Вестник гражданского общества

16.01.2015

Убийство российским военным семьи в Армении вызвало массовые протесты в стране

Демонстрация протеста перед посольством России в Ереване

В крупнейших городах Армении, Ереване и Гюмри, прошли массовые акции протеста – с требованием выдать армянскому правосудию российского военнослужащего Валерия Пермякова, который обвиняется в убийстве шести человек – членов семьи Аветисян, жителей Гюмри. Пермяков, который сознался в содеянном, остается под юрисдикцией российских следственных органов.

12 января российский военнослужащий Валерий Пермяков, самовольно оставивший расположение 102-й военной базы в армянском Гюмри, убил шестерых человек — членов одной семьи. Пермякова задержали при попытке сбежать в Турцию, сейчас он находится на территории базы. Делом об убийстве занялись российские следователи. 15 и 16 января в Гюмри и Ереване прошли массовые акции протеста — с требованием выдать Пермякова Армении и судить его по армянским законам. Протесты привели к потасовкам: вчера в Гюмри в результате столкновений с полицией пострадали 15 человек. И Россия, и Армения призывают «не политизировать» ситуацию, однако на массовых акциях в Гюмри выкрикивают антироссийские лозунги и топчут российский триколор.

Солдат-срочник Валерий Пермяков, призванный в армию из Читинской области, проходил службу на 102-й российской военной базе в Армении, расположенной в городе Гюмри (всего там служат пять тысяч россиян). В ночь на 12 января он заступил в караул, но решил самовольно покинуть часть и уйти в город. Примерно в 6:30 утра Пермяков пробрался в дом № 188 по улице Мясникяна, где жила семья Аветисянов, и убил шестерых человек — супругов Сергея и Асмик Аветисянов, их детей Аиду и Армена и невестку Араксью Погосян, а также двухлетнюю Асмик Аветисян. Выжил только семимесячный Сережа Аветисян (он, по некоторым сведениям, находится в реанимации). Совершив преступление, Пермяков снял форму и переоделся в найденную дома у Аветисянов одежду, оставил автомат в доме и скрылся.

В розыск Пермякова объявили практически сразу после того, как полиция обнаружила трупы в доме Аветисянов — там же нашли военные ботинки, на которых было имя Пермякова. Задержали солдата российские пограничники, охраняющие армяно-турецкую границу. После задержания Пермяков дал признательные показания и объяснил, что хотел лишь дезертировать. По его словам, в дом Аветисянов он зашел, чтобы попить воды, а на убийство решился из опасений, что его выдадут. При себе у Пермякова нашли три мобильных телефона и небольшую сумму наличными. С места преступления солдат никаких вещей, за исключением одежды, не взял. 

На территории военной базы прошло выездное заседание военного суда, который принял решение об аресте Пермякова. Ему предъявлены обвинения по статьям «Убийство» и «Дезертирство» Уголовного кодекса России.

15 января в Гюмри похоронили погибшую семью. Сразу после похорон в городе состоялась массовая акция с требованием выдать Пермякова армянским властям — местные жители считают, что его должны судить в Армении, а не на военной базе, которая подпадает под юрисдикцию России. В акции приняли участие несколько тысяч человек, которые сперва пришли к зданию консульства РФ в Гюмри, а затем отправились к российской военной базе. Акция в Гюмри к вечеру переросла в столкновения толпы с полицией. Пострадали 15 человек, в том числе пятеро полицейских. Демонстранты потребовали, чтобы в Гюмри приехали президент Армении Серж Саргсян и другие высокопоставленные чиновники — и добились передачи Пермякова армянским правоохранительным органам.

Сейчас в Гюмри находится генеральный прокурор Армении Геворг Костанян, который встретился с демонстрантами и пообещал, что обратится к России с просьбой выдать Пермякова Армении. Аналогичная акция протеста прошла и в Ереване: сотни людей пришли к посольству России с плакатами «Нам не нужны такие скрепы», «Ваша „духовность“ убивает наших детей», «102-й российский военный бардак». Столкновений с полицией в Ереване не было. 

