Вестник гражданского общества

Еврейский вопрос

          Участие в интернет-форумах привело меня, еврея, к необходимости высказаться по еврейскому вопросу - для более полного взаимопонимания с аудиторией будет лучше, если не будет недомолвок по этой деликатной теме.
          По еврейскому вопросу накопились горы литературы. Желающим глубоко разобраться в этом придётся изрядно потрудиться. Я не ставил перед собой такой задачи. Для общего ознакомления с историей и нынешним состоянием этой проблемы вполне достаточно нескольких книг.*
          Широкая расселённость евреев по всему миру, особенности их национального характера по сравнению с коренным населением, активное стремление к конкуренции и лидерству, упорное сопротивление ассимиляции, приверженность национальным традициям - всё это порождало и до сих пор порождает разнообразные проявления антисемитизма. Высшим проявлением ненависти к евреям стала политика геноцида в фашистской Германии. Евреи изгонялись из страны и безжалостно уничтожались. Множество евреев было расстреляно, отравлено в газовых камерах и замучено в концентрационных лагерях в годы Второй мировой войны. После разгрома гитлеризма в 1945 году геноцид был признан тягчайшим преступлением против человечества.
          История говорит нам и о том, как из евреев делали козлов отпущения за ошибки и предрассудки политиков. Как метко заметил английский писатель Изрейел Зангвилл (1864-1926), «если бы евреев не было, их следовало бы выдумать для удобства политиканов на все времена». Хитрые и нечестные правители сваливали на еврейское население своих стран вину за трудности и проблемы, натравливали на евреев коренное население, чтобы таким гнусным образом «выпустить пар» недовольства, порождённого их собственной политической бездарностью. Именно такова была природа еврейских погромов в царской России. Великая Октябрьская революция покончила с этим позорным явлением российской истории.
          Среди евреев много умных, талантливых людей. Евреи дали миру многих выдающихся учёных и изобретателей, деятелей культуры и искусства (см. М.Шапиро. «100 великих евреев». М.,«Вече», 2005). Но было бы неправильно считать, что среди евреев, как и у любой другой нации, нет глупцов или лентяев. Тему преследования евреев нередко раздувают искусственно. Бывает, что человек еврейской национальности явно не заслуживает того, на что претендует, но обвиняет в антисемитизме тех, кто не потакает его необоснованным притязаниям.
Евреи играли активную роль на всех этапах истории нашей страны в ХХ веке. В царской России еврейское население подвергалось притеснениям. Для него существовала «черта оседлости», был ограничен приём в учебные заведения, существовал запрет на занятие определённых должностей. Как уже говорилось, случались и еврейские погромы. Евреи участвовали в борьбе с царизмом, в деятельности различных социал-демократических организаций, в подготовке и проведении Февральской и Октябрьской революций. Неоспорим трудовой вклад советских евреев в развитие страны за все годы советской власти.
          Советское руководство и лично И.В.Сталина часто обвиняют в антисемитизме, в преследовании евреев по национальным мотивам. При этом ссылаются на высказывания Н.С.Хрущёва, на борьбу с «космополитами», на «дело врачей» и т.д. По всей вероятности, эти обвинения надуманны или сильно преувеличены. Если опираться не на домыслы, а на факты, то вырисовывается иная картина. И.В.Сталин предельно чётко высказался по вопросу об антисемитизме: «Коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью» (полный текст документа опубликован в издании «И.В.Сталин. Сочинения». М.,«Госполитиздат», 1951, том 13, стр. 28). (Автор статьи опирается на слова Сталина и игнорирует исторические факты, видимо, забыв, что декларации и лозунги часто не соответствовали практике в СССР. - Прим. Редактора.)
          В 40-е и начале 50-х годов треть всех Сталинских премий получали деятели науки и техники, культуры и искусства еврейской национальности. Среди них писатели: Самуил Маршак (1942, 1946, 1949, 1951), Илья Эренбург (1942, 1948, 1951), Эммануил Казакевич (1948, 1950), Михаил Исаковский (1943, 1949) и другие; кинорежиссёр Юлий Райзман (1941, 1943, 1946, 1950, 1952); певец Марк Рейзен (1941, 1949, 1951); актёр Игорь Ильинский (1941, 1942, 1951); композиторы Дмитрий Шостакович (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Рейнгольд Глиэр (1946, 1948, 1950); скрипач Давид Ойстрах (1943) и многие другие. Незабываемый голос Юрия Борисовича Левитана в годы войны с замиранием сердца слушала вся страна. Голос спортивного радиокомментатора Вадима Святославовича Синявского был знаком миллионам болельщиков футбола. Мировой шахматной короной с 1948 по 1963 владел Михаил Моисеевич Ботвинник. Одним из ближайших соратников И.В. Сталина был Лазарь Моисеевич Каганович. По данным, опубликованным в интернете, из 11 членов Политбюро в 49-м в родственных связях с евреями было 9, включая, между прочим, и самого Иосифа Виссарионовича, у которого внук и внучка от первого брака его дочери Светланы Сталиной были наполовину евреями. Как известно, СССР сыграл важную роль при создании государства Израиль. ООН приняла это решение по инициативе Советского Союза, и наша страна первой признала молодое государство в начале 1948 года. Прошло более полувека, но израильские старики с благодарностью хранят память о человеке, который фактически подарил им родину; в израильских кибуцах можно и сегодня встретить портреты И.В. Сталина.
