Вестник гражданского общества

О смене научных и социальных парадигм

Часть первая*

          Для создания стратегических основ общественной безопасности России необходимо провести объективный анализ современной социальной жизни страны и переосмыслить существующие научные представления об общественном устройстве.

          Безопасность в любом социальном устройстве зависит от множества факторов. Главнейшим из них выступает эффективность управления общественными процессами. Вообще управление - это основа нормального функционирования любой системы. Управление в сфере взаимодействия человека и системы, в нашем случае – в сфере общественно-государственного устройства - осуществляется на основе всевозможных регламентаций (политических, правовых, технических и других). Но управленческие регламентации могут быть правильными или неправильными, качественными или некачественными, эффективными или неэффективными. Одним из важных условий качественного управления, его срабатывания является соответствие регламентов (законов, правовых актов, инструкций и т.д.) объекту управления. Другими словами, переходя от технической терминологии, это звучит так: политический, правовой и иные инструментарии должны соответствовать той социально-экономической системе, в которой осуществляется управление.
          Если это система рабовладельческая, с розгами для рабов, то и управление должно быть адекватным ей. Тогда будут построены Великий Рим, Египетские пирамиды и другие чудеса света. Если это система капиталистическая, с наличием прибавочной стоимости, наёмного труда и эксплуатации человека человеком - будет построен европейский дом с его материальной культурой и цивилизацией. Если это советский, как его называют еще «сталинский или тоталитарный социализм», - будут построены лучшие в мире домны, величественные гидростанции, экономика, промышленность, ЖКХ, армия, здравоохранение, образование и так далее, всё, что называется материально-технической базой и социально-политической надстройкой.
          Во всех приведённых примерах управленческой деятельности в социумах огромное значение принадлежало праву как регулятору социальной жизни и как стратегической составляющей государственной безопасности в рамках той системы, в которой оно применялось. С помощью права закреплялись права хозяев и обязанности подданных, распределение собственности и её охрана, захват чужих территорий и судьбы мира, технический прогресс и многие-многие другие аспекты общественной жизни. Представим, что было бы, если бы в том или ином обществе методы управления не соответствовали общественному устройству: если бы раб не подчинялся хозяину, а капиталист не выжимал бы последние соки с наёмного работника? Был бы один сплошной раздрай.
         А потому важно обратиться к природе права. А она такова, что право не может быть абстрактным, безликим, беспристрастным. Оно всегда окрашено в цвет того, кто его порождает, какому режиму, строю или системе оно призвано на службу. Другими словами, право является волей правящего класса, возведённой в закон, который принуждается к исполнению мощью всего государства в лице его правоохранительных органов. Правящий же класс всегда в своём облике несёт черты той социально-экономической системы, в которой он живёт. Если рабовладельческая система – то и правящий класс - рабовладельцы, феодальная система – то и правители феодалы, капиталистическая система – то и правители буржуазия.
          Однако общества, социально-экономические формации имеют такую тенденцию как развитие. А управленческие режимы, наоборот, склонны к консерватизму. И тогда со временем наступает несоответствие способов управления развивающемуся общественному устройству. Разрешается такая коллизия по-разному. История знает примеры и революционных взрывов, и эволюционных преобразований. При этом или власть диктаторскими методами понуждает общество склониться перед ней, или общество вынуждает власть служить ему. Но в любом случае ритмичность, а значит, и безопасность общественного устройства определяется в конечном итоге совпадением амплитуд (синусоид) управленческой деятельности и социально-экономической формации.
          Там, где управленческие режимы не соответствуют общественному развитию, происходят сбои во власти и различные общественные катаклизмы, общество выходит из- под управленческой опеки, начинаются волнения, бунты, происходят перевороты, общества постигают кризисы и катастрофы. Безопасности, размеренному общественному развитию наносится вред. Безопасность не справляется со своей функцией в силу нарастания опасности, превалирования в обществе опасных тенденций.
          А теперь с высот теории опустимся на грешную землю. Недавно, начиная новый курс по одной из юридических наук со студентами института, я задал вопрос к первому семинару: в каких социально-экономической системе и государстве мы живём, какова форма государственного правления в стране, с помощью чего взаимодействуют власть и народ, чем объясняются случаи тотального нарушения гражданских прав людей и коррупции во властных структурах. Семинар прошёл вяло, на поставленные вопросы почти никто не ответил. Это – студенты.
