Вестник гражданского общества

30.12.2014

Приговор братьям Навальным – новый уровень правового произвола

В зале суда. Алексей и Олег Навальные. Фото: Евгений Фельдман / "Новая Газета"

Судья Замоскворецкого суда Москвы Елена Коробченко утром 30 декабря зачитала обвинительный приговор братьям Навальным. Оппозиционный политик, лидер Партии прогресса Алексей Навальный приговорен к трем с половиной годам условно с трехлетним испытательным сроком. Его младший брат Олег - к трем с половиной годам в колонии общего режима. Олег Навальный был взят под стражу в зале суда.

"Вы его за что сажаете? Что за свинство?", - крикнул Алексей, услышав приговор брату.
Оба брата оштрафованы на 500 тысяч рублей каждый. С них также будет взыскано почти 5 миллионов рублей в рамках гражданского иска.

Срок братьям был определен путем частичного сложения наказаний. Судья определила для Алексея Навального три с половиной года по части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору и с использованием своего служебного положения) и два года по пункту "а" части 3 статьи 174.1 УК (отмывание денежных средств группой лиц по предварительному сговору), для Олега - три и два года соответственно.
Режим домашнего ареста для Алексея Навального оставлен без изменений до вступления приговора в силу.

"Из всех видов приговоров это самый подлый и отвратительный, - заявил журналистам Алексей Навальный. - В этот раз они специально уничтожают, мучают, пытают родственников тех людей, которые их политические оппоненты. Эта власть должна быть уничтожена. Я призываю всех выходить на улицу до тех пор, пока эта власть, которая невинных людей хватает и мучает, не будет отстранена".

Накануне оглашение приговора, первоначально назначенное на 15 января, неожиданно было перенесено на 30 декабря. "Причина переноса состоит в том, что приговор уже готов", - заявили в пресс-службе Замоскворецкого суда.

У здания суда с утра были сосредоточены значительные силы полиции. В суд пропускали только по журналистским удостоверениям. Даже подсудимым не удалось сразу войти в здание.
"На входе в суд: - "Вы кто?" - "Навальный". - "Ничего не знаю, сказано никого не пускать", - написал Навальный в твиттере. - Какой-то апофеоз пропускной системы: невозможно попасть на собственный приговор. Ждем своей очереди. Пока пускают только Первый канал".

После оглашения приговора Навальный написал, что судья отказалась выдать текст приговора. "Вчера было заявлено, что его перенесли с 15-го января на 30 декабря, потому что "он уже готов". Сегодня судья Коробченко заявила, что прочтет только "вводную и резолютивную части", что вообще невозможно по уголовному делу. Не бывает такого и запрещено, вы знаете отлично, некоторые приговоры несколько дней читают. Но самое смешное, что после заседания мы попытались получить текст, "который готов". Его нет. Нет приговора, он не написан и не существует. Нам даже не дали ту самую "резолютивную часть", - написал Навальный в своем фейсбуке.

У здания суда полицейские задержали Олега Навального, который из-за мороза шел в балаклаве, сообщает "Медиазона". "Его жестко выдернули из толпы, протащили метров пятьдесят, потом все-таки разобрались и отпустили", - рассказал корреспондент издания.

До и после оглашения приговора у здания суда полиция задержала несколько человек. Среди них как сторонники, так и противники Навального. Как сообщает ОВД-Инфо, в числе задержанных активист Григорий Саксонов, который кричал "Путин умрет!".

Президент России Владимир Путин знает о приговоре Алексею Навальному из СМИ, однако это не является темой для отдельного доклада главе государства, заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков радиостанции "Коммерсант FM". "Мы это никак не комментируем", - пояснил Песков.

Изначально братьев Навальных обвиняли в мошенничестве в особо крупном размере (статья159 УК РФ) и легализации денежных средств (статья174.1 УК РФ). Следствие считает, что они мошенническим путем похитили более 26,7 миллиона рублей у ООО «Ив Роше Восток», а также у ООО «Многопрофильная процессинговая компания» (МПК) — более 4,4 миллиона рублей. Эти деньги, по мнению следователей, они легализовали, перечислив по фиктивным основаниям на подконтрольное им и их родственникам ООО «Кобяковская фабрика по лозоплетению».

Как утверждает СК, Алексей Навальный создал ООО «Главное подписное агентство» («Главподписка»), а его брат, который в 2008 году возглавлял департамент внутренних почтовых отправлений «Почты России», убедил представителей признанных потерпевшими компаний заключить договор на грузоперевозки с «Главподпиской».

При этом свидетели в суде говорили, что считали деятельность «Главподписки» законной. В частности, об этом заявлял гендиректор предприятия ООО «Автосаго», перевозившего продукцию «Ив Роше», а также Татьяна Полевая, работавшая в ООО «Автосаго» бухгалтером.

Защита настаивала на невиновности фигурантов и просила суд вынести оправдательный приговор. По мнению адвокатов, уголовное дело было возбуждено с нарушениями, так как отсутствовало заявление об ущербе, необходимое для расследования подобных дел.

