Вестник гражданского общества

18.12.2014

«Психотерапия для внутреннего потребления» от Путина

В четверг в Москве состоялась 10-я ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина.

Как отметил накануне ИТАР-ТАСС, «десятая пресс-конференция Путина пройдет на беспрецедентном экономическом и международном фоне - резкий виток финансово-экономических проблем наложился на обострившуюся международную повестку. Это сформировало и чрезвычайно высокие ожидания от встречи президента с прессой».

Но, несмотря на фон, Путин не оправдал «высокие ожидания», не сделав ни одного серьезного заявления о сложнейшей экономической обстановке в стране. За время пресс-конференции, которая продолжалась 3 часа 10 минут, Путин всего один раз употребил слово «кризис» в отношении экономической ситуации после обвального падения курса рубля на этой неделе.

«Можно называть это кризисом, можно какие угодно слова называть», - ответил российский президент на первый вопрос из зала и заверил собравшихся, что правительство и ЦБ предпринимают необходимые действия.

Путин считает, что ситуация в стране исправится через два года, причем это при самом негативном сценарии развития событий. «Делается все правильно, хотя можно было делать на полшага быстрее», - резюмировал Путин усилия властей России по борьбе с кризисом.

Ответственность за кризисную ситуацию в России Путин возложил на внешние факторы.

Отдельный вопрос, заданный корреспондентом Znak.com Екатериной Винокуровой, касался ответственности руководителей госкорпораций и чиновников из ближнего круга Путина за сложившийся кризис и - конкретно - величины зарплаты главы «Роснефти» Игоря Сечина (напомним, что недавно Сечин через суд добился от журнала Forbes опровержения данных о том, что он является самым высокооплачиваемым топ-менеджером в России).

«Зарплату Сечина я не знаю. Я, честно говоря, даже своей собственной зарплаты не знаю - приносят, я ее складываю, на счет отправляю, и даже не считаю», - ответил Путин, добавив, что считает Сечина «достаточно эффективным менеджером». При этом Путин фактически открестился от Медведева, заявив, что в его «ближнем круге» чиновников нет.

Одним из первых возможность задать свой вопрос была предоставлена украинскому журналисту из агентства УНИАН, который спросил Владимира Путина об участии российских войск в конфликте на востоке Украины и о том, будут ли выпущены на свободу находящиеся под следствием в России украинцы - летчица Надежда Савченко и режиссер Олег Сенцов. Следственный комитет России обвиняет Савченко в том, что она причастна к гибели российских журналистов на востоке Украины, Сенцов обвиняется в подготовке терактов в Крыму.

«Если в ходе следствия выяснится, что она невиновна, ее немедленно отпустят, в противном случае она предстанет перед судом в России», - ответил Путин о Савченко, никак не прокомментировав ситуацию с Сенцовым.

На пресс-конференции Путин по-прежнему отрицал присутствие регулярных российских войск на востоке Украины. «Те, кто добровольно и по зову сердца принимает участие в боях в Донбассе - не наемники, им не платят деньги», - заявил президент.

Обозреватель Би-би-си Джон Симпсон напомнил Владимиру Путину о том, что Россия сейчас фактически находится в состоянии новой холодной войны с Западом - и при этом она испытывает большие проблемы с валютой.

Однако Путин не воспользовался возможностью, как выразился Джон Симпсон, «послать миру позитивный сигнал». «Россия все жестче и жестче защищает свои интересы. У России всего две военные базы за границей, а сколько их у Соединенных Штатов? И вы хотите сказать, что это мы проводим агрессивную политику!» - возмутился президент России.

Ведущая телеканала «Дождь» Ксения Собчак задала Владимиру Путину два вопроса. Первый вопрос касался нынешних событий в Чечне. Собчак напомнила, что глава республики Рамзан Кадыров после нападения боевиков на Грозный 4 декабря, во время которого погибли 14 полицейских, пообещал депортировать родственников нападавших из республики, а их дома снести до основания. Она отметила, что это заявление, по сути, является неконституционным, пренебрегает законами РФ.

«По поводу того, что было сказано Кадыровым в отношении родственников террористов, конечно, здесь не может быть другого. <...> В России все должны соблюдать законы, никто не считается виновным, пока этого не признал суд», - ответил Путин. При этом глава государства отметил, что родственники террористов, как правило, знают о готовящейся противоправной акции. «Но это не дает никому, в том числе руководителю Чечни, права на досудебные расправы», - заявил президент, добавив, что в настоящее время правоохранительные органы выясняют, что за люди в масках подожгли дома родственников.

Свое заявление, по мнению Путина, Кадыров мог сделать на эмоциях, поскольку во время нападения на Грозный 4 декабря погибли полицейские.

Второй вопрос Собчак задала, приведя в пример своего отца, против которого, по ее словам, была развернута травля. Журналистка сказала, что вновь в страну вернулось это понятие, и не боится ли президент того градуса ненависти внутри российского общества, которые был подогрет, в том числе и государственными каналами, к примеру, Первым каналом, который показал, как уже доказано, по словам Собчак, ложный сюжет про распятого мальчика в Славянске.

«Хочу вас заверить, что никакой организации какой бы то ни было травли в отношении людей, которые не согласны с нашими действиями, скажем на Украине, в Крыму или по каким-то внутриполитическим вопросам, никто этим из официальных органов власти, представителей органов власти не занимается», - ответил Путин, перед этим охотно пустившийся в воспоминания о травле отца Ксении Собчак в 90-х годах прошлого века.

Отвечая на вопрос американского корреспондента о ситуации с «Башнефтью» и неожиданным освобождением главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова после перехода нефтяной компании под контроль государства, Владимир Путин не связал эти факты вместе, отметив, что следствие не доказало причастность задержанного к отмыванию и с него сняты все обвинения.

