сразу три кандидата: Сергей Ярышев, Александр Олейник и Александр Ильин. Длительное время руководство аэропорта скрывало информацию о произведённых кадровых назначениях. Официальные объяснения последовали лишь после того, как в прессе появились первые публикации, построенные в большей части на догадках и предположениях. 
          В совете директоров аэропорта принятые кадровые решения объяснили необходимостью усиления команды для реализации масштабных инвестиционных программ, связанных с возможным объединением «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» в одну управляющую компанию. Предложения о назначении замов внес на совет директоров гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко. Однако, как следует из его комментария, данного в прессе, подбором кандидатов занимался не он.
          «Усиление команды разделяю, - прокомментировала независимый директор, и тут же, будто оправдываясь, добавил: вопрос подбора команды – это уже компетенция комитета по кадрам и генерального директора».
          Уточним, комитет по кадрам и вознаграждениям совета директоров МАШ «Шереметьево» (в то время) возглавляла Зумруд Рустамова, замгендиректора компании «Полиметалл» - одной из ведущих золотодобывающих компаний в России - и супруга вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве Дмитрия Медведева транспорт. Официально Дворкович не занимается вопросами Московского авиационного узла, но до недавнего времени сохранял влияние через свою супругу, которая профессионально заседает в советах директоров многих компаний и является многолетним штатным сотрудником олигарха Сулеймана Керимова.
          Между тем, интрига, связанная с назначением в управление Международного аэропорта «Шереметьево» трёх новых менеджеров - Александра Ильина, Сергея Ярышева и Александра Олейника начинает приобретать всё более отчётливые и понятные очертания. Дело в том, что согласно последним требованиям первого лица государства, план объединения активов московского авиатранспортного узла должен быть готов до 1 июня текущего года. Как пишет «Газета.ру», «на консолидированный бизнес в рамках приватизации будут претендовать структуры предпринимателей Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько - партнеров по инвестгруппе ТПС». Изначально предполагалось, что консолидация произойдет уже к концу 2012 года. Но процесс затянулся, пишет сетевое издание. В июне 2012 года гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко пояснял, что консультант по объединению выбран (компания A.T.Kearney) и приступил к работе. «График объединения сейчас составляется, и, думаю, если все пойдет в таком темпе, то в начале 2013-го или до середины года объединение произойдет», - сказал Василенко.
          Однако генеральный директор ОАО МАШ «Шереметьево» данное обещание не выполнил. В сентябре того же года источник во «Внуково» говорил, что «по теме объединения с «Шереметьево» вообще ничего толком не происходит».
          Сейчас, по данным источника, близкого к ОАО МАШ «Шереметьево», нет не только плана консолидации, но и четкого задания, по которому должны работать консультанты из A.T.Kearney. Проблема состоит в том, что законными методами объединить активы московского авиатранспортного узла не представляется возможным, в виду слишком большого количества частных (неподконтрольных государству) компаний, обеспечивающих процесс воздушного сообщения.
          Между тем, консолидированные активы «Шереметьево» и «Внуково», на которые положили глаз структуры, принадлежащие Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу, представляют слишком лакомый кусок, от которого трудно отказаться. Ведь это не только высокорентабельный бизнес, который может им достаться после приватизации и полного выхода государства из объединенной аэропортовой компании к 2016 году, но и небезынтересный иностранным инвесторам стратегический объект, обеспечивающий транспортную безопасность страны. А это значит, что в ход могут пойти подзаконные методы так называемого «недружественного поглощения», на которых в своё время специализировалась новая команда менеджеров, вошедших в декабре 2012 года в управление ОАО МАШ «Шереметьево».
          Так, например, хорошо известна деятельность Сергея Ярышева в Новороссийском морском торговом порту, где он (отстаивая интересы своего «патрона» - бизнесмена Александра Пономаренко) принимал непосредственное участие по смене власти внутри этого предприятия. В результате Александра Пономаренко, имевший до того лишь 10% акций порта, получил полный контроль над ним, после чего порт был продан.
          Александр Павлович Олейник, занимающий сейчас в «Шереметьево» должность заместителя гендиректора по экономике и финансам – фигура, менее освещенная в СМИ. Однако и у него нашлись «рейдерские» связи. Дело в том, что «Русский банк развития», в котором Олейник занимал пост, имеет прямое отношение к компании «Нерль», известную в свою очередь как черный рейдер.
          Таким образом, как минимум двое представителей новой команды менеджеров аэропорта «Шереметьево» имеют прямое отношение к рейдерских захватам. При этом в ОАО МАШ не отрицают, что эти люди призваны для того, чтобы решать задачи по приватизации аэропорта «Шереметьево» и объединению его с «Внуково».
          Интересно, знают ли глава государства Владимир Путин и председатель правительства Дмитрий Медведев, какими методами предполагается выполнять сформулированные ими задачи по созданию современного международного хаба*?
          Хаб «на кулаках», создающийся ребятами с битами, - это, конечно, хороший сюжет для второсортного боевика начала 90-х, но никак не программа модернизации авиатранспортной отрасли огромной страны.

________________________________________

          * Хаб (крупный транспортный центр). Аэропорт-хаб в авиационном бизнесе определяется как «специально разработанная сеть маршрутов, при перевозках внутри которой два пункта связаны между собой не непосредственно, а через центральную точку, именуемую хабом».
          Аэропорт-хаб — это пункт назначения, куда направляется некоторая часть пассажиров, чтобы сделать там промежуточную остановку и, сменив воздушное судно на другое той же авиакомпании или альянса авиакомпаний, продолжить свой полет в конечный пункт назначения, поскольку исходный пункт их вылета не связан прямым рейсом с целевой точкой. Аэропорты-хабы предлагают лучший уровень сервиса, больший выбор пунктов назначения и большую частоту выполнения рейсов, по сравнению с аэропортами, обеспечивающими перевозки только «из пункта в пункт».
          Мировая система хабов в целом уже сформирована. Пионером этой системы стал аэропорт Атланты в США, где еще в 1950-х годах авиакомпания Delta начала делать стыковки собственных рейсов.


ОЛЬГА СИНИЦЫНА


11.03.2013



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.060450792312622