Вестник гражданского общества

«Вклад» России

Продолжение статьи «Старение капитализма - угроза человечеству!»

Советский танк на улицах Праги, 1968 г.

          Снова и снова думаешь об этих удивительных выступлениях миллионов людей в демократических странах против социальной несправедливости и «терроризма» банков. Люди поднялись без помощи каких-либо партий, идеологий и вождей-организаторов! Думаю, главным организатором здесь оказался разум, развитие сознания у людей в цивилизованных странах. Люди там осознали, наконец, что «все они рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, …и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Из статьи 1 Всеобщей декларации прав человека ООН), провозглашенной ООН 12 декабря 1948 года. И теперь, через 63 года, наемные работники всех видов труда, стали понимать, что фактически они – НАЕМНЫЕ РАБЫ его величества Капитала. На работу нанимаешься сам (если она есть!), а когда нанялся – делай только то, что велят, и получай, что дают. Иначе – пшёл вон! И, между прочим, в преамбуле упомянутой декларации говорится, что люди должны иметь не только свободу слова и убеждений, но и должны быть «свободны от СТРАХА и НУЖДЫ». И расширением понимания своих прав мы опять же обязаны развитию вместе с сознанием и чувства собственного человеческого достоинства, и понимания общности судьбы наемных РАБотников всех классов и слоев общества, что и предопределило ликвидацию классовой разобщенности и всеобщую массовость новых революций и протестных движений.
          Живя на Западе, я понимал, что капиталистическая система стареет и делается опасной для мира. Старели и отмирали и прежние уклады жизни - рабовладельческий, феодальный - и они всячески сопротивлялись приходу нового, идущего им на смену уклада. Но тогда сильные мира того еще не владели оружием массового уничтожения, а средства производства еще не были столь развиты, как сейчас, когда их действие, направленное только на увеличение прибылей, ведет к разрушению экологии и к созданию условий, несовместимых с жизнью разумных существ на планете Земля.
          Понимал все это, но и представить себе не мог, что люди одновременно во множестве стран смогут подняться на протест против существующих социальных порядков. Слишком уж вовлеченными они были в заботы капиталистической жизни. По крайней мере, большинство. Массовые выступления протеста случались, но не такие интернациональные как сейчас.
          Однако нынешняя волна протеста вызывает не только радостное удивление, но одновременно и тревогу. У протестующих граждан нет, видимо, понимания, как и чем можно и нужно заменить нынешний господствующий в мире строй. А без этого нет и шансов на успех. И решающий вклад в создание такой ситуации сделала, увы, Россия, когда она пребывала еще в «социалистическом» качестве (точнее, в государственно-феодальном, если без демагогии).
          Дело в том, что очаги будущего, посткапиталистического строя уже лет 50 как появились на Западе. Строй этот представляет собой синтез определенных черт социализма и капитализма или их «здоровую конвергенцию», как говорил академик Андрей Сахаров. Синтезируется коллективное владение предприятиями и учреждениями их работниками (это от социализма) и рыночная, конкурентная экономика (от капитализма). Создаются предприятия/учреждения, принадлежащие работникам, либо путем выкупа их трудовыми коллективами у прежних хозяев-капиталистов, либо строятся с нуля с помощью кооперативного инвестиционного фонда (банка), которым владеют предприятия и учреждения, работникам принадлежащие.
          Эти ростки будущего общества существуют уже почти во всех отраслях экономики и почти во всех развитых демократических странах. Размеры фирм, назовем их для простоты кооперативными, встречаются самые разные - от маленьких до очень больших. К примеру, в США в коллективной собственности работников находится одна из самых крупнейших авиакомпаний мира «Соединенные авиалинии» (United Airlines); создана там и интереснейшая по устройству «Научно-прикладная международная корпорация» (SAIC). Создана она в 1969 году по инициативе физика-ядерщика Джона Роберта, и имеет сейчас филиалы во многих развитых странах. 60% заказов «Сошл Эпликейшн», как сокращенно именуют корпорацию, получает из Пентагона! В годы горбачевской перестройки она по поручению Пентагона оценивала советские военные технологи, которые раньше были засекречены, а в перестройку продавались западным странам. Это говорит об уровне заведения.
          Особый интерес в мире вызывает испанская «Корпорация кооперативных предприятий «Мондрагон», объединяющая около 200 фирм с общим числом работников-совладельцев в 84 тысячи человек и общим годовым доходом около 15 миллиардов Евро. Это по состоянию на 2010 г., т.е. в период депрессии. Начинала создаваться корпорация в начале 50-х годов с маленькой мастерской бытовых электроприборов и небольшого техникума, принадлежавшим работникам и преподавателям.
          Сейчас корпорация «Мондрагон», кроме всего прочего, имеет три научно-прикладных института, более ста технических учебных заведений (4 из них университетского уровня), строит дома для членов корпорации, имеет сеть супермаркетов. Для общего руководства корпорацией избираются парламент («Конгресс корпорации») и правительство («Генеральный Совет»). Выборы (в парламент) проводятся по производственному принципу – депутатов избирают прямо в коллективах фирм, составляющих корпорацию.
          Самое важное, историческое достижение создателей «Мондрагона» - кооперативный инвестиционный банк, «Народная, рабочая касса». Она финансирует создание новых фирм и предоставляет беспроцентные кредиты на модернизацию действующим фирмам. Новые предприятия и учреждения Касса продает трудовым коллективам по себестоимости и с выплатой в рассрочку. В дальнейшем новые фирмы, как и старые, ежегодно перечисляют в эту Кассу примерно 10% своей прибыли в качестве паевого взноса. Они могут этого не делать, но тогда они теряют возможность брать в Кассе беспроцентные кредиты для модернизации и прочих нужд. «Народная рабочая касса» заменяет в «Мондрагоне» банковскую и биржевую структуру капиталистического строя. В целом «Мондрагон» представляет собой фактически мини-государство будущего.
          Создателем, архитектором корпорации «Мондрагон» был католический священник в провинции Басков - Хосе Аризмендиарриета. Я уверен, что в будущем (если оно будет у человечества!) это имя войдет в историю наравне с именами великих первооткрывателей, таких как Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин. К сожалению, Дон Хосе, как его звали товарищи, ничего не писал о своей работе и жизни. Как и Христос!
