Вестник гражданского общества

16.01.2009

"День несогласных": за и против

Организаторы Маршей несогласных меняют тактику: в День несогласных 31 января в Москве не будет единого места сбора. В разных точках города одновременно пройдет серия акций протеста, организованных ОГФ, нацболами, "Обороной", АКМ и другими движениями. На следующий день очередную общероссийскую акцию планируют провести борцы с повышением автопошлин. О новой тактике несогласных и перспективах совместных действий с автомобилистами и другими протестными группами говорят лидеры несистемной оппозиции - Борис Немцов, Мария Гайдар, Олег Козловский, Сергей Удальцов, Максим Резник. Читайте также комментарии Ивана Мельникова (КПРФ) и Владимира Литвинова (Федерация автомобилистов России).

Олег Козловский, движение "Солидарность":

Что касается Дня несогласных, то мы решили попробовать такую тактику. Связано это с тем, что сейчас мы не имеем возможности провести реальный марш, потому что мы уже понимаем, что он будет запрещен, какие-то причины для этого власть всегда найдет. По опыту прошлогодних маршей мы представляем, что там будет происходить: людей будут задерживать независимо от того, делают они что-то или нет, нарушают они закон о собраниях или нет. Москвичи уже насмотрелись на картины разгоняемых Маршей несогласных. Мы хотели бы это поменять. Мы хотели бы что-то новое привнести в протестную деятельность, в протестную активность россиян, и нам нужна новая тактика. Мы не будем давать им такую возможность, назначать рандеву с ОМОНом. Мы будем поступать иначе, будем проводить небольшие сравнительно акции в разных частях города, там, где нас не ждут, и там, где действительно есть возможность выступить, высказать свою точку зрения и безопасно разойтись. Мы не стремимся к максимальному числу задержаний, у нас нет такой задачи. У нас есть задача выразить свой протест против политики правительства.

Я думаю, это было бы неплохо, если бы мы смогли провести совместную акцию с автомобилистами, чтобы максимальное число людей и организаций смогли выступить. Это было бы громче. Но в то же время, если этого не произойдет, ничего страшного. Это позволит людям поучаствовать в течение двух дней в двух акциях. Я думаю, что большинство из нас поддержит протест автомобилистов. Пока такой инициативы не было, но, естественно, если такое предложение поступит, мы его обсудим. Я лично считаю, что это было бы неплохо.

Сергей Удальцов, "Авангард красной молодежи":

Оппозиция находится в поиске оптимальной тактики уличного протеста, учитывая серьезное противодействие со стороны властей различного уровня. Поэтому я бы пока не делал далеко идущих прогнозов. Та форма, которая предлагается, на мой взгляд, имеет свои плюсы – независимость от решения местных властей, неожиданность для властей. С другой стороны, есть и свои минусы – из-за закрытости информации трудно обеспечить хотя бы минимальную численность участников.

Мне кажется, что надо использовать разные методы, пробовать те и другие, смотреть, что более эффективно. Я думаю, что мы 31 января попробуем такой способ, потом будем анализировать. Только практика покажет, насколько это эффективно.

По поводу автомобилистов, я думаю, время еще есть. Попробуем сблизить позиции - возможно, они и 31-го будут участвовать в какой-либо форме. Впереди еще много событий, я думаю, что мы сможем еще наши протестные линии сблизить и выступить синхронно. Пока еще полной синхронности нет. У автомобилистов тоже есть разные центры координации, не настолько все однородно, пока еще не выработан принцип взаимодействия. Такая задача стоит, и я думаю, в ближайшее время удастся это решить.

Мария Гайдар, политик:

Автомобилисты хотят проводить акции по своей теме, не смешиваясь с общей политикой. У них такое ощущение, что их могут использовать. Действительно, они сами организовались, они сами выходят. У них есть ощущение, что если они вольются в общие ряды несогласных, они ничего не добьются, а может быть, только хуже сделают себе и им будет еще труднее чего-то добиться от власти. Опыт показывает, что, когда люди начинают выступать на какую-то конкретную тему и особенно когда они в результате этого сталкиваются с давлением - их запрещают, разгоняют, - они, конечно, очень часто становятся несогласными. Но это такой путь, который люди могут пройти, а могут и не пройти.

Что касается Дня несогласных, то это организационный вопрос. Если им так легче собирать людей, пусть так и делают: я не вижу в этой идее особого политического смысла.

