Вестник гражданского общества

Большая вина маленького конформиста

          В ходе обсуждения поведения разных общественных групп после думских и президентских «выборов» часть либеральных публицистов, духовно связанная с традициями шестидесятнического народопоклонства, вновь завела «политкорректную» песню о том, что не надо, дескать, обижать маленького человека-путинца и называть его быдлом, анчоусом и т.п. Слёзы и сопли по поводу трагедии «малых сих», не ведающих меры своего ничтожества и потому не ответственных ни в моральном, ни в каком ином отношении, – одна из любимых песен российского интеллигента, исполняемая нередко с мазохистскими интонациями и кокетливо-наигранным чувством вины. Суть же сводится к тому, что маленький человек, будучи конформистом и приспособленцем по своей неизбывной природе, таким образом, оказывается в своём праве: осуждать его не за что, и спросу с него никакого.
          С этим можно было бы согласиться, если бы в обществе существовало «официальное» или, по крайней мере, общепринятое разделение на типы - граждан и обывателей - с соответствующим социально-статусным оформлением этого разделения. Но поскольку такого разделения нет и не предвидится и критерии проявления в человеке человеческого остаются общими, то тогда уж давайте осмелимся, вопреки пошлому и лицемерному политесу, называть вещи своими именами. А именно называть быдло тем, что оно есть – то есть быдлом.
          Что грозило обывателю-конформисту в случае отказа участвовать в пропутинской массовке? Расстрел? Тюрьма? Ссылка? Голодная смерть на улице? Ничего подобного эта власть в случае отказа, особенно солидарного, с ним бы не сделала. Но массовое «пригибание» под наглый напор начальства опасно развращает последнее. Имея за спиной скотски покорного и на всё согласного обывателя, люмпена, трусливого или купленного за три копейки конформиста, власть, не боясь, сажает, гнобит, пытает и убивает граждан, зная, что «народ поймёт», поддержит или, в крайнем случае, промолчит.
          Маленький человек жалок, но не невинен. В конечном счёте, от его имени и с его молчаливого согласия власть творит все свои мерзости. И именно из серой безликой среды конформистов-приспособленцев, маленьких людей власть рекрутирует свои кадры. И если в ближайшее время Россия окончательно сойдёт с исторической сцены, то главным героем этой драмы будет не власть, а именно российское быдло, упустившее все исторические шансы на достойное будущее.
          Кант заметил, что характер – это способность действовать по принципам. Нет характера – нет человека в полном смысле этого слова. Если принципы окончательно отступают перед интересами, то человек теряет внутренний стержень, который собственно и делает его полноценным членом общества, гражданином.
          Утверждаю: выбор между позицией гражданина и положением безгласного объекта манипуляций существует всегда. Все разговоры о необходимости кормить семью, о безысходных обстоятельствах и сволочной жизни – жалкие и пошлые отговорки, столь же старые, как и сам тип конформиста.
          Интеллигент-быдлопоклонник призывает уважать! Но как можно уважать того, кто сам себя не уважает? Как можно уважать блеющее по команде стадо баранов? Или следует уважать каждого барана по отдельности? Увы, отдельный баран – это всего лишь стадо в единственном числе. Высокомерие? Снобизм? Гордыня? Брезгливое презрение? Иногда, так. Адвокатом снобов быть не собираюсь. Но суть неприязни глубже. В закатные времена, когда спадают завесы и сбрасываются маски, массовка становится соучастницей преступлений обезумевшей от страха и безнаказанности власти.
          Есть ещё одна сверхбольшая тема, которую интеллигентское сознание с ужасом от себя гонит. Прошлый век более чем ясно показал, на что способен этот самый маленький человек, когда динамично меняющийся мир выбивает его из уютного гнёздышка привычных мифов. В какое чудовище он превращается, получив возможность унижать, грабить и убивать от имени государства, не важно, какого – коммунистического или национал-социалистического. Ох, как не любит интеллигент-быдлопоклонник вспоминать, что не лично тов. Сталин пытал и расстреливал миллионы людей и что массовый террор определяется не наличием наверху тирана, издающего людоедские указы, а готовностью миллионов варваров с лычками и без эти указы с охотой и сладострастием исполнять. Разумеется, при готовности жертв покорно идти на заклание. В ином случае исполнительский энтузиазм быстро иссякает.
          Сейчас очень многое зависит от того, готово ли российское общество, следуя укоренившимся психологическим стереотипам, вновь расколоться на палачей и жертв, где и те, и другие бездумно и покорно играют свою роль в очередном дьявольском спектакле? Ведь если нет принципов, и, стало быть, характера, а есть лишь пресловутый «менталитет», то ничего другого и не остаётся. Вопрос не праздный. Ведь уже всем, наконец, стало ясно, что прекраснодушные грёзы о смене вектора развития путём полюбовного соглашения с тянущей страну в пропасть властью – вздорная и пагубная иллюзия. И быть может, поведение «малых сих» окажется в критический момент решающим фактором.
          Тупости, трусости, продажности, приспособленчеству, холуйству, жлобству и т.п. можно найти миллион объяснений. Но нельзя подсовывать эти давно и хорошо известные объяснения в качестве оправданий. Когда часы истории показывают БОЛЬШОЕ ВРЕМЯ, ничто «человеческое, слишком человеческое» (Ницше) не оправдывает «малых сих» в их ничтожестве. Слишком велика цена вопроса.


АНДРЕЙ ПЕЛИПЕНКО


09.05.2012



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.017072916030884