Вестник гражданского общества

13.03.2015

Уголовное дело в отношении Светланы Давыдовой прекращено за отсутствием состава преступления

Светлана Давыдова и Анатолий Горлов

Уголовное дело в отношении многодетной матери Светланы Давыдовой, обвиняемой в государственной измене за звонок в посольство Украины, закрыто, сообщил ее адвокат Иван Павлов.

"Вот вроде бы сегодня - пятница, 13-е, а из Лефортово и с Лубянки пришла хорошая новость: уголовное дело против Светланы Давыдовой прекращено за отсутствием состава преступления. С нее полностью сняты обвинения в совершении государственной измены и разъяснено право на реабилитацию", - написал Павлов на своей странице в "Фейсбуке".

Позже на пресс-конференции адвокат обвиняемой Иван Павлов сообщил: "С нее полностью сняты обвинения в совершении государственной измены и разъяснено право на реабилитацию".

По словам Павлова, экспертиза признала распространенные Давыдовой сведения об отправку российских войск на Украину недостоверными. В результате дело было закрыто за отсутствием состава преступления.

"Если это действительно так, то я очень рада, что Светлана Давыдова будет спокойно заниматься своими детьми и своей семьей", - прокомментировала агентству РИА Новости Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова.

Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева также приветствует прекращение дела против Давыдовой: "Я очень рада тому, что сверху у нас нашлись люди, которые понимали, что здесь сделана глупость - и жестокая глупость, и нашли в себе силы не настаивать на этой глупости, а поправить ее".

У Светланы Давыдовой и ее мужа - четверо совместных ребенка, кроме того они растят троих детей сестры Светланы. Самой младшей из детей на момент ареста матери было всего два месяца.

В пятницу Светлана Давыдова, ее муж Анатолий Горлов и адвокат Иван Павлов в эфире телеканала «Дождь» рассказали об уголовном деле, о том, почему его могли прекратить и о своих дальнейших планах.

Давыдова пояснила, что совершила этот поступок, чтобы «предотвратить преступления на территории другого государства».

«Да, я позвонила. Я против войны, я мать все-таки. Я переживаю о том, что творится в России, в Украине. Я не хотела, чтобы совершались какие-либо преступления именно военнослужащими на территории иностранного государства и на территории Российского государства. Я против вообще преступлений и войны. Вот это моя позиция», — рассказала Давыдова.

По ее словам, в маршрутке она услышала, как один из военнослужащих рассказывал, что их «небольшими группами переправляют в Москву, обязательно в штатском, а оттуда дальше в командировку».

«Там что-то говорилось об оружии, что мне непонятно было. Заметив, что часть территории воинской части опустела, я предположила, что, возможно, это в Украину едут. Подумала, что будет совершаться преступление. И я просто позвонила», — сказала Давыдова.

Также она добавила, что ей неизвестно о том, кто сообщил о ее разговоре с посольством Украины в ФСБ.

Светлана Давыдова заявила, что не будет требовать компенсации за время, проведенное в СИЗО. «Я считаю, что это было бы неправильным с позиции того, что налогоплательщики не виноваты в том, что государство это дело возбудило, - пояснила она. - Лучше будет, если эти деньги пойдут на какие-то социальные проекты».

Муж Давыдовой Анатолий Горлов, со своей стороны, заметил: «Мы не будем уподобляться тем людям, которые ведут себя некорректно. Мы своим примером покажем, что человек выше таких низменных чувств, как обида». В то же время, добавил он, «это не означает, что мы все забудем и будем такими ягнятами».

Защита Давыдовой требует от Генпрокуратуры официальных извинений. Адвокат Евгений Смирнов также заявил, что следствие и прокуратура должны распространить через центральные СМИ, сообщавшие о деле Давыдовой, информацию о ее реабилитации.

Арест воспитывающей семерых детей Светланы Давыдовой был одним из самых резонансных среди всех дел о шпионаже и госизмене, которые рассматриваются в России. В защиту Давыдовой с подачи ее мужа и адвокатов развернулась довольно масштабная кампания в СМИ и соцсетях. Петицию с требованием изменить меру пресечения и отпустить кормящую мать из следственного изолятора подписали 47 тысяч человек.

В ноябре 2012 года в России вступили в силу поправки к статьям о государственной измене в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, согласно которым обвинения в шпионаже могут быть предъявлены крайне широкому кругу россиян, контактирующих с иностранными организациями.

Под понятие "госизмена" подпадает не только разглашение государственной тайны, но и оказание "финансовой, материально-технической, консультативной или иной помощи" международным организациям.

Помимо поправок к существующим статьям, в Уголовный кодекс России введена и новая - незаконное получение сведений, составляющих гостайну. Она предусматривает ответственность даже в том случае, когда получение засекреченных сведений не будет признано шпионажем или госизменой.

В последнее время стало известно о массе возбуждаемых в России "шпионских" дел. 19 февраля сообщалось, что четверо военных моряков осуждены к реальным срокам по статье 275 УК. Как утверждалось, они передавали иностранным государствам совершенно секретные сведения. 5 марта появилась информация, что 15 лет строгого режима по этой же статье получил бывший полицейский Роман Ушаков. С середины прошлого года в СИЗО "Лефортово" - также по обвинению в государственной измене - содержится бывший инженер ГРУ Геннадий Кравцов.

По статье 276 УК (шпионаж), предусматривающей от 10 до 20 лет колонии, арестован моряк Черноморского флота, член экипажа танкера "Койда" Сергей Минаков. По этому же обвинению с августа 2014 года в "Лефортове" находится 72-летний Юрий Солошенко, бывший директор полтавского оборонного завода "Знамя".

Кроме того, сотруднику отдела внешних церковных связей Московского патриархата Евгению Петрину инкриминируется передача секретной информации спецслужбам США. С марта 2014 года в заключении пребывает замначальника службы движения аэропорта Сочи Петр Парпулов. При этом даже адвокат арестованного не может понять, в чем конкретно его обвиняют.

В Нижнем Новгороде с прошлого лета под подпиской о невыезде находится Владимир Голубев, бывший сотрудник Российского федерального ядерного центра в Сарове. Ему вменена статья 283 УК (разглашение государственной тайны), предусматривающая до четырех, а в случае причинения тяжких последствий - до семи лет.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.016108989715576