          Важно понимать, что очаги посткапиталистического строя создаются не под влиянием какого-либо учения, идеологии, а единственно из желания работников больше зарабатывать и лучше защищать свои рабочие места. Кооперативные фирмы разоряются значительно реже частных акционерных. Только позже, работая в таких фирмах, люди осознают и другие преимущества, такие как независимость от хозяев и их высокопоставленной челяди в виду отсутствия тех и других, возможность создания безвредных для здоровья условий труда, причастность к решению общих для фирмы проблем, защищенность от разрушительных кризисов и, наконец, работа по принципу «для всех и для себя».*
          В демократических странах Запада деятельность кооперативных фирм не подвергается никаким ограничениям или преследованиям со стороны властей, но крупные и сверхкрупные частно-акционерные корпорации не допускают широкого распространения таких фирм, наполняя рынок относительно дешевым товаром, вырабатываемым на принадлежащих им предприятиях в странах с дешевым трудом. В далеком прошлом крупные феодальные хозяйства также не допускали широкого распространения капиталистических фирм. Потребовались многочисленные кровопролитные революции, чтобы разрушить феодальный уклад.
          Я понимаю, что этот мой «намек» на необходимость революций будет с возмущением воспринят большинством российских интеллигентов. Большая часть российской интеллигенции с ее традицией кидаться из крайности в крайность любую революция воспринимает как абсолютное зло! Не сознавая при этом (или не желая признавать), что еще недавно милая ее сердцу «шоковая терапия» по внедрению капитализма была ни чем иным как революцией, да еще с применением танков для стрельбы по единственному в истории России демократически избранному парламенту.
          Не признавая революций, российские интеллектуалы не заметили, что после окончания Второй Мировой Войны в демократических и цивилизованных странах возник новый вид мирных революций через массовое, всеобщее давление народа на власть без применения оружия. Благодаря массовости давления и уязвимости сложной инфраструктуры современных развитых стран новые революции, как правило, заканчиваются успехом. Примеры таких революций - свержение фашистских режимов в Португалии и Испании, революции в Чехословакии («Пражская весна» 1968 г.), и «Солидарности» в Польше (1980-81 г.г.), фактически уже победившие, но подавленные -- в первом случае огромной советской армией, а во втором – польскими властями по требованию Москвы. Целью этих двух революций было создание кооперативного строя, о котором мы говорили выше, или «строя социалистического самоуправления», как его называли в Польше. Позже, на рубеже 80-х – 90-х годов в странах Восточной Европы с помощью мирных революций были свергнуты авторитарные режимы советского «реального социализма». 
           Так вот, из-за пассивности и умственной деградации советской интеллигенции, а с тем и пассивности всего народа, руководство КПСС совершило два самых больших злодеяния: разгромило революцию «Пражской весны» и польской «Солидарности». Не дав этим революциям достичь своих целей – создать посткапиталистический строй, вожди-сталинисты увеличили вероятность гибельного исхода истории человечества.
          Дело тут в том, что большинство людей на Западе не обращает серьезного внимания на существование отдельных ростков и анклавов нового строя, не видя в них зачатков нового социального строя. Но если бы строй этот занял господствующее положение в каких-либо странах, то на него обратили бы пристальное внимание во всем мире, и он стал бы расширять свою географию.
          Интересно, что убежденным сторонником такого развития был Папа Римский Иоанн Павел II. В энциклике «Занимаясь трудом», посвященной борьбе за новый строй в Польше, Папа писал: «Человек труда - это не просто орудие производства, но и личность, имеющая в ходе всего производственного процесса приоритет перед вложенным в дело капиталом. Самим актом своего труда человек становится господином на своем рабочем месте, хозяином трудового процесса, хозяином продуктов своего труда и их распределения».
          Когда руководители Советского Союза стали выражать свое крайнее недовольство деятельностью «Солидарности», Папа Римский заявил, что если они введут в Польшу войска, чтобы подавить «Солидарность», он приедет в Польшу защищать «Солидарность». Но 13 мая 1981 года турецкий террорист, агент КГБ Болгарии по заданию советского КГБ тяжело ранил Папу Римского, который после этого стал инвалидом и не смог приехать в Польшу 13 декабря 1981 года. В этот день, точнее в ночь, по ультимативному требованию Москвы польские спецподразделения и армия арестовали (интернировали, как они это назвали) почти всех активистов «Солидарности», а оказавших сопротивление – убили.
          Позже – в 1988 году, во время свержения в странах Восточной Европы режимов, навязанных Советской Россией, Папа Римский предупредил общественность этих стран: «Капитализм не должен служить образцом для стран Восточной Европы после падения там коммунистических режимов».
          Но, увы, его никто не услышал в Восточной Европе. Люди в этом регионе спешили воспользоваться тем, что в Москве к власти пришел какой-то чудак, решивший распустить последнюю в мире империю. Завтра, боялись все в Восточной Европе, в Кремль опять придет какой-нибудь империалист и начнет восстанавливать империю. И люди восточно-европейских стран думали только о том, как бы им поскорее слиться с Европой, укрыться под ее крылом. Не говоря уж о том, что большинство активистов «Пражской весны» и «Солидарности» вынуждены были бежать на Запад, и растворились там, либо провели многие годы в тюрьмах своих стран. И молодежь этих стран не пришла заменить эмигрантов и тюремных узников, понимая, что Россия никогда не допустит каких-либо реформ в своей Империи. Никто же не мог предполагать, что Россия и ее военная мощь развалятся в скором времени.
          Знаменитый историк и политолог США Збигнев Бжезинский, в прошлом советник президента Джимми Картера, писал в газете «Вашингтон Пост»(3.08.1982): «Основной вопрос современности заключается в том, ожидает ли человечество будущее в соответствии с моделью тоталитарного государства, описанного Орвелом, или же мир будет развиваться в направлении плюрализма, основанного на принципах самоуправления. «Солидарность» — это не только лозунг, не только один из героических периодов польской истории, но и доказательство того, что подлинные стремления современного человека направлены на построение комплексного общества, базирующегося на самоуправлении».