При этом президент продемонстрировал хорошую осведомленность в деталях по делу «Башнефти». Путин рассказал, что «единственное, в чем заподозрили следователи» Евтушенкова, - это то, что он купил башкирские активы по заниженной цене: зная, что их «стоимость была $5–7 млрд, он купил это за $2 млрд». Таким образом, как считает следствие, Евтушенков помог «неправомочным собственникам» легализовать покупку активов, «помог как бы отмыть деньги», поделился Путин и тут же оговорился, что «следствие не доказало этого факта».

Информацию о том, что обвинение с Евтушенкова снято (кроме легализации, ему ничего не предъявлялось) не стали комментировать ни адвокаты Евтушенкова, ни представитель Следственного комитета Владимир Маркин, сообщает РБК. По сведениям издания, источник, близкий к следствию, утверждавший утром, что обвинение остается в силе, также не стал комментировать заявление президента.

Вопрос об отношениях России с западным миром был на пресс-конференции задан четвертым по счету, но впоследствии президент возвращался к этой теме несколько раз. Из ответов президента следовало, что не Россия виновата в создании новых разделительных линий, по аналогии с Берлинской стеной. Их восстановление, по словам Путина, «началось не сейчас». Он перечислил две волны расширения НАТО на Восток, развитие системы ПРО на границах с Россией, наличие американских баз за рубежом и десятикратное превосходство бюджета Пентагона над бюджетом российского Минобороны.

Ничего нового, чего президент не говорил бы раньше, он на пресс-конференции не сказал, констатирует Сергей Уткин, заведующий отделом стратегических оценок центра ситуационного анализа РАН.

Отвечая на самый последний вопрос - принял ли он решение о том, будет ли он баллотироваться на следующих президентских выборах, - Путин ответил, что говорить о выборах 2018 года еще рано, и его решение будет зависеть от общих результатов развития страны.
«Решение о президентских выборах 2018 года принимать рано кому бы то ни было, надо настойчиво работать в интересах граждан Российской Федерации, а по результатам и по настроению в обществе можно будет сделать вывод о том, кому идти на выборы в 2018 году», - сказал Путин.

Не обошлось и на этот раз без задержаний оппозиционеров. Около 11 утра перед пресс-конференцией Владимира Путина у здания Центра международной торговли собрались примерно 40 журналистов и активистов, сообщает «Открытая Россия». Смысл акции был в том, чтобы на пресс-конференции прямо задать президенту вопросы, несогласованные с Кремлем.

Активистов, у которых с собой не было никакой атрибутики, уже на выходе из метро поджидали фээсбэшники и сотрудники Центра «Э». Около половины из собравшихся – 19 человек – посадили в два автозака и доставили в Пресненское ОВД. Среди задержанных оказались две девушки, которые просто шли мимо и собирались позавтракать в кафе; это выяснилось в отделении, и девушек отпустили. Постепенно выпустили всех задержанных.

Как рассказали «Открытой России» отпущенные участники акции, в отделении им составили «протокол о доставлении», в котором целью доставления указали «составление административного материала». Какого именно административного материала, по какой статье КоАП указано не было и так и не удалось выяснить, поскольку после того, как пресс-конференция Путина завершилась, задержанных отпустили из отделения без каких-либо бумаг.

Радио Свобода приводит комментарий политолога Николая Петрова, назвавшего сегодняшнюю пресс-конференцию Путина «психотерапией для внутреннего потребления».

«Честно говоря, кроме каких-то заготовок и его ответов, скажем, на достаточно жестко поставленный вопрос украинского журналиста, я не увидел каких-то серьезных инноваций, того, что отличало бы эту пресс-конференцию от предыдущих. Чего-то, что можно было бы считать ответом на те вызовы, которые сейчас стоят перед страной.

Мне кажется, он достаточно хорошо понимает, что происходит в экономикой России, он и политическая элита достаточно хорошо понимают, что наложение динамики цен на нефть, на санкции дает очень тяжелый эффект для российской экономики. Но надо понимать, что Путин находится в очень сложной ситуации, когда он, с одной стороны, не может продемонстрировать какого-то резкого движения в сторону Запада, чтобы не быть обвиненным в предательстве русских национальных интересов, а с другой стороны, он не может продолжать линию на конфронтацию, поскольку очевидно, что она уже очень серьезно негативно сказывается на состоянии экономики и грозит негативными эффектами в плане отношения граждан к власти.

Мне кажется, это некоторая новая нота в заявлениях президента, который стоит твердо на том, что те экономические проблемы, с которыми сейчас сталкивается не просто страна, но уже и ощущают их рядовые граждане, это не плата за Крым, а это некое негативное отношение к России со стороны Запада, которое наблюдалось чуть ли не веками. И то, что он сказал о двухлетнем периоде выхода из кризиса, это тоже, мне кажется, достаточно новая вещь, которая призвана готовить граждан к тому, что нынешняя ситуация не изменится скоро, как об этом тот же Путин говорил раньше, а нужно готовиться к тому, что это всерьез и надолго.

Путин большой мастер проведения таких сеансов общения, и мы видим, что целый ряд вопросов, если и подготовлены, то, по крайней мере, не обязательно в той редакции, в которой они задаются. То есть он, что называется, собаку съел на таком вот "элегантном общении".
А неудобные для него вопросы – это, мне кажется, вопросы, связанные с его ближайшим окружением, с тем, как ведут себя олигархи, которые стали таковыми во время правления Путина, и с тем, как и чем Россия будет платить за те шаги, которые еще недавно представлялись как бесплатное и приятное взятие Крыма или действия в Украине».


Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.035323858261108