Вестник гражданского общества

25.09.2016

«Офицеры России» закрыли фотовыставку «Без смущения»

Джок Стёрджес. Анетт и Ореган. Монталиве, 2012 год
Выставлено в Центре фотографии имени братьев Люмьер
 
Сегодня, 25 сентября, в Москве со скандалом закрыли выставку американского фотохудожника Джока Стерджеса, выставленную в Центре фотографии им. братьев Люмьер.
 
Выставка «Без смущения», на которой представлены около 40 фотографий Джока Стерджеса, открылась в России 8 сентября и должна была продлиться до 30 октября 2016 г. Это первая в России выставка работ одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий. Джок Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. «Нагота здесь ничего не значит… Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», –  говорит автор.
 
Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. Он выпустил более 10 монографий, его работы находятся в коллекциях Музея современного искусства и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной библиотеки в Париже и Музея современного искусства во Франкфурте.
 
Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. В 1990-х годах изображения девочек и девушек из нудистских общин привлекли внимание христианских общин и правоохранительных органов США. В студии фотохудожника был произведен обыск, его работы и фототехника арестованы. Активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. В поддержку Стерджеса выступила художественная общественность США и Европы. В результате действия американских правоохранительных органов признали неправомерными, никаких обвинений фотографу не предъявили.
 
Для выставки в Москве, с учетом местной специфики, были отобраны работы без обнаженных детей. «Фотографии детей, представленных на нашей выставке, соответствуют закону Российской Федерации и нормам приличия. Обнаженные модели в экспозиции — это взрослые совершеннолетние женщины», — говорится на сайте Центра. Кураторы Центра подчеркивают, что для посетителей выставки было установлено возрастное ограничение 18+, и они ни разу не получали никаких негативных отзывов от тех, кто приходил в галерею.
 
Выставка в московском Центре фотографии им. братьев Люмьер с успехом проходила более двух недель, пока утром в субботу, 24 сентября, блогер Елена Миро не опубликовала у себя в «Живом журнале» пост, посвященный этой экспозиции. Миро обвинила депутатов и правоохранительные органы в том, что они никак не реагируют на то, что в Москве проходит выставка «того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах». Об этом пишет издание «Медуза».
 
Днем 24 сентября член Совета Федерации Елена Мизулина потребовала закрыть экспозицию. Сенатор направила официальный запрос генпрокурору Юрию Чайке с требованием о проведении прокурорской проверки в связи с «публичной демонстрацией материалов с детской порнографией». Она также заявила, что «работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства» и назвала выставку «пропагандой педофилии».
 
Вечером того же дня новый уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова заявила, что тоже попросила прокуратуру проверить выставку. «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором «детской порнографией», может иметь место в культурной жизни нашей столицы. На данный момент по поводу выставки в Центре фотографии имени братьев Люмьер «Джок Стерджес. Без смущения» прошли переговоры с прокуратурой о необходимости организации прокурорской проверки. Теперь ожидаем конкретных шагов», — написала Кузнецова в своем блоге.  
 
25 сентября в 12 часов представители организации «Офицеры России» заблокировали вход в Центр фотографии им. братьев Люмьер. Руководитель «Офицеров России», председатель комитета по безопасности Общественной палаты Антон Цветков заявил, что накануне получил «огромное количество обращений от возмущенных граждан» по поводу выставки, после чего решил «ввести так называемые общественные санкции». Вместе с владельцами галереи Цветков осмотрел экспозицию и сообщил журналистам, что принято «совместное решение о ее закрытии». При этом Цветков отметил, что не нашел на экспозиции тех кадров, которые опубликовала у себя в блоге Елена Миро, однако на «порядка 15%» снимков изображены «полуобнаженные дети». «Мы считаем, что это тоже, конечно, недопустимо, хотя необходимо давать юридическую оценку», — сказал Цветков. Он добавил, что «владельцы выставки готовы передать экспонаты на экспертизу для юридической оценки».
 
Собравшиеся у входа в галерею горожане начали кричать «Позор». Внутрь стали запускать журналистов, видимо, чтобы они сами убедились в порочном характере выставленных работ.
 
Журналист Анатолий Струнин написал у себя в Фейсбуке:
«Только вернулся из Люмьеров с выставки Джока Стёрджеса. Уже закрытой. Исключение сделали лишь для журналистов, чтобы сами посмотрели, что там есть, а что придумали разного рода ханжи. Так вот, нет и не было там тех фотографий, которые привела в своем блоге провокаторша из ЖЖ. На входе в отдельный зал от основной площади центра есть и была крупная надпись 18+. Еще были молодые хунвейбины в форме "Молодежный оперативный отряд" и бритоголовый патриот – помощник муниципального депутата, который сначала распалил себя в дискуссиях с фотографами, а потом облил из заготовленной бутылочки нечистотами несколько фотографий. Сама экспозиция, на которую нас допустили, оказалась очень чистой и непорочной: хрупкое детство, счастливое материнство и трогательные семейные отношения. Ни грана пошлости!..»
 
Руководство Центра самостоятельно приняло решение закрыть выставку. По словам владельца галереи Натальи Григорьевой, это было сделано, чтобы сохранить сам Центр, который важнее выставки.
 
Во время пресс-конференции, на которой владельцы Центра сообщили о своем решении закрыть выставку, один из «борцов за нравственность» достал литровую пластиковую бутылку с желтой жидкостью (как оказалось позже, это была моча), и начал поливать из нее всех присутствующих и экспонаты. «Этот урод облил фотографии вонючей жидкостью, и теперь в зале совершено невозможно находиться, хлорка эту дрянь не берет. Урода скрутили и вывели крепкие ребята, занимающиеся профилактикой правонарушений, но теперь у нас пахнет так, как будто провоняло десять старцев», — написала в Фейсбуке сотрудник Центра Ольга Григорьева.
 
На мужчину, облившего мочой фотографии на выставке,  составили протокол о мелком хулиганстве, сообщает «Интерфакс», ссылаясь на председателя комитета по безопасности Общественной палаты Антона Цветкова.
 
«Не осуждайте владельцев Центра за их решение закрыть выставку. Центр фотографии - любимое детище Натальи и Эдуарда, их четвёртый любимый ребёнок (кроме трёх дочерей), и они способны на всё, чтобы его сохранить. Кроме того, они абсолютно не готовы ежедневно отражать атаки мракобесов, придурков и прочего отребья, которое накинется на Центр и даже смотреть не будет, что в экспозиции есть, а чего нет. Давайте уважать их решение», - пишет Ольга Григорьева.
 
Центр фотографии имени братьев Люмьер был основан в 2010 году супругами Натальей Григорьевой и Эдуардом Литвинским на базе семейной фотографической коллекции.
 
Деятельность Центра направлена на изучение и популяризацию отечественной и зарубежной фотографии, поддержку молодых российских авторов, а также ориентирована на исследования в области медиа культуры.
 
Находится Центр на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и включает в себя три выставочных зала и галерею коллекционной фотографии.

Работы из коллекции Центра входили в состав многочисленных выставок, организованных на отечественных и зарубежных площадках. В частности они были показаны на биеннале фотографии в Хьюстоне «Fotofest 2012», Триеннале современного искусства «Bergen Assembly», в Музее Современного Искусства «Гараж», Еврейском музее и центре толерантности в Москве, Московском выставочном объединении «Манеж».
 
Выставочные проекты Центра были показаны в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Красноярском музейном центре, Череповецком музейном объединении, Казанской Ратуше, Екатеринбургском музее изобразительных искусств.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.023119926452637