          А вот такой вопрос в интернет-форуме, посвящённом современному образованию, был задан ректору одного из юридических вузов страны: «Не кажется ли Вам, что нынешнее образование находится в тупике не потому, что слабо преподаёт профессура, а потому, что весь народ, в том числе и профессорско-преподавательский состав, студенчество, интеллигенция страны запутались в системе координат? Мы не знаем, в какой социально-экономической формации живём, кто является правящим классом, кому служат право и законы, правоохранительные органы и власть, а в конечном итоге, кому принадлежит государство, собственность, недра и богатства страны? То, что изложено в нынешних учебниках, - это политическая трескотня и профанация, ибо ничто из того, что преподаётся студентам согласно современным ГОСам, не соответствует нашим реалиям (посмотрите хотя бы на Конституционное право, ТГП, предпринимательское право, уголовное право и процесс и т.д.). И Вы, и Президент, и Премьер, и все мы запутались в направлениях своего движения настолько, что страна, подобно потерявшему управление паруснику, мечется из стороны в сторону, не зная истинного курса и вектора своего развития. А потому везде, в том числе в образовании, правят полные профаны во всем. И потому непрофессионализм парализовал живую мысль, социальную науку, здравый разум, инициативу и надежду на будущее. Может быть, пора изменить вообще научную парадигму образования и всей нашей жизни, а не изобретать всё новые и новые декорации к изрядно потрёпанным представлениям о сегодняшнем мире? Хватит ли у всех нас смелости и здравомыслия осознать всё это и ответить на такой вопрос подрастающему поколению?»
          Ректор от ответа уклонился.
          Давайте и мы зададимся некоторыми вопросами по рассматриваемой проблеме. Например, спросим себя: почему ни одно из продекларированных управленческих мер наших властей не реализуется в действительности? Более того, почему все они превращаются в свою противоположность? В частности, борьба с коррупцией превращается в борьбу коррупционеров против тех, кто с ними борется; борьба за рациональное использование бюджета и ресурсов страны – в борьбу чиновных и олигархических кланов за их растаскивание по своим карманам; борьба за чистую среду обитания – в борьбу с природой, водными и лесными ресурсами; борьба с преступностью – в борьбу преступности со своими гражданами; стремление передать землю тем, кто на ней работает, – в фактическую передачу угодий спекулянтам и перекупщикам; планы на привлечение инвестиций – в реальный и всё увеличивающийся отток капиталов в оффшорные зоны и другие зарубежные гавани; забота о положительной динамике в демографии – в рост смертности и уменьшение рождаемости; реформа правосудия – в создание устойчивой государственной системы кривосудия; реформа образования – в абсолютный образовательный коллапс; реформа милиции – пока только в замену фасадов; реформа армии – вообще не известно во что…
          Ответов на сегодняшний день выработано много. Отвечают многочисленные политтехнологи, институты по различным проблемам, научные эксперты, ведущие телепрограмм, специальные корреспонденты и обозреватели всевозможных публицистических и научно-философских изданий. Только успевай читать и смотреть эту сплошную говорильню, в которую впала ныне наша страна. Но полностью правдивых ответов нет! В лучшем случае всё сводится хотя и к достаточно критичным, но не сущностным оценкам действительности и предпринимаемых шагов власти. Всё крутится в рамках существующей системы. И никто пока, в том числе в нашей общественной науке, не затрагивает основополагающих объяснений экономического и социального разлада, фактически наступающей трагедии великой страны.
          Правда, недавно известный экономист Никита Кричевский, ссылаясь на проведённое исследование Высшей школы экономики, заявил, что у нас налицо все признаки интеллектуального банкротства российской модели рыночной экономики. Эту свою мысль он подтверждает тем, что все последние 20 лет инвестиции делались в основном в нефтегазовый и металлургический комплексы, отчасти в инфраструктуру (ЖКХ и транспорт). Остальные отрасли загибаются или уже давно загнулись. В 50 раз различается уровень состояния 10% самых богатых и 10% самых бедных (в Европе - в 6-8 раз), а 90% российских предприятий принадлежит менее чем 1% граждан страны. При этом за последние годы богатые россияне стали в два раза богаче, а бедные в 1,5 раза беднее.