          Так вот думали не последние в мире люди о значении нового строя. И нет никакого сомнения, что если бы он установился хотя бы в Польше, то через небольшое время смог бы утвердиться в большинстве стран Восточной Европы и, может быть, даже в России.
          И после этого, при возникновении в мире массового протестного движения, подобного нынешнему, у него была бы четкая цель: построение общества, «базирующегося на самоуправлении».
          В мемуарной книге «Путешествие в будущее и обратно» под фотографией советского танка в Праге, пришедшего туда для подавления революционных реформ «Пражской весны», я поставил подпись: «Под гусеницами этого танка будущее России и человечества».
          Мой великий единомышленник Академик Сахаров неоднократно писал другими словами примерно тоже самое: «Конвергенция социализма и капитализма в конечном итоге единственная альтернатива гибели человечества».
          Идея замены капитализма на строй кооперативного социализма рано или поздно вновь придет к людям, но весь вопрос в том, не случится ли это слишком поздно, когда человечество в процессе саморазрушения пройдет «черту невозврата», как опять же не раз говорил А. Сахаров.

________________________________________
* «ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ СЕБЯ» - так называется книга знаменитого авиаконструктора Олега Антонова о необходимости перевода предприятий в собственность трудовых коллективов. 


ВАДИМ БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ


08.11.2011



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.023665904998779