Вестник гражданского общества

25.12.2014

Светлой памяти отца Глеба Якунина

25 декабря 2014 года, в 11 утра, после тяжелой и мучительной болезни скончался священник, правозащитник, поэт Глеб Павлович Якунин.

Отец Глеб родился в Москве 4 марта 1934 года в семье музыканта. Потеряв веру в Бога в ранней юности, вернулся в Христианство под влиянием Александра Меня, с которым учился в Иркутском сельхозинституте.

В 1958 году по окончании института поступил в Московскую духовную семинарию, но под давлением КГБ был исключён. Работал алтарником, певчим, псаломщиком в церквях г. Москвы. 10 августа 1962 года рукоположен в сан священника. Служил в храмах городов Зарайска и Дмитрова.

В 1965 году вместе со священником Николаем Эшлиманом выступил с открытым письмом протеста против коллаборационистской политики руководства Московской патриархии. В мае 1966 года отец Глеб был подвергнут запрещению в священнослужении с формулировкой: «Впредь до раскаяния».

В 60-70х годах отец Глеб — деятельный участник правозащитного движения. В 1976 году — соучредитель и председатель «Христианского комитета защиты прав верующих в СССР». До ареста (1 ноября 1979 года) опубликовал сотни материалов, свидетельствующих о массовом подавлении религиозной свободы в СССР. Эти материалы получили широкий международный резонанс.

28 августа 1980 года осуждён Мосгорсудом по статье 70, часть I, за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Был узником Лефортовской тюрьмы и политического лагеря Пермь-37 до 1985 года, затем отбыл два с половиной года ссылки в Якутии в поселке Ыныкчанский.

В 1987 году вместе с другими узниками совести амнистирован, вернулся в Москву и после 21 года нахождения под запрещением восстановлен Патриархией в сане священника, назначен служить в Никольском храме в селе Жегалово Московской области.

В 1990 году избран депутатом Верховного Совета РСФСР, участвовал в работе над Законом о свободе вероисповеданий, способствовал открытию многих храмов и монастырей, опубликовал архивные материалы КГБ о сотрудничестве церковной номенклатуры с Госбезопасностью. Фактически за раскрытие этих архивов 1 ноября 1993 года Московской патриархией был противозаконно лишен сана священника. Это решение не признал и в феврале 1994 года был принят в «сущем сане» в юрисдикцию Украинской Православной Церкви и направлен служить священником Богоявленского Собора города Ногинска.

В 1993-1995 годах — депутат Первой Государственной Думы. В 1995 году организовал Общественный комитет защиты свободы совести.

8 сентября 2000 года принял участие в создании новой Религиозной организации — Церкви Православного Возрождения.

Он стоял у истоков принятия Синодом Апостольской Православной Церкви решения о канонизации отца Александра Меня и всю жизнь пытался превратить российское православие в добровольный союз общин.

Прощание со священником отцом Глебом Якуниным состоится в субботу, 27 декабря в Сахаровском центра (ул. Земляной Вал, 57). Начало в 10-00.

Похороны состоятся на старом Пятницком кладбище (у Рижского вокзала) в 14-00.

Евгений Ихлов: О мечте Глеба Павловича

С лёгкой руки Глеба Якунина довольно широко распространилось представление, что сталинский новодел МП РПЦ (историческое название - Российская Греко-Православная Кафолическая Церковь - вполне прогебуренная контора. Он всегда мечтал о создании - согласно раннехристианским представлениям - на её месте свободной ассоциации православных общин.
Я полагаю, что падением путинизма увлечёт за собой и кириллову структуру, и его мечта сбудется.
Вообще, видимо есть закономерность при общем потоке рационализации - православная церковь католикализируется, а потом и протестантизируется. ВКП(б)-КПСС была квазикатолической церковью, заменившей православие.
Теперь нам предостоит протестантизация православие.
Все знают, что Реформация - это приход протестантизма. Выдвигаю версию, что "католицизация" православия - это то же Реформация. И в высшем смысле - большевистская революция - это русская Реформация (превращение православия в партию - квазикатолическую (тотальную) церковь.
Параллельно было и иудейское квазимессианство. Это тот случай, когда псевдораввины и псевдопадре создали боевой союз.

