Вестник гражданского общества

«Что есть добро и зло»

Размышления о религии, науке и нравственности, навеянные событиями вокруг православной церкви и патриарха Кирилла

Фото с сайта alchevskpravoslavniy.ru

          Заголовок этой статьи взят из высказывания патриарха Кирилла. На сайте РИА Новости 15 апреля 2012 г. опубликовано сообщение «Патриарх: нападки на РПЦ вызваны тем, что церковь стала неудобной».
          По данным РПЦ, в последнее время произошла череда актов вандализма и осквернения храмов, начавшаяся 21 февраля с панк-акции в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. 6 марта в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге мужчина топором нанес удары по 30 иконам, представляющим духовную, историческую и художественную ценность. 18 марта храм преподобного Сергия Радонежского города Мозыря был осквернен богохульными надписями, а 20 марта в Покровский кафедральный собор Невинномысска ворвался мужчина с охотничьим ножом, который избил священника, сломал Царские врата, осквернил иконы и алтарь храма.
          Как отмечается в сообщении, упрёки общественности патриарху Кириллу связаны, в частности, с судебным делом о взыскании 20 миллионов рублей с лиц, якобы причинивших ущерб его квартире в центре Москвы. Кроме того, по утверждениям некоторых СМИ, патриарх Кирилл носит очень дорогие часы. В ответ на обвинения, предъявленные лично ему, патриарх Кирилл заявил, что они связаны с «общим контекстом антицерковной борьбы». По его мнению, «речь идет о том, что Церковь стала неудобной, что она по-прежнему, а в настоящее время гораздо громче, чем вчера, говорит, что есть добро и зло».
         Здесь есть, над чем поразмышлять. Невольно вспоминается детское стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». В обыденной жизни это различить просто, но в жизни общества всё значительно сложнее. В советском прошлом на этот вопрос отвечали с сугубо классовых позиций: пролетарское - хорошо, буржуазное - плохо. Но это время ушло. Где граница между добром и злом в нынешней постсоветской России? Понятие общественного класса потеряло прежнюю актуальность. Казалось бы, на первый план вышло имущественное различие: богатство - хорошо, бедность - плохо. Но при более внимательном анализе думается, что, всё же, не здесь сегодня лежит граница между добром и злом. Теперь она, скорее, не столько в имущественной, сколько в нравственной области. Если, конечно, рассматривать её не в узко житейском, а в широком общественном плане.
          Приносишь пользу людям - хорошо, не приносишь - плохо. Примеров тому много. Богатый бизнесмен, владелец или директор предприятия, которое нормально работает, производит нужные товары или услуги, обеспечивает работников рабочими местами и достойной заработной платой. Депутат или чиновник, компетентно и честно выполняющий свои обязанности, не берущий взяток. Талантливый учёный, актёр, литератор - тот, кто обогащает науку и искусство творческими достижениями. Военнослужащий, исправно несущий нелёгкую службу. Учитель или преподаватель, не жалеющий труда и знаний на пользу молодому поколению. Врач, реально умеющий лечить, безотказный в помощи пациентам. Судья, неподкупный и справедливый. Слесарь-сантехник, ремонтник, электрик - тот, кто своими золотыми руками, умением и трудолюбием решает проблемы нашей повседневной жизни. Всех хороших людей не перечислить. Они каждый день творят добро.
          И есть их антиподы: воры и взяточники, мошенники и жулики, неумехи в маске специалистов. Все те, кто делает вид, что работает. Они творят каждодневное зло, часто имея незаработанное богатство и занимая незаслуженно высокое общественное положение. К сожалению, таких сегодня много. О них - моя статья «Нечестность». Что же касается нравственности в житейском смысле слова, то она обычно видна невооружённым глазом. Впрочем, не стоит забывать и меткого наблюдения Ивана Андреевича Крылова в одной из его замечательных басен: «По мне хоть пей, да дело разумей!»
          Церковь может и должна служить обществу в благородном деле утверждения добра и борьбы со злом. По Конституции РФ наша страна - светское государство. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Выскажу непопулярную ныне мысль: современной церкви пора подкрепить абстрактные рассуждения о добре и зле знанием объективных законов общественно-экономического развития. Влияние церкви на власть должно основываться на соединении христианской морали с достижениями современной науки о природе, человеке, обществе. Оружие современной церкви - сила убеждения. Ветхие церковные догматы не должны произвольно трактоваться к собственной выгоде. Церковь не должна пользоваться покровительством государства в корыстных целях. Она должна выступать за правду и справедливость, против всесилия бессовестной наживы и безудержного эгоизма. В повседневной жизни церковь обязана подавать пример скромности и воздержания, если она не хочет потерять авторитет и уважение.
           Ещё одна новость: в школьную программу собираются вводить преподавание основ религиозной культуры. Отношение к этому в обществе разное. В связи с важной и часто обсуждаемой проблемой взаимоотношений религии с наукой и образованием хотелось бы отметить две вещи. Во-первых, многие выдающиеся учёные были искренне верующими или с самого начала, или на закате своей научной деятельности. Почему? Думается, дело в следующем. Можно быть стопроцентным атеистом, т.е. не верить в существование бога как творца всего сущего и как верховного правителя. Но при этом любознательные люди часто задаются вопросом: объективны ли предметы или явления окружающего нас мира? И ещё более интригующий вопрос: откуда взялось всё необыкновенное разнообразие окружающего нас мира, такое интересное, столь разумно и рационально устроенное? Неужели всё это могло возникнуть из простейшей материи лишь в результате её длительной эволюции? В это и в самом деле нелегко поверить. Есть и другой аспект. Что такое непознанные законы, процессы, явления? Ведь они уже объективно существуют, хотя мы их пока не знаем и узнаем лишь через какое-то время. Не есть ли это тот самый «высший разум»? А отсюда уже совсем недалеко и до бога, реального или виртуального! Вот так многие учёные и приходят к выводу, что замысел творца - это и есть уже существующая, но ещё не познанная истина. Да и на склоне лет с жизнью как-то легче расставаться при мысли, что не просто исчезнешь, а перейдёшь к богу в рай!
          Еще один извечный вопрос касательно религии и церкви - роль в обществе, нравственная чистота и человеческая привлекательность. С одной стороны, церковь - хранитель и проповедник добра. С другой стороны, та же церковь слишком часто бывала источником зла (вспомним жестокие расправы во времена «святой инквизиции). Как примирить одно с другим? Этот вопрос особенно важен в нынешней России. Все ли священнослужители обладают столь высокими нравственными качествами, какие проповедуют? Служат ли они в повседневной жизни примерами честности, порядочности, человечности?
          Религия и церковь не должны отвлекать человека от активной жизненной позиции и от продуктивной творческой деятельности. «На бога надейся, но сам не плошай!» - одна из популярных народных поговорок. Я верю не в бога, а в силу человеческого разума, в его способность познать мир во всей его сложности. Верю в способность людей устроить свою жизнь истинно по-человечески. Такую жизнь, при которой люди проявляли бы свою энергию в созидательном труде, а не в том, чтобы обманывать, отталкивать и унижать друг друга ради лишнего куска от общественного пирога.


ВЛАДИСЛАВ ФЕЛЬДБЛЮМ


22.04.2012



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.015339851379395