Вестник гражданского общества

22.01.2015

В Москве снова сносят все киоски, потому что «Сергею Семеновичу не нравится»

Власти Москвы демонтируют все торговые палатки, на закупке которых настаивали три года назад. Взамен частных в столице появятся государственные ларьки, которые правительство города собирается сдавать в аренду. Материал на эту тему опубликовал сегодня РБК.

По данным департамента торговли и услуг в Москве в 2014 году было примерно 7,7 тыс. палаток и киосков. Договоры с правительством Москвы на размещение этих палаток заключались три года назад, и в ближайшие два месяца их срок истекает. Как рассказал РБК президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов, перезаключать их власти Москвы не будут. Эту информацию подтвердил глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Текущие договоры и не планировалось продлевать, утверждает источник в правительстве Москвы. Их заключали на три года с тем, чтобы по истечении срока провести новые аукционы. Уже работающий предприниматель может выиграть новый конкурс. Правда, cтарые павильоны придется демонтировать, к тому же их внешний вид не вполне соответствует требованиям Москомархитектуры, говорит чиновник.

Непродление договоров означает демонтаж палаток, закупленных предпринимателями по требованию города в 2012 году, напоминает Максимов. «Теперь нам говорят, что будут за счет города устанавливать какие-то объекты и их будут выносить на аукционы, а все, что они ранее утвердили как образец эстетики и функциональности, надо выбросить», – говорит он.

Практику закупки властями павильонов для частного бизнеса Максимов в целом считает странной, раньше он с таким не сталкивался. Тем более что эти расходы планируются на фоне ввода торговых сборов из-за нехватки денег в бюджете.

Планы покупки за счет бюджета новых ларьков также подтвердил глава департамента торговли и услуг Немерюк. Необходимость смены палаток спустя всего три года после их последнего обновления он объясняет так: «Сейчас требуется другой внешний вид, и ситуация совершенно иная».

Немерюк пояснил, что мелкую розницу в Москве упразднять не планируется, просто после смены парадигмы будет больше «социальной направленности, больше палаток с мороженым и так далее». «Правительство Москвы заказывает свои объекты и будет проводить аукцион не по объектам предпринимателей, чтобы не накладывать на них бремя, и через три года кому-то опять не пришлось демонтироваться. Разыгрываться будет сам объект, и договоры будут заключаться с департаментом городского имущества», – добавил он.

На данный момент новых объектов никто не закупил и не установил, говорит Максимов из Ассоциации киоскеров, хотя о таких намерениях чиновники объявили бизнесу еще летом. Конкретной информации о новых аукционах у бизнеса тоже пока нет. «Возможно, есть какой-то секретный проект, но мы о нем не знаем», – отмечает Максимов. На заседании общественного совета при департаменте торговли, в который он входит, эта тема не обсуждалась.

«Когда в 2011 году проходили аукционы, всем было предложено сделать палатки самостоятельно по определенному образцу. Теперь получается, что мы их должны выбросить. А у нас из 22 палаток все в хорошем состоянии», – рассказал РБК Алексей Коровкин, владелец сети палаток хлебобулочных изделий. Идея замены павильонов странная, потому что они еще не пришли в негодность, отмечает Коровкин. Он также опасается, что изготовление 5–10 тыс. новых палаток для Москвы может затянуться. Он не уверен, что чиновники сделают их удобными в силу отсутствия у них соответствующего опыта. Стоимость палатки без дополнительного оборудования он оценивает в 300 тыс. руб., с полным оснащением – в 500 тыс. Но городу с учетом инфляции и других факторов это будет стоить заметно дороже, считает он.

Другой предприниматель по имени Александр, отказавшийся выполнять требования правительства Москвы, считает, что не прогадал. «У нас были торговые павильоны, мы два года назад всякие митинги проводили. Новый павильон не стали покупать, судились-судились, все суды проиграли и в итоге закрылись. Другие люди вложили деньги, а их сейчас тоже убирают», – отмечает он.

Еще один бывший предприниматель, заручившийся в 2012 году поддержкой жителей района, депутатов и даже Москомархитектуры, тоже не смог тогда добиться сохранения своих палаток. «У меня сложилось впечатление, что власти Москвы хотят работать только с торговыми сетями», – говорит бизнесмен, экс-владелец торгового ряда в Южном Медведково. «Муниципальные депутаты все были на нашей стороне, и все равно нас в схему не внесли, несмотря на 2000 подписей жителей, которым было удобно, – говорит он. – Нам сказали: договор с вами продлевать не будем, потому что Сергей Семенович пришел, ему не нравится».

Покупка одного нового павильона по требованию мэрии три года назад обошлась в 1 млн руб., рассказывает другой владелец киосков. Пришлось взять кредит, который он выплачивает до сих пор.

Ситуация, в которой предпринимателям приходится закрывать бизнес, беспокоит Минэкономразвития, заявила РБК помощник министра Елена Лашкина. «В Минэкономразвития поступают обращения с жалобами предпринимателей на регулирование сферы нестационарной торговли на уровне регионов, в том числе из Москвы», – заметила она.

Регионы вправе распоряжаться своей землей и помещениями, говорит Лашкина, но закрытие бизнеса ведет к потере рабочих мест, росту социальной напряженности и мешает сбыту сельхозпродукции региональных производителей. Поэтому Минэкономразвития предлагает уточнить федеральное законодательство в части нестационарной торговли. В том числе закрепить минимальные сроки размещения павильонов и разработать компенсации для бизнеса в случае изменения схем размещения.

Нарушения прав малых и нестационарных торговцев замечает и Минпромторг. Год назад министерство направило в регионы свои предложения по изменению ситуации, сообщили РБК в пресс-службе министерства. «Минпромторг как федеральный регулятор отрасли считает, что в основу функционирования мелкорозничной торговли должны быть положены принципы стабильности и долгосрочности осуществления предпринимателями их прав, а также принцип «меняется место – сохраняется бизнес», – передал через пресс-службу замминистра Виктор Евтухов.

Минпромторг готовит соответствующие поправки в закон о торговле, но когда они могут быть приняты, неизвестно. По мнению столичного предпринимателя, пожелавшего остаться анонимным, если поправки примут позже первого квартала, для Москвы может быть уже поздно. «Нас всех вышвырнут с мест, отправят павильоны на помойку, произойдет передел рынка. Нужно, чтобы изменения вышли до марта, тогда мы будем иметь право на продление на пять лет, с пролонгацией, если предприниматель сам изъявит желание», – сказал он РБК.

Некоторые цифры

По данным департамента торговли и услуг Москвы и Коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов при мэре Юрии Лужкове в Москве было 22 тыс. палаток нестационарной торговли. Летом 2014 года их насчитывалось всего 7,7 тыс.

Более 50 тыс. человек остались без работы после массового закрытия киосков в столице в 2011 году.

Стоимость одной оборудованной палатки нестационарной торговли составляет от 300 тыс. до 1 млн руб.

На окупаемость одной нестационарной торговой точки требуется в среднем 1,5 года.

Средняя ежемесячная выручка с одного киоска составляет 450–500 тыс. руб. Ежемесячная чистая прибыль с одного киоска - 50–80 тыс. руб. в месяц.

Максимальная стоимость аренды 6 кв. м земли в центре Москвы оценивалась в 20011 году в 26,5 тыс. руб. в месяц.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.018906831741333