Юрий Самодуров:

Сегодня, 25 декабря 2014 года в 11.25 утра в больничной палате умер священник Глеб Павлович Якунин. Свою жизнь он посвятил отстаиванию правды и положил ее за всех нас.
Последние несколько лет Глеб Павлович был болен неизлечимой болезнью (разрушение двигательного нейрона - та же болезнь, что у Стивена Хокинга и что была у Димы Фурмана, при которой постепенно отказывают повиноваться кисти рук и руки, становиться трудно или невозможно ходить, в самом конце человек не может дышать и умирает, но голова у него остается совершенно ясной до самых последних дней). Говорю об этом потому, что отец Глеб переносил свою болезнь с необыкновенным мужеством и ни разу не пожаловался на нее тем, к кому был расположен и кто его любил. В прошлом году мне удалось уговорить Глеба Павловича сходить на консультацию в тибетский центр рефлексотерапии, но главный врач, который его осматривал сказал, что помочь они не могут и денег за консультацию не взял. Глеб Павлович, не только не жаловался на болезнь, но и в самый ее разгар и до конца своей жизни не потерял присущих ему черт - огромного политического темперамента и огромного интереса к общественно-политическим событиям, к изменениям в руководстве Московской Патриархией и - главное - искренней веры и искреннего убеждения в том, что, в конечном счете Бог не попускает плохому , и что плохие и нечестные люди, совершающие в жизни и политике плохие поступки, в конечном счете обязательно с Божьей помощью потерпят поражение. Глеб Павлович был очень искренний человек, такой искренний, что мне и наверное никому никогда в голову не приходило, что он может в чем-то лукавить, с кем-то из властей или Патриархии вести "двойную игру". Раньше мне казалось, что его общественно-политические расчеты и постоянные апелляции в разговорах к тому, что в наших общественно-политических конфликтах Бог находится на стороне людей и того дела, которым и в которое о. Глеб верит, это или немного смешная наивность или форма речи. Но вот сейчас я как-то всей душой понимаю, что величие о.Глеба как раз и заключалось и заключается в его подлинной, непоколебимой вере в то, что Бог тоже участвует в наших земных делах на стороне хороших и честных людей и хороших дел. Можно думать об этом как о наивной и архаичной вере наших дедов и прадедов , но теперь я вижу в этом величие о. Глеба Якунина. Вообще о. Глеб по своему политическому темпераменту и по убеждению о вовлеченности Бога в наши земные дела, продолжал, по моему, протопопа Аввакума. Глеб Павлович был очень мужественный и очень светлый человек, неспособный по расчету ли или по недомыслию причинить зло людям. Он был так устроен, что зла в его душе к кому бы то ни было, даже к президенту Путину или патриарху Кириллу просто не было. Частые встречи и высказывания Глеба Павловича о текущих общественно-политических делах в старом офисе Левы Пономарева в Малом Кисловском переулке, куда он так часто заходил по делам и "на огонек" навсегда останутся светлой страницей моей жизни. Спасибо, дорогой Глеб Павлович! Мир Вашей душе и Вашему духу!

Светлана Ганнушкина:

Мир праху его.

Так и не дождался, чтобы его перевезла домой. Соболезнования всем, кто любил его и ценил.

В последний раз мы виделись в Киеве весной. Глеб Павлович уже почти не мог двигаться руками, но приехал на встречу с украинцами, для него было невыносимо то, с чем мы сегодня вынуждены жить.

Пусть теперь замолвит слово перед тем, в кого он искренне верил. Может быть, его заступничество поможет нам выбраться из этого позора.



Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.022887945175171