          А президент академии геополитических проблем генерал Ивашов пошёл ещё дальше. 5 марта этого года в газете «Новый регион» он сказал, что «при нынешнем курсе и режиме у России будущего нет. Впереди маячит катастрофа – раскол и распад страны, уход русского мира с исторической арены. Это объективные данные – когда сегодня смотришь даже государственную статистику, волосы поднимаются дыбом. Примерно 100 миллионов русских, при этом 23 миллиона пьяниц, 6 миллионов наркоманов, 6 миллионов больных СПИДом, 4 миллиона проституток, на тысячу браков 640 разводов…»
          Однако и подобные выводы, хотя они достаточно откровенные и нелицеприятные для власти, не объясняют основополагающих причин и диалектической сущности происходящего. На мой взгляд, время анализа и осознания глубокой пропасти, в которую летит Россия, наступило уже давно. Уже давно пора открыто признать, что все беды нынешнего общества, а значит, и ответы на те вопросы, которые упомянуты выше, сводятся к наличию капиталистической системы производства и присвоения результатов труда, а также существованию буржуазно-феодального устройства социальной жизни.
          Наше общество уже давно, почти век назад, прошло этот свой исторический этап капиталистического развития, но не приняло его и отказалось от него. До 1991 года Россия строила новую формацию, социалистическую. Хотя и с большими потугами, и с серьёзными ошибками, но мы в своём социальном развитии всё же неуклонно двигались в сторону прогресса. Полёт первого советского космонавта Ю.А.Гагарина в космос - одно из многочисленных тому подтверждений. И вдруг после всех побед и достижений российское общество оказалось отброшенным на сто-сто пятьдесят лет назад в капиталистическое прошлое. Этот неестественный ход, конечно же, не замедлил сказаться на всём нынешнем укладе, на всей нашей жизни и её безопасности.
          Основная проблема как раз и заключена в том, что управленческие режимы власти изначально не совпадали и не совпадают сегодня с движением хотя и покорёженного, но пока ещё остающегося в живых общества. Все решения современной власти фактически сводятся к обоснованию и сохранению регрессивной формы общественного устройства, которая была неверно избрана в 1991 году. Общество же усиленно сопротивляется и не воспринимает заталкивание его назад в капитализм, оно по инерции жаждет движения в прогрессивную сторону социального благополучия и процветания. Для этого у него имеются все предпосылки: материальные, ресурсные, интеллектуальные, Россия еще не забыла своих веками наработанных трудовых традиций и ещё сохранила здоровый дух русского народа. Хотя уже и в больном теле.
          Надо прямо сказать, что нынешняя модель общества, созданная теоретиками либерально-буржуазной рыночной экономики, парализует не только перечисленные выше управленческие решения и инициативы, она блокирует разрешение вообще всех системных противоречий. Ведь управленческие решения демонстрируются в виде всевозможных социальных проектов и программ, направленных на облегчение участи народа. А сама общественно-политическая и экономическая система объективно запрограммирована на кардинально противоположный результат. Этот результат реализуется на наших глазах. Получается, что политический, правовой и технический инструментарий не соответствуют той социально-экономической, по сути, воровской системе, в которой осуществляется управление.
          Всё большее и большее закабаление народа, всё большее и большее разграбление природных ресурсов и богатств страны, всё большее и большее извлечение прибыли для современной буржуазии. И всё меньше и меньше социальной заботы о людях, о здоровье и благополучии нации. Например, если в государственном Фонде социального страхования в 2009 г. не хватало 8,5 млрд. руб., то уже в 2010 г. эта сумма увеличилась до 70 с лишним миллиардов! К 2013 году она возрастёт до 95 миллиардов! А в Пенсионном фонде… там вообще дефицит почти в триллион рублей! А планомерное растаскивание средств ЖКХ, а повальное воровство в дорожных фондах, а куда делись Стабфонд, Резервный фонд и Фонд будущих поколений?! Обществу вообще обо всём этом ничего не известно. И т.д. и т.п. О каких продекларированных властью социальных программах здесь вообще может идти речь? Вот в этом я и вижу основной удар по системе безопасности нашего общественного развития. Вот в этом и состоит вся трагедия нашего народа, оказавшегося настолько дезориентированным, оболваненным, заблудившимся и парализованным, что, кроме решительных действий по смене социальных направлений своего движения, дело уже ничем не исправить.
