01.02.2009
Балтийский регион стоит на грани экологической катастрофы
Планы по строительству стратегических объектов на территории Невской губы Финского залива не учитывают реальной экологической обстановки этого уникального природного региона.
На пресс-конференции «Как стратегические проекты на территории Невской губы Финского залива повлияют на экологию Балтийского региона», которая прошла 26.01.2009 в Экологическом правозащитном центре «Беллона», ученые-экологи говорили о состоянии Невской губы. Организовал пресс-конференцию Институт региональной прессы.
Невская губа Финского залива, расположенная в черте города Санкт-Петербурга, является природной достопримечательностью. Именно благодаря ней Санкт-Петербург стал морским городом («Окном в Европу»).
Невская губа обладает уникальными природными комплексами, от благополучия которых зависит экологическая ситуация на значительной части Европейского континента.
В ее прибрежной зоне проживают десятки тысяч человек.
И поэтому ее природоохранная значимость важна, как в местных, так и в международных, общероссийских масштабах.
Интенсивные, комплексные гидростроительные работы, активный намыв песка для строительства портовых сооружений и западного скоростного диаметра уничтожают Невскую губу. Ее восточная часть уже превратилась в «мертвую» зону, в сотни раз сократилось количество перелетных птиц. Уникальная по своему гидрогеологическому режиму Невская губа также играет исключительно важную роль в воспроизводстве многих промысловых видов рыб. Негативные последствия изменения донных грунтов, водной растительности, кормовой базы для рыб, наступившие в результате проводимых работ, могут оказаться необратимыми.
В мае 2008 года городское правительство приняло решение о проведении изыскательских работ и с учетом обращения ООО «Феникс» разрешило изыскания «в целях определения возможности проектирования и строительства морского перегрузочного комплекса (МПК)» (постановление 559 от 13.05.08) район Бронка в Ломоносове. По прогнозам ученых, если терминал в Бронке построят, последствия для окружающей среды будут катастрофическими, акватория этого просто не выдержит.
16.01.2009 вышло постановление СПб №1605 об утверждении плана планировки и межевания портового комплекса в районе Бронка, при этом слушания прошли с нарушением регламента и существующего законодательства о слушаниях, а также без учета мнения жителей города Ораниенбаума и ученых-экологов.
На пресс-конференции в Экологическом правозащитном центре «Беллона» с докладами выступили ведущие эксперты Северо-Запада России:
Носков Георгий Александрович - Заведующий лаборатории экологии и охраны птиц, Директор Ладожской орнитологической станции Биологического института Биологопочвенного факультета СПбГУ, эксперт ХЭЛКОМ, доктор биологических наук, профессор;
Рыбалко Александр Евгеньевич - Главный научный сотрудник СевМорГео, доктор геолого-минералогических наук;
Ахматов Андрей Андреевич - первый вице-президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков, кандидат технических наук;
Журавлев Владимир Васильевич - председатель общественной организации Город Ораниенбаум.
На пресс-конференции прозвучало, что проблемы с экологии всей Невской губе в еще большей степени касается Бронки (плавни Кронколонии), так как это последний кусочек Невской губы, до сих пор не подвергшийся варварскому уничтожению инвесторов.
На пресс-конференции прозвучала резкая критика со стороны ученых-экологов ТЗ порта Бронка, разработанного при участии ООО «Феникс».
Носков: По экологии в ОВОС порта Бронка всего одна страница, да и то, что там написано, скорее, со знаком минус. Нельзя это называть документом. Это просто выполнение «заказа» с результатом, устраивающим тех, кто платит деньги.
Наш Биологический институт вышел на правительство с инициативой организации в плавнях Кроколонии природоохранного заказника «Плавни Кронколонии», а также ряда подобных природоохранных заказников Южного берега, западной части Кронштадта и Северного берега.
Ахматов: Пытался найти расчеты, их нет. Формулировки такие: уровень шума нами рассчитан по формулам расчета шума. Самих расчетов в ОВОС по Бронке нет, как рассчитывали - не сказано, а документы, на которые ссылаются - не представлены.
Это не документ, а бумажки.
