Вестник гражданского общества

27.01.2009

Международный день памяти жертв Холокоста

Мемориальный вечер, посвященный Международному дню памяти Холокоста, состоялся во вторник, 27 января, в Большом зале ЦДЛ на Б.Никитской.

Эта дата отмечается в мире, согласно резолюции Генассамблеи ООН, "в память об освобождении нацистских концлагерей, воздавая мужеству и самоотверженности, проявленной солдатами - Холокост будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость". Именно в этот день 64 года назад Красной Армией был освобожден лагерь смерти Освенцим.

Мемориальный вечер в ЦДЛ начался с иллюстрированного кинохроникой описания "Хрустальной ночи" в ноябре 1938 года, т.е. за три года до трагедии Бабьего яра. Накануне начальник Второго отдела Гестапо Мюллер разослал секретную телеграмму полиции и SS не препятствовать проявлениям "народного гнева", который изображали проверенные в деле штурмовики. Во время "Хрустальной ночи" согласно постановлению Верховного суда был убит 91 человек. В ту ночь только в Берлине сожгли 9 из 12 синагог, всего в Германии - 267, их руины взрывали и место расчищали, чтобы не осталось и следа.
Замдиректора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Сергей Толкалин зачитал приветствие Министра Сергея Лаврова, в котором напоминается, что Холокост - это катастрофа общечеловеческого масштаба, которая не должна повториться. Министр также отметил, что мы становимся свидетелями того, как в некоторых странах цинично переписывается история прошлого века.
Ведущая мемориального вечера, президент Фонда "Холокост" Алла Гербер рассказала, что ей недавно позволили прочитать дело ее отца, который сидел в сталинских лагерях по обвинению в том, что хотел сбежать в Израиль и был израильским агентом. А.Гербер отметила, что тогда и представить было невозможно, что она когда-нибудь предоставит слово послу Государства Израиль.
Посол Государства Израиль Анна Азари в своем выступлении предположила, что она наверное в меньшинстве, она довольно плохо воспринимает словосочетание "Уроки Холокоста, потому что не уверена, что уроки Холокоста можно выучить. Посол зачитала отрывок из книги своей подруги Лиззи Дорон, недавно переведенной на русский, где описывается как ее мать Елена ежегодно произносит в синагоге имена погибших - мы обязаны помнить эти имена.
"Я последний эталон жизни" - сказал, с трудом поднявшись на сцену ЦДЛ, один из последних выживших узников Освенцима Анатолий Ванукевич. В своей короткой речи бывший узник сказал о недопустимости нового Холокоста: "Я думаю, мы не должны допустить повторения"
Полномочный министр посольства Германии в России Рудольф Адам в своем выступлении отметил, что и спустя более шести десятилетий это преступлении выступает стыд: мы всегда будем беспомощно смотреть на чудовищное злодеяние - Холокост навсегда останется неотделенной и беспокоящей частью истории германии. "Мы решительно выступаем против всех попыток отрицать или обелить Холокост" - сказал представитель Германии. Он вызвал аплодисменты присутствующих словами от имени своей страны, что всегда будет выступать за то, чтобы евреи могли жить в Израиле в мире и безопасности, это право Израиля не должно ставиться под вопрос. Он отметил роль Симона Визенталя в предотвращении новых нацистских преступлений.
Советник посольства Польши напомнил участникам вечера, что в Польше погибло три миллиона граждан нееврейского происхождения и три миллиона евреев. В Польше есть много программ, которые показывают не только тех, кто спасал евреев, но и о тех, кто помогал нацистам - негодяев тоже надо знать. Ежегодно поляки участвуют в израильской программе "Марш живых", они проходят путем заключенных лагеря смерти от пункта приема до окончания жизни.