          А посему общий вывод таков: до тех пор, пока будет существовать капитализм вкупе с защищающими его нынешними феодально-криминальными государственными структурами, никакие прогрессивные декларации не могут быть проведены в жизнь, ибо сама эта система основана на регрессе, она противна человеческим чаяниям о справедливом устройстве мира, о благополучии народа, о человеческой нравственности и высокой морали.
          Система, построенная на эксплуатации человека человеком, на выжимании из эксплуатируемых масс прибавочной стоимости для капиталиста и госчиновника, на их исключительно паразитическом существовании, является не просто бесперспективной по своей природе, по своей сущности. Она является и неуправляемой с точки зрения общественного прогресса. И никакие управленческие социальные проекты при такой системе невозможны в принципе.
          Правда, мне могут возразить, что ныне, дескать, капитализм как социально-экономическая формация изменился до неузнаваемости, он способен к проявлению гуманизма, к учёту негативного прошлого, в том числе уроков революции 1917 года в России, гражданской войны и других негативных факторов страны Советов. Например, в некоторых буржуазных странах Запада ныне установился несколько иной, более социальный и более правовой порядок, нежели это было в периоды бурного развития капиталистических отношений в XVIII-XIX веках.
          С этим стоит согласиться. Но лишь с одним допущением: необходимо иметь в виду, что такой порядок там установился только во второй половине XX столетия и не сам по себе, а в результате многовековой борьбы граждан за свои права, договора членов общества друг с другом и общества в целом – с властью. Кстати, борьба эта не останавливается ни на минуту и сегодня. Средневековые цеха собирали целые ополчения и воевали с королевскими войсками из-за малейшей попытки поразить их права. Ныне в интересах сохранения своего паразитического существования идет неприкрытый шантаж ресурсодобывающих стран, и особенно России, с целью втягивания её в глобализационные процессы и выкачивания последних ресурсных соков. С помощью глобализма они надеются ещё некоторое время продержаться на плаву в рамках собственных систем.
          Однако, увлечение неограниченными либеральными свободами, которые западные общества добились для себя, сверх-и гиперпотребительство, праздность среднего класса привели эти общества к коллапсу. Чтобы не обольщаться западными «эталонами», прошу вспомнить труды достаточно объективных и трезвых критиков буржуазного образа жизни и убедиться самим в том, что сегодня западная модель сотрясается не только в силу техногенных катастроф, близких, если хотите, к концу цивилизации (посмотрите, хотя бы, на Японию). В западном обществе происходят глубинные социальные катаклизмы. Не увидеть их может только слепой.
          Общества всё больше и больше сползают в неуправляемое состояние. Человечество трясут тотальное разложение морали и нравственности, психические аномалии, сексуальные девиации, алкоголизация, наркомания, проституция, дебилизация сознания, безработица, преступность и даже бедность и нищета. А отсюда - состояние безысходности и потерянности у многих и многих представителей Запада, которым уже не до высоких дум о свойствах окружающего мира. В общем, несмотря на видимые бытовые украшательства, строительство небоскрёбов и пышные фейерверки, постепенно приходит в упадок интеллектуально-экологическая среда всего обитания человечества.
          Бесперспективность капиталистической системы производства и устройства социальной жизни заметили еще в прошлом и позапрошлом веке. Приведу цитату из книги французского математика Рене Генона «Кризис современного мира» (М.1994): «Насколько странно выглядит эпоха, в которую людей можно заставить верить, что счастье можно получить ценой своего полного подчинения посторонней силе, ценой разграбления всех их богатств, то есть всех ценностей их собственной цивилизации, ценой насильственного насаждения манер и институтов, предназначенных для совершенно иных народов и рас, ценой понуждения к отвратительной работе ради приобретения вещей, не имеющих в их среде обитания никакого разумного применения».
          Написано как будто про нас, хотя речь в этой книге - о кризисе западноевропейской цивилизации. А эта цивилизация, как известно, построена на хвалёных демократических институтах капиталистической системы. Рене Генон, не будучи марксистом, так же как и Маркс разоблачает западную мораль и безошибочно указывает основную причину духовного кризиса буржуазной демократии – полное попрание и искажение традиционных общечеловеческих мировоззрения и нравственных ценностей. Не менее апокалипсически звучали голоса и таких буржуазных мыслителей, как Альберта Швейцера, Карла Манхейма, Герберта Маркузе, Эриха Фромма, Альфреда Вебера, Ги Дебора о кризисе сознания и коллапсе систем в западном обществе потребления. (См. Кризис сознания. Сборник работ по «философии кризиса». М., Алгоритм, 2009).
