Вестник гражданского общества

МВД безопасность не гарантирует

Фото: Reuters

          Террористический акт в столичном аэропорту «Домодедово» отчётливо показал, к каким трагичным последствиям способна привести та порочная форма контроля силовых ведомств над хозяйствующим субъектом, главной целью которой являются поборы, вымогательства, запугивание, а не решение практических вопросов безопасности.
          Очередная попытка властей переложить вину за все беды страны на предпринимателей, в данном случае, свалить вину за теракт в «Домодедово» полностью на менеджмент и службу безопасности аэропорта, в моральном плане, мягко говоря, провалилась. Бомба, унесшая жизни 35 человек и покалечившая 123, взорвалась в зоне регистрации пассажиров рядом с таможенным контролем, где согласно всем нормативам безопасность должны были обеспечивать сотрудники линейного отдела МВД, а не внутренняя служба безопасности. Но где они были и чем занимались?
          По словам охранников аэропорта, милиция занималась своим привычным делом – обирала гастарбайтеров, прилетающих из Средней Азии. Возле рамок металлоискателей представителей МВД очевидцы не припоминают, контроль подозрительных пассажиров осуществлялся в «Домодедово» выборочно, т.е. почти никак. Даже после того как произошёл теракт, и металлоискатели всё же включили, оказалось, что они не работают или ими просто не умеют пользоваться. В новостном сюжете, показанном по телевидению, молодой человек был удивлён, что металлоискатель не зазвенел, хотя в кармане у него был мобильный телефон и много железных элементов одежды. Наверное, в том же состоянии технической готовности были в аэропорту и детекторы взрывчатки, улавливающие малейшие частицы взрывчатых веществ.
         Но стоит ли удивляться такому положению дел, если сотрудники МВД искренне уверены, что их основная задача - это показывать бизнесу и всем остальным, «кто в доме хозяин», то есть запугивать, вымогать, отнимать. Недаром же сама власть уважительно именует их силовиками – гарантами стабильности и главной опорой государства, создаёт всё новые условия, позволяющие укрепиться им именно в том качестве «бригад, решающих вопросы», в каком мы их знаем. При таких приоритетах интеллектуальный уровень и профессиональная подготовка теряют свою актуальность, а потому обращение с металлоискателем или детектором взрывчатки, не говоря уже о других технических новинках, делается для сотрудника правоохранительных органов задачей неподъёмно тяжёлой.
          Между тем, президент РФ Дмитрий Медведев, стремящийся победить коррупцию и получить представителя власти с человеческим лицом, а также спасти страну от окончательного развала инфраструктуры, почему-то продолжает наступать на те же грабли, что и его предшественники, а именно – делает самостоятельно хозяйствующие субъекты основными виновниками всех бед государства. Неужели он не понимает, что подобное отношение власти к управленцам и хозяйственникам создает благоприятную обстановку для государственного рэкета, позволяющую чиновникам и силовым ведомствам кошмарить, терзать, обирать, отнимать, душить бизнес.
          Вот и после трагедии в «Домодедово» основной посыл президента – усилить, ужесточить, умножить контроль над предприятиями авиатранспортной отрасти, что без всяких сомнений будет с энтузиазмом подхвачено представителями проверяющих инстанций, т.к. предоставит им дополнительные возможности для оказания давления на предприятия и вымогательства. Но обеспечат ли эти выматывающие проверки эффективность и безопасность отрасли? Вряд ли, ведь, они не смогли предотвратить новогодний транспортный коллапс, вызванный отсутствием антиоблединителя у столичных аэропортов и проблем с электропитанием, не предотвратили преступной халатности сотрудников МВД, сделавшей возможным совершение теракта.
          Так что же изменится завтра? У предприятий просто будут отнимать время, силы и некую сумму денег, которая никогда не попадёт в бюджет. Вот, собственно, и все плоды проверок, проводимых технически безграмотными инспекторами, устроенными на должность по блату, чей основной ориентир - пугать, выматывать и вымогать, а отнюдь не решать вопросы безопасности.
          Хотелось бы верить, что президент страны наконец-то обратится к профессионалам отрасли, для того чтобы совместными решениями предотвратить возможность подобных трагедий на транспорте, но в реальности мы, к сожалению, видим традиционное решение: «Во всём виноват бизнес. Казнить, нельзя помиловать. Борзые, вперёд!» Между тем, в нормативно-правовой документации, регламентирующей взаимодействие федеральных ведомств и авиатранспортных предприятий, царит неискоренимая двусмысленность, позволяющая госслужащим злоупотреблять властью, а в случае трагедии ни за что не отвечать, перекладывая вину на контролируемые объекты.
          Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ в ст.84 Воздушного кодекса РФ введён пункт 6: «Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Но во исполнение этого положения Правительством РФ никаких новых нормативных документов не издано, в том числе не было изменено или дополнено Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», регламентирующее нормы, правила и процедуры авиационной безопасности.
          Согласно Постановлению, проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Однако ответственность за невыполнение или нарушение норм, правил и процедур по авиационной безопасности возлагается только на авиационные предприятия, аэропорты, эксплуатантов, пассажиров и грузоотправителей.
          Все функции по непосредственному выполнению норм, правил и процедур по авиационной безопасности отнесены к обязанностям служб авиационной безопасности. Наличие и применение специальных технических средств для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов должен обеспечивать аэропорт.
          После внесения дополнения в Воздушный кодекс Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», которыми участие милиции в охране аэропортов не предусмотрено. Все мероприятия в целях предупреждения террористических акций на объектах аэропортов, в том числе на привокзальной площади и прилегающих к ней территориях, на входах в аэровокзал и в зданиях аэровокзалов, а также в зонах контроля пассажиров и пунктах досмотра проводятся также службами авиационной безопасности по согласованию с органами внутренних дел.
          На практике же происходит вытеснение сотрудниками МВД служб авиационной безопасности, особенно там, где существует возможность мздоимства.
          К нормативным актам, устанавливающим обязанности милиции на авиатранспорте, относится Приказ МВД РФ от 17.01.2006 N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», который содержит общие, неконкретные и не направленные непосредственно на противодействие терроризму или на охрану аэропортов положения: «Сотрудники подразделений органов внутренних дел на транспорте осуществляют профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений против личности, совершаемых в отношении граждан на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, осуществляют работу по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожных вокзалах, станциях, в аэропортах, аэровокзалах, морских, речных портах и других общественных местах на объектах транспорта».
          Таким образом, мы видим, что существующие законы позволяют интегрировать представителей МВД в авиатранспортный бизнес, оттеснив собственные службы безопасности аэропортов от принятия решений и выполнения обязанностей, но при этом эти законы не регламентируют должным образом обязанности и ответственность МВД.


СЕРГЕЙ ЧИБИСОВ


02.02.2011



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.016647100448608