Вестник гражданского общества

Очередной обман законодателей

Записки адвоката

           Большой ажиотаж в СМИ вызвало принятие нормативного акта, регламентирующего оказание медицинской помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, включая находящихся под стражей: «Правила оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы...»  Даже многие правозащитники поспешили воспринять это как шаг к гуманизации пенитенциарной системы.
          Мое мнение, что это новшество - ничто иное как изобретение велосипеда, то есть является забытым старым. Опытный в делах российской ФСИН Глава общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев придерживается такого же мнения, по его словам, «ничего принципиально нового в этом документе нет».
          Более того, я скажу, что эти Правила могут оказаться очередной обманкой для тех, кто ожидает положительных перемен в оказании медицинской помощи зэкам.
          Думаю, что для всех очевидно, что Правила эти появились в связи с фактом гибели в СИЗО юриста Сергея Магнитского, вызвавшего широкий общественный резонанс. Эта смерть - результат правовой бездеятельности сотрудников ФСИН, прокуроров, следователей, судей, которая, в свою очередь, является следствием установившейся государственной политики: давить зэков до конца. А также результат безграмотности всех вышеперечисленных «служителей закона». Однако, по порядку и поближе к теме.

Почему Правила не являются новшеством в нашем законодательстве? 

            В России существует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем (в Законе, а не в каких-то Правилах) четко обозначены права лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы, на охрану своего здоровья:
           «Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи.
          1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
           2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства. 
          3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
          4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          5. Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, а также лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.
          6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.
          7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
          Что тут еще можно сказать? Только исполняй закон. Есть еще ряд законов и подзаконных актов, где расписан механизм правоприменения. Много информации по этой теме опубликовано на сайтах правозащитников (http://zagr.org/275.html). Проблема крылась в том, что почти никто из сотрудников ФСИН России не хотел исполнять эти законы, даже руководители. И ответственности за это не несли.
          Те юристы и правозащитники, которые читали эти нормативные акты, добивались от сотрудников ФСИН и вызова «Скорой помощи» в колонию, и вывоза больного в гражданское медицинское учреждение не только на лечение, но и на обследование и т.д. и т.п. К сожалению, там, где в этой помощи было отказано, мало было обращений в суды с доведением дела до ЕСПЧ.

Почему эти Правила могут оказаться очередной обманкой?

          Если ранее, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», немало было случаев, когда больным предоставляли медицинскую помощь в гражданских больницах (они лечились там, им делали операции), то теперь со ссылкой на эти Правила, вызывать врачей будут только в СИЗО или исправительные колонии, отказывая помещать заключенных в гражданские лечебные учреждения. А, как известно, сотрудники ФСИН РФ часто оказывают давление на врачей, понуждая их писать в заключении, что человек не так уж болен, что его не нужно помещать в больницу, что он опасен для общества и у них нет средств для его охраны за пределами колонии и т.п. Сейчас эта тенденция может усилиться. А смерть лица, находящегося под стражей, прикроют несколькими вызовами «Скорой помощи» (мол, реагировали) и запишут, что помощь больному уже была бесполезной.
          Правила лишь очередной раз привлекают внимание к проблеме оказания медицинской помощь тем, кто оказался за решеткой (или за колючей проволокой). В этом их польза. А решение проблемы - в строгом соблюдении соответствующих законов! И в ответственности тех, кто их грубо игнорирует.


МИХАИЛ ТРЕПАШКИН


14.01.2013



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.024828910827637