Максим Резник, петербургское "Яблоко":

День несогласных – эта идея имеет право на существование, поскольку становится бессмысленно пытаться согласовать с властями проведение любых акций оппозиции. Так что действительно нужно менять формат проведения акций и что-то предлагать в этом направлении. Другое дело, что я пока не уверен, что именно так нужно действовать.

Что касается того, что на 31 января это назначено, мне не нравится, что в Москве назначают день, когда в Петербурге нужно проводить те или иные протестные акции. Это должны делать представители петербургской оппозиции самостоятельно. Я ничего не имею против 31 января, хотя считаю, что это рановато. Для того чтобы провести акцию и оповестить достаточное число граждан нужно больше времени, с моей точки зрения. И сама форма взаимоотношений мне не кажется правильной. Не нужно все решать из Москвы.

Мне кажется, что надо искать возможности совместного проведения акций. Все это связано с амбициями различных политических организаций - с моей точки зрения, неоправданными и вредными. Но во многом это связано с тем, что все решения принимаются в Москве и спускаются в регионы. Петербургское "Яблоко" всегда самостоятельно принимает решение об участии в тех или иных акциях, и мы сами будем думать, когда и как проводить акции в Петербурге. Я выступаю за то, чтобы максимально большое количество различных организаций проводили акции совместно.

Борис Немцов, движение "Солидарность":

Cейчас число несогласных растет, и сама по себе идея Дня несогласных заслуживает внимания и поддержки. Другое дело, что власти сейчас переходят в режим паранойи по этому рукотворному конфликту с Украиной, замороженным городам Европы и прочее. Ответ властей на гражданский протест пока более или менее предсказуем и ужасен: дубинки ОМОНа, внутренние войска, жестокое обращение с собственными гражданами. Поэтому люди должны твердо понимать, что, участвуя в протестных маршах, они рискуют.

Надо ли проводить совместные акции с коммунистами, автомобилистами - это вопрос сейча по большому счету не имеет значения, как это ни странно. Гораздо больше времени мы будем тратить на согласование лозунгов, флагов и так далее, чем на конкретные мероприятия. Я думаю, что придет время - и идея совместных действий будет настолько очевидной, что вождей не надо будет уговаривать садиться за один стол друг с другом. А пока еще, видимо, это время не пришло.

Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ:

Мы планируем на 31 января мощную акцию протеста, которая пройдет по всей стране. И мы видим это не только как акцию КПРФ, а как в первую очередь гражданскую акцию. КПРФ здесь лишь организатор, и организует ее для народа. Так что говорить, будто мы не ставим объединительные задачи, неверно. Мы хотим объединить людей, которым становится все яснее порочность современного российского капитализма. Объединить понимающих, что в рамках проводимой сегодня политики их интересы не защищены. Осознающих, что только путь обновленного современного социализма – путь к стабильному и сильному государству, благополучию и развитию каждого человека. У КПРФ есть антикризисная программа, мы хотим, чтобы общество ее узнало и поддержало.

И мне непонятно, при чем тут "Другая Россия". За ними нет ни людей, ни созидательных идей. Так что объединяться ради красного словца совершенно незачем. Что касается автомобилистов, то мы уже сотрудничали. И думаю, кое-где акции могут быть совместными. Мы не хотим притягивать их за уши в политику. Всему свое время, они еще придут к левым идеям.

Владимир Литвинов, представитель Федерации автомобилистов России на Дальнем Востоке:

Объяснить нашу позицию очень просто. Дело в том, что Марш несогласных – это требования политические. Требовать отмены пошлин у премьера и одновременно требовать отставки самого премьера как минимум нелогично. Поэтому автомобилисты не выдвигают политических требований как таковых. Автомобилисты выдвигают требования экономические, то есть отменить пошлины. На Марше несогласных присутствуют люди, которых я бы не хотел видеть в стране вообще: там много фашистов, много националистов, много людей, которые с головой не дружат, и с такими мы бы не хотели находиться рядом. Это во-первых. Неважно, что они называются оппозицией. Кто-то хочет с ними находиться в оппозиции - пожалуйста, а мы не хотим.

Во-вторых, требования у нас экономические. Мы, в отличие от "несогласных", отлично понимаем, что разницы нет, кто займет пост президента либо премьера, потому что пока не кончится эта бандитско-олигархическая смычка, нам разницы нет, кто в правительстве. А вот экономические требования мы можем отстоять свои. Поэтому единственное, что мы будем делать, – это отстаивать экономические требования.

Наталья Александрова, Грани.Ру





На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.018449068069458