Посольство России в Армении выразило соболезнования в связи с убийством в Гюмри и призвало провести всесторонне расследование преступления. С соболезнованиями 15 января выступил и заместитель командира по работе с личным составом 102-й военной базы полковник Алексей Палюхович. Специально для расследования преступления в Гюмри направлена спецкомиссия Минобороны РФ. Расследовать преступление будут российские власти — Конституция РФ запрещает выдавать россиян другим странам. Согласно российскому законодательству, россияне должны привлекаться к ответственности за преступления, совершенные на территории иностранных государств, по законам РФ.

Договор о размещении военной базы в Армении (он действует до 2049 года) предполагает, что преступления, совершенные служащими, должны расследоваться по армянским законам — за исключением военных преступлений. Пермяков дезертировал, а это военное преступление, так что основание для процесса по российским законам есть. Тем не менее, правоохранительные органы Армении также возбудили уголовное дело.

По сведениям армянской прессы, руководство российской военной базы рекомендовало военнослужащим ограничить контакты с местными жителями. Военнослужащим запрещено гулять по городу, на время закрыта школа под эгидой консульства России в Гюмри.

Побывавший в Гюмри армянский журналист Армен Сулейманян в интервью российскому телеканалу "Дождь" обратил внимание на ряд странностей, связанных с трагедией. 

"Когда он с автоматом покинул часть, там не была поднята тревога, никого не заинтересовало, почему этот военный с "калашниковым" бродит по городу. Потом само убийство, относительно которого официальные лица Армении начали говорить, что якобы он хотел стакан воды, ему не дали, и он потом там всех расстрелял… Вся суть в том, что руководство военной базы реально прикрывает убийцу. Причем если бы он, скажем, застрелил сослуживца на территории военной базы, это как-то можно было бы понять. Но в данном случае преступление совершено на территории Армении, в городе Гюмри. Это самое ужасное преступление за последние 15 лет на моей памяти. Говоря простым языком, его "крышуют". И не только российская сторона и руководство базы, но и армянские чиновники", – утверждает журналист Армен Сулейманян.

Власти Армении с самого начала действительно очень не хотели, чтобы дело об убийстве как-либо повлияло на отношения их страны с Россией. Министр обороны Армении Сейран Оганян, который во вторник провел переговоры с прибывшей в Гюмри российской делегацией, говорил об этом совершенно открыто.

"Сегодня неуместно политизировать это и искать ухудшения наших отношений, так как наши отношения с Российской Федерацией находятся на довольно высоком политическом уровне. Также на очень высоком уровне находится наше военное сотрудничество", – отметил министр обороны Армении.

Первый заместитель министра обороны России Аркадий Бахин, прибывший в Армению, сообщил в среду, что возглавляемая им комиссия российского военного ведомства "завершила внутреннее служебное расследование на 102-й базе, и все виновные выявлены". По словам генерала Бахина, арестованный Валерий Пермяков из Армении не вывезен, как того опасались участники акций протеста в Гюмри и Ереване. Одного из лидеров протестующих Карена Петросяна вместе с депутатом парламента Армении Мартуном Григоряном российские военные пропустили на территорию базы, где они увидели находящегося под арестом Пермякова. Тем не менее, возмущение демонстрантов было столь сильным, что в четверг вечером в Гюмри у здания генконсульства России произошли столкновения с полицией, пострадали полтора десятка человек, 13 были задержаны. Тогда же потасовки протестующих с полицией произошли и в Ереване.

Официальные лица Армении тем временем отбиваются от шквала критики. По мнению эксперта Армянского центра политических и международных исследований Рубена Меграбяна, случившееся "показывает всю плачевность ситуации в армяно-российских отношениях в целом. Существующие в сфере безопасности отношения привели к тому, что даже в нашей спальне наша безопасность не обеспечена". 

Трагедия в Гюмри поставила в непростую ситуацию руководство Армении: волна общественного недовольства, связанная с поведением российских военных в чужой стране, толкает президента и правительство республики к принятию политических решений. Однако то, что Армения находится в окружении, которое там считают недружественным, – речь идет прежде всего о соседстве с Турцией и Азербайджаном – не позволяет Еревану всерьез поднимать вопрос о пересмотре статуса российской базы в Гюмри, отмечает Радио Свобода.

Вестник CIVITAS







На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.030663967132568