          А вот ещё один прекраснейший наблюдатель и исследователь капиталистической системы - Торстейн Веблен. Этот ученый открыл такой социальный закон капиталистического общества, который ныне изучается в вузах Запада под названием «Теория праздного класса». Веблен доказал, что появление праздного класса связано с возникновением и существованием частной собственности, делением общества на паразитические и работающие слои и с неизбежным антагонизмом между ними. Ученый проследил, как с развитием общества обладатели собственности оказываются привилегированной группой, которая становится во главе общественной иерархии. Он установил, что представители этой группы не участвуют в полезном труде, в создании материальных ценностей; они получают продукцию общественного производства лишь как собственники средств производства, благодаря только одному этому факту собственности. Потому и название этой группы - «праздный класс» (См. Т.Веблен. Теория праздного класса. Перевод с английского и вступительная статья С.Г. Сорокиной /под общей редакцией В.В.Мотылева. М., 2010).
          Но возникают вопросы: Кто и почему установил в обществе именно такой нелогичный алгоритм поведения его членов: вся прибыль, заработанная человеком труда идёт не тому, кто её заработал, а собственнику средств производства?! И должен ли этот алгоритм впредь приниматься человеческими сообществами за раз и навсегда установленную парадигму? Те, кто нашли разумный ответ на эту задачу, сегодня избавлены от многих проблем. В этом плане действительно достойными примера, как надо строить социальные правовые системы, служат все скандинавские страны, Бельгия, некоторые другие европейские государства. Эти страны уже не стесняясь называют себя социалистическими.
          К сожалению, мы, как всегда, идём другим путём. На сегодняшний день, кроме России, нет ни одной другой страны в мире, где состояния миллионеров увеличивалось бы вдвое за один год, нет ни одной страны в мире, где доходы министров, депутатов, других чиновников превышали бы в десятки и сотни раз средние доходы граждан. Нет ни одной страны в мире, где за коррупцию и другие недостойные поступки чиновников официально уводили бы от ответственности или давали им условные сроки наказаний.
          Но вернёмся к Веблену. Помимо праздности, учёный отмечает ещё одну важную особенность, характерную для представителей паразитического правящего класса: чрезмерные, не обусловленные человеческими потребностями размеры потребления. Подобное же становится возможным потому, что этот класс, благодаря собственности, присваивает себе большую часть созданного обществом продукта. Здесь учёный говорит, что потребление праздного класса вступает в противоречие с интересами общества в целом. Для характеристики такого потребления им введён термин «расточительное потребление».
          По мнению Веблена, весь образ жизни высших слоёв капиталистической формации подчинён постоянной демонстрации праздности, причём эта демонстрация нередко становится даже обременительной. Разве необременительно, например, Абрамовичу содержать несколько яхт, дворцов и футбольных клубов? Разве легко Лисину за 2010 год удвоить и разместить свои миллиардные капиталы? Разве просто Дерипаске получить у государства и рассовать новые государственные кредиты? А нашим министрам-капиталистам, губернаторам, мэрам и депутатам разве легко прятать свои неправедные миллионы на счетах многочисленной родни, прикрываться якобы полученными займами и прочими фиговыми листками либеральной политики, чтобы скрыть свои астрономические доходы? Вопросы эти были бы смешными, если бы при этом не было очень грустно от понимания того демонстративного цинизма, которым сопровождаются такие «обременения» на глазах у миллионов людей и под прикрытием всевозможных политических и даже научных обоснований.
          По телевидению недавно рассказали о пожилой женщине, которая умерла после задержания её хозяевами магазина с украденным глазированным сырком, стоимостью 10 рублей. Это пример беспросветной нужды и безысходности нашего народа на фоне хищнической политики капитала.