Алексей Навальный уже имеет условный срок по «делу Кировлеса» — 18 июля 2013 года Ленинский суд Кирова приговорил его к пяти годам лишения свободы за хищения на этом предприятии. На следующий день Навальный был освобожден под подписку о невыезде до вступления приговора в силу. 16 октября 2013 года Кировский областной суд внес изменения в приговор, заменив реальное наказание на условный срок.

19 декабря на прениях сторон прокурор Надежда Игнатова запросила для Алексея Навального 9 лет общего режима, для Олега Навального - 8 лет общего режима. При этом Игнатова напомнила о приговоре Алексею Навальному по делу "Кировлеса" и с его учетом потребовала для политика суммарного срока 10 лет общего режима.

В качестве дополнительного наказания обоим братьям прокурор запросила по 2 года ограничения свободы.

Прокуратура уже заявила, что обжалует приговор братьям Навальным как слишком мягкий после того, как изучит его мотивировочную часть, сообщает ТАСС. Гособвинитель сообщила, что окончательные выводы о законности судебного решения будут сделаны после ознакомления с его полным текстом.

Оглашение приговора братьям Алексею и Олегу Навальным и само решение суда существенно расходятся со сложившейся судебной практикой, говорят опрошенные РБК юристы. Они отмечают пять странностей: суд огласил приговор раньше, чем запланировал, не зачитал мотивировочную часть, не согласился с версией следствия, поменяв подсудимых ролями, по своему усмотрению переквалифицировал обвинение, а также оставил Алексея под домашним арестом до вступления приговора в силу.

Социолог Элла Панеях считает, что приговор братьям Навальным – это «совершенно новый уровень правового произвола даже по сравнению с тем, что творилось раньше в судебно-следственном поле. Прежде шла речь о попрании стандартов самого права, теперь же происходит развал неформальных норм и обычаев правоприменительной практики. Из объекта беззастенчивой, но все же ограниченной некоторыми правилами манипуляции уголовный закон окончательно превращается в фикцию».

«Процесс и приговор по делу Навального оказались еще дальше от повседневной практики российского судопроизводства – настолько далеко, насколько это вообще возможно. В сложившейся практике, если предполагаемый потерпевший заявляет об отсутствии ущерба (как это сделали представители компании «Ив Роше»), их показания изымают из дела или по минимуму включают в обвинительное заключение, заменяя другими доказательствами вины. Несудимого фигуранта-предпринимателя за относительно легкое и явно недоказанное преступление российский судья практически всегда приговорит условно, а то и вовсе прекратит дело. А вот человеку, уже осужденному условно, как Алексей Навальный, непременно дадут реальный срок – даже если закон позволяет обратное, судья не захочет рисковать. Абсолютно невозможно себе представить и то, чтобы российский суд – помешанный на соблюдении внешних формальностей – зачитал лишь резолютивную часть приговора. Похоже, что полный текст попросту не успели написать», - считает Элла Панеях.

И добавляет: «На этот раз процесс не был замаскирован не только под законность, но и даже под обычную уголовно-правовую практику. Приговор и вправду выглядит так, как будто его продиктовали по телефону – даже если на самом деле это исполнители попробовали так угадать высочайшую волю. И дело здесь не в мстительности или великодушии верховной власти. Все это следствие того, что произошло с уголовной юстицией за последнее время».

«Произвольной репрессии стала больше не нужна стыдливая пелена «обычного, как у всех» уголовного судопроизводства. Повседневному беспределу российской уголовной юстиции больше не требуется публичная демонстрация законности. Ее заменили демонстративный разрыв с парадигмой законности и прав человека и мощь телевизионной пропаганды», - резюмирует социолог Панеях. 

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил в эфире телеканала «Дождь», что дело Алексея и Олега Навальных «должно стать для Кремля и лично Путина постоянной головной болью, которой ранее было дело ЮКОСа».

Комментируя приговор, Ходорковский признал «смену тактики» властей. «Власть взяла на вооружение технологию нанесения ударов по абсолютно непричастным людям», — сказал бизнесмен. Напомним, после освобождения в декабре 2013 года Ходорковский отмечал, что за время заключения по делу ЮКОСа его семья была вне уголовного преследования.

Ходорковский призвал людей «выходить на улицы» и «противодействовать властям там, где это можно», подчеркнув, что это, по его мнению, является гражданским противостоянием.

«Современное общество, страна, она не стоит на силах ОМОНа. Любое противодействие власти в пределах того, что не являются ненаказуемым, мешает власти. Когда люди выходят в небольшом количестве к суду, кажется что ОМОНа много. Но если выйдет много людей, мы увидим, что ОМОНа не так много», — ответил Ходорковский на вопрос о соотношении количества протестующих и полицейских сегодня рядом со зданием Замоскворецкого суда.

По мнению Ходорковского, 80-процентный рейтинг Путина не является качественным, и эта «поддержка переворачивается в один день». Он добавил, что катализатором смены общественных настроений может быть падение рубля.

На вопрос о реакции Запада, Ходорковский сказал, что реакция иностранных лидеров зависит от общества, а население других стран «не совсем представляет, что за политический режим у нас в стране».

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.016227006912231