В тот же день в Москве была представлена книга "Антисемитизм: концептуальная ненависть" под редакцией исполнительного директора Фонда "Холокост" Ильи Альтмана, Шимона Самуэльса и Марка Вейцмана (М., 2009). В предисловии к русскому изданию И.Альтман отметил, что "Симон Визенталь вплоть до своей смерти осенью 2005 года, когда ведущие российские телеканалы поведали, наконец, о его "охоте за нацистами", был хорошо известен лишь достаточно узкому кругу специалистов. Время от времени его имя всплывало в публикациях, посвященных поимке Адольфа Эйхмана, либо в связи с очередной полученной им высокой наградой". При этом историк считает, что "Симон Визенталь имел все основания, чтобы его знали и помнили именно в нашей стране. Родившийся в Бучаче на территории современной Украины, львовский архитектор Визенталь вместе со своей женой стал узником одного из крупнейших в на территории СССР гетто и созданного во Львове Яновского концлагеря. Его усилия по созданию досье на более, чем 1200 нацистских преступников и активному поиску их по всему миру в 50-80-е годы совпали по хронологии с деятельностью спецслужб в том же направлении. К сожалению, деятельность эта никак не пересекалась".

Накануне, 26 января, в Москве установили памятную доску писателю Василию Гроссману. Доска установлена на улице Красноармейской, 23, где писатель Василий Гроссман жил и работал в последние годы. Авторы проекта — архитектор Александр Великанов и скульптор Александр Цигаль — создавали мемориальную доску по фотографиям Гроссмана. Как было отмечено на торжественном собрании, чтобы точнее передать образ писателя, авторы встречались и беседовали с его родственниками, с теми, кто близко знал Василия Гроссмана. Член общественной палаты при президенте РФ, президент фонда «Холокост» Алла Гербер отметила, что «открытие мемориальной доски — то, чего мы ждали много лет. Василий Гроссман умер в 64, написал он много, при жизни увидел мало из того, что было написано им».
Установка мемориальной доски была приурочена к Международному дню памяти жертв Холокоста.
Гроссман известен как автор многих повестей и рассказов о Великой Отечественной войне, которую сам прошел от начала и до конца. Являясь специальным корреспондентом газеты «Красная Звезда», он участвовал в боях под Сталинградом. Там же он получил свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.
После Великой Отечественной войны вышли самые знаменитые его произведения: «За правое дело», «Жизнь и судьба», а также «Чeрная книга», созданная в соавторстве с Ильeй Эренбургом. В ней — документальные свидетельства Холокоста, геноцида еврейского народа.
После войны для писателя начались «черные дни». «В 1946 году была буквально разгромлена критикой его пьеса «Если верить пифагорейцам». Через три года был уничтожен уже готовый тираж «Чёрной книги», посвященной геноциду. И это притом, что его крупный очерк о геноциде евреев «Треблинский ад» распространялся отдельной брошюрой на Нюрнбергском процессе как документ от обвинения», — отмечает публицист Владимир Рогоза.
Роман о Сталинградской битве «За правое дело» хорошо встретили читатели, благожелательны были и первые рецензии. Но затем появилась разгромная статья в «Правде». В 1960 году выходит его роман «Жизнь и судьба», в котором, как и в предыдущем, пытался без прикрас рассказать читателям всю страшную правду о войне. Редколлегия журнала «Знамя» делает вывод, что он «для публикации неприемлем».
В феврале 1961 года к писателю пришли «люди в штатском», которые изъяли у него черновой вариант повести «Все течет», в которой тоже хватало «крамолы».
Особых репрессий в отношении Гроссмана не последовало, его просто практически перестали печатать. Времена были уже не сталинские, и Гроссман обратился с письмом к Хрущеву. Генсек не откликнулся, но писателя принял Суслов, который посоветовал об этом романе забыть, но работать продолжать и даже пообещал выпустить пятитомное собрание сочинений Гроссмана.
Роман «Жизнь и судьба», как и повесть «Все течет», пришли к читателям в конце 80-х, но сначала они были изданы за границей, куда рукописи переправили друзья писателя. Автор их уже не увидел. Василий Гроссман умер 15 сентября 1964 года. Похоронен он на Троекуровском кладбище в Москве.

По материалам интернет-агентств





На главную

!NOTA BENE!

0.029015064239502