          На этом фоне народу показывают наших чиновников, купающихся в роскоши и при этом ратующих за социальное справедливое общество. Если бы они, эти чиновники, давали людям хотя бы возможность заработать или хотя бы не изымали незаконными способами из бюджета огромные деньги, которые предназначены новорождённым детям, старикам, больным, уже было бы лучше. А тут сами воруют и ещё создают условия для преступлений. А затем сами же и судят простых смертных! Или доводят их до инфарктов. Как эту бедную старушку, не познавшую уже давно забытый ею вкус глазированного сырка.
          А заполнившие СМИ сообщения о новом антинародном образовательном стандарте, направленном на полную и окончательную дебилизацию молодёжи? Этот стандарт недаром вызвал бурю общественного негодования своей несуразностью и полным игнорированием мнения людей, из которых одобрили его только 22%. В мае сего года Обществом защиты прав потребителей общеобразовательных услуг готовится всероссийская акция протеста против реформ в образовании.
          Протестовать есть против чего: в упомянутые стандарты открыто протащены грубейшие нарушения конституционных прав граждан на получение бесплатного образования. Так, если родителями молодых людей уже ныне затрачивается на дополнительное образование порядка 10 млрд. руб., то после введения нового стандарта эта сумма должна утроиться, если вообще не вырасти в четыре-пять раз при сохранении тех тарифов (от 500 до 700 рублей за одно занятие), которые существуют сегодня.
          А повальное мздоимство, взяточничество, откровенная безнаказанность чиновников, которых после разоблачения пересаживают из одного кресла в другое? Стоит только подумать, какие огромные суммы денег открыто оседают в карманах людей определённых профессий. Причём, совсем не напрягаясь, только лишь за счет простого использования своего служебного положения они «сшибают такие бабки», что ни одному малому и даже среднему бизнесу и не снится. Всё это – подтверждение реальной правоты теории Веблена о жизни праздного класса, пагубности капиталистического способа присвоения и буржуазной формы организации социума.
          Всё это нам было известно и ранее. Однако под очарованье пустопорожних звуков о ценности рыночной экономики, о прелести общества либеральной свободы и неограниченного потребления мы слишком быстро забыли, что такое на самом деле капитализм как социально-экономическая формация вообще. Я не хочу здесь напоминать азы учения о прибавочной стоимости из экономических трудов классиков. Но вынужден обратить внимание, что ещё задолго до Маркса и других основоположников материалистической теории или наряду с ними о звериной сущности капиталистической формации писали свои труды не только мною названные ученые.
          Об этом - и произведения других выдающихся летописцев человеческой истории. Мы знаем эти имена: Оноре де Бальзак, Теодор Драйзер, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Томас Манн, Гюстав Флобер, наши русские мыслители Достоевский, Лев Толстой, Короленко, Горький многие другие. Полагаю, они и их труды заслуживают доверия. Как и работы современных русских философов: Александра Зиновьева, Сергея Кара-Мурзы, Игоря Фроянова, Сергея Кургиняна, Бориса Диденко, Олега Маркеева, Константина Петрова и др.
          Почему же мы их забыли и в отрыве от этих величайших исследований человеческого страдания и горя стали слушать несусветную чушь так называемых «теоретиков либерализма»? Ясно, конечно, что неспроста льются эти сладкоголосые речи из уст эпигонов капитализма. С далёким прицелом этим эпигонам ставят памятники, массовыми тиражами издают их работы, поют в их честь телевизионные серенады.
          Ведь, по образному выражению Энди Уорхолла, «искусство – это то, чем вы можете всех облапошить». Народ вот уже почти двадцать лет продолжают облапошивать красивыми картинками прилавков с китайским и американским барахлом, просроченными и отравленными продуктами и лекарствами, бездуховной завлекаловкой потребительства. Почему на такие зрелища так быстро поддался наш народ, это понятно. Но вот почему на это искусство облапошивания клюнул весь культурный и научный пласт страны, этот вопрос - для нас, уважаемые товарищи учёные.

________________________________________
          * Данная статья представляет собой запись доклада, сделанного автором на пленарном заседании III Международной научной конференции «Фундаментальные проблемы системной безопасности и устойчивости (ФПСБУ-2011)», посвящённой 50-летию полёта первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина. Секция «Фундаментальные проблемы национальной безопасности». (Москва, Звёздный городок, 20-22 апреля 2011 г).
          Автор доклада - Сергеев Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарно-экономического института, член Центральной коллегии адвокатов Москвы.


Окончание следует.


ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ


11.05.2011



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.035398006439209