          Как и все советские люди, евреи мужественно несли тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Многие мирные жители еврейской национальности были уничтожены фашистскими извергами на временно оккупированных территориях. Евреи внесли достойный вклад в победу советского народа над гитлеровским фашизмом. За годы войны орденами и медалями было награждено более 160 тысяч воинов-евреев. Звание Героя Советского Союза было присвоено 131 воину-еврею. Много евреев принадлежало во время войны к высшему и старшему командному составу армии и флота. Среди них было 9 командующих армиями и флотилиями, 8 начальников штабов фронтов, флотов и округов, 12 командиров корпусов, 34 командира дивизии, 23 командира танковых бригад, 31 командир танковых полков. Около 30 тысяч евреев воевало в партизанских отрядах. За годы войны 12 евреям, работавшим в науке и промышленности, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А всего со времени учреждения этого звания оно было присвоено 111 евреям. Вклад в победу над врагом внёс и мой отец - участник Великой Отечественной войны.
          Много копьев сломано в спорах о том, какую роль сыграли евреи в тот период истории советской страны, который принято называть периодом застоя. Ещё больше дискуссий - о роли евреев в перестройке, начатой М.С.Горбачёвым в 1985 году, а также в российских реформах 90-х годов при президенте Б.Н.Ельцине. Иногда евреев обвиняют во всех смертных грехах. Особенно отличается этим откровенно антисемитская книга А.Н.Игнатьева «Пятая колонна» (М., 1998), с содержанием которой я познакомился в интернете. Автор этой книги пытается обосновать утверждение о многолетней «еврейской оккупации» России. Он приводит данные о количестве евреев в правительстве, парламенте, средствах массовой информации и т.д. Читая эту книгу, просто диву даёшься, сколько русских на самом деле – евреи! Но это верно лишь отчасти. Конечно, факт глубокой ассимиляции евреев в России не подлежит сомнению. В результате смешанных браков в настоящее время многие русские имеют тот или иной процент еврейской крови. Только зачем это изучать? Какая от этого польза? Именно этим занимались фашисты в гитлеровской Германии, и известно, что из этого вышло. Призывы автора этой книги покончить с «пятой колонной» ничем не отличаются от фашистских лозунгов. В условиях нынешней России - это призывы к массовым репрессиям, к гражданской войне. Несомненно, лица еврейской национальности сегодня имеются и в органах власти, и среди «олигархов», и среди экономической элиты, и в средствах массовой информации. Но глупо утверждать, будто именно евреи принимают ключевые политические решения. Разжигать межнациональную рознь, натравливать одну нацию на другую - преступление, караемое по законам Российской Федерации.
          Существует ли еврейский вопрос в нынешней России, не стал ли он анахронизмом? На этот счёт нет единого мнения. Думается, что если исходить из реалий нашей жизни, надо признать, что этот вопрос ещё существует. Справедливое решение этого вопроса - в общих интересах всех русских и нерусских граждан нашей многонациональной страны. Это решение не должно иметь ничего общего ни с дискриминацией, ни с фетишизацией евреев. Цивилизованное решение может быть только одно - на правовой основе. Всё должно сводиться к простой формуле: полное равноправие, включая полную ответственность перед законом. Необходимо совершенствовать наше законодательство. Оно должно быть адекватным, понятным, прозрачным, работоспособным, оно не должно порождать коррупцию. Все умные, грамотные, трудолюбивые люди должны, независимо от национальной принадлежности, иметь равные возможности для карьерного и творческого роста. Но и требования закона должны быть одинаковыми для всех, причём не на словах, а на деле. Если еврей, в силу каких-то своих особых качеств, добивается высокого положения в обществе и при этом нарушает закон, он обязательно должен нести установленную законом ответственность. И не как еврей, а как гражданин России.

________________________________________

* 1. И.А.Аксаков. Еврейский вопрос. М., «Социздат», 2001.
   2. А.И.Солженицын. Двести лет вместе (1795-1995). М., «Русский путь», 2001.
   3. О.А.Платонов. Еврейский вопрос в России. М., «Яуза», 2005.
   4. Карл Маркс. К еврейскому вопросу. М., «Русская правда», 2006.


ВЛАДИСЛАВ ФЕЛЬДБЛЮМ


02.08.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.014384031295776