Рыбалко: Этот документ фирмы «Эко-экспресс-сервис» не может называться документом. Просто написали, что придется, не утруждая себя. Нужна независимая экспертиза, лучше зарубежная. Недавно был такой прецедент, когда экологическую экспертизу разработала не наша «карманная» фирма, вроде «Эко-экспресс-сервис», а независимая бельгийская. Они камня на камне не оставили от заявлений инвесторов. В последние годы после начала намыва на ВО, количество перелетных птиц уменьшилось в разы, и продолжает сокращаться количество птиц и рыб.
Намыв убивает микроорганизмы, которыми питаются перелетные птицы и рыбы. То же самое будет и на Бронке.
Если бы это было не так сразу множества однотипных проектов, то это не было бы так опасно для природы, со всех сторон в Невской губе начинаю намывы. Природа не успевает восстанавливаться.
Если в доме делают ремонт в одной комнате, то переходят жить в другую комнату, или выезжают. Нам некуда переехать временно с Невской губы, мы тут живем, птиц и рыб тоже не выселишь временно. Необходимо экологическая экспертиза ВСЕХ проектов на побережье, только их надо рассматривать не по отдельности, а в комплексе. Закончили одно - посмотрели - начали другое.
Журавлев: Строительства порта Бронка рейдерской фирмой «Форум», входящее - по данным СМИ - в прядильно-ниточный комбинат ООО «Феникс» (с ассоциированным участием Сергея Матвиенко) под крышей некоммерческого «Фонда помощи ветеранов ФСБ и СВР», отданное этой фирме без конкурса - это еще и строительство двух скоростных грузовых магистралей, одна из которых должна пройти по берегу и акватории Финского залива в городской черте, уничтожая и историческую часть города, и плавни Кронколонии, где уже планируются сделать две грузовые развязки на городские улицы: одна на Манежном спуске (недавно были слушания ВРЗ), другая на Ораниенбаумский проспект с выездом на КАД.
Другая грузовая дорога планируется южнее Ораниенбаума и Мартышкино. Она разрежет рекреационный лес (зона ТР1 - 600 га) на две равные части для «развития территории». С южной стороны планируется мусороперерабатывающий со свалкой (прилагаю ответ Вахмистрова от 22.01.2009), с северной - ближе к городу - промзоны складского назначения для перетарки контейнеров с Бронки.
Лес в 600 га Глуховского парклесхоза, который только в 2006 году забрала Матвиенко, уже находится под угрозой уничтожения.
Так вот, мусорный завод с полигоном, который, как пишет Вахмистров, «выполнен с учетом целесообразности максимального приближения предприятия по утилизации ТБО к источникам их образования».
А источник образования - это порт Бронка, в котором не предусмотрены очистные сооружения, вся вода по проекту должна сливаться в городскую канализацию (которая сейчас не очищается - все воды канализации по трубам напрямую вытекают в Финский залив в самом центре Ораниенбаума со скоростью 2 куб. м в секунду). Кроме того, в техзадании предусмотрен вывоз отходов порта 4 и 5 категории вредности на мусорный полигон (не указан адрес).
Где этот полигон будет, и почему в порту Бронка не предусмотрено очищение подсланевых (нефтезагрязненных трюмовых) вод судов-контейнеровозов? На этот вопрос организатор слушаний планировки и межевания порта Бронка 1.12.2008 - начальник строительства и инвестиций петродворцового района Алексей Попов заявил: «Не срывайте слушания! На слушаниях пришли послушать, а не задавать вопросы, а будете мешать другим слушать, позову милицию!». Исчерпывающий ответ нашей власти на вопрос о полигоне мусора. Впрочем, как и на все другие вопросы.
Жители Ораниенбаума предлагают:
1) объявить мораторий на любое новое строительство намывов в Невской губе до завершения всех прежних намывов ;
2) провести независимую экологическую экспертизу всех проектов Невской губы в комплексе, во взаимосвязи с другими проектами;
3) организовать природный заказник «Плавни Кронколонии» и «Лес Ораниенбаума», где КГА на месте заповедного леса рекреационного назначения с юга Ораниенбаума планирует построить мусороперерабатывающий завод с полигоном отходов для порта Бронка.
Материал предоставлен Владимиром Журавлевым, председателем МООЛ «Город Ораниенбаум»
Вестник CIVITAS