Вестник гражданского общества

07.10.2014

Восемь лет назад была убита Анна Политковская

Фото: Евгений Фельдман / "Новая Газета"

Сегодня, 7 октября, годовщина смерти легендарной российской журналистки Анны Политковской. Восемь лет прошло с момента убийства Анны. В годовщину ее трагической гибели международная правозащитная организация Amnesty International провела акцию «Цветы для Анны».

Акция состоялась у редакции «Новой газеты» в центре Москвы, где в прошлом году в была открыта мемориальная доска Анны Политковской . Активисты Amnesty International и журналисты возложили цветы, сделанные из первых страниц газет и электронных изданий, которые присоединились к акции.

Подобные акции 7 октября прошли не только в России, но и в Чехии, Австрии, Финляндии, Польше на Украине и в других странах.

Акция «Цветы для Анны» является частью инициативы Amnesty International «Неделя акций», чтобы продемонстрировать солидарность с теми людьми в России, которые открыто выступают против усиливающихся в стране репрессий. Под девизом «Не молчи» активисты в России, Украине и странах Европы проведут демонстрации, перформансы и флешмобы, будут писать письма и подписывать петиции, протестуя против продолжающегося наступления на основные свободы граждан России.

В седьмую годовщину смерти Политковской в Берлине прошел концерт «В Россию с любовью» – в поддержку российских узников совести и политических заключенных. Концерт организован правозащитными организациями, в том числе Amnesty International.

В 2007 году неправительственная организация Reach All Women in War учредила международную премию имени Анны Политковской. В прошлом году эта премия была присуждена шестнадцатилетней Малале Юсуфзаи, раненой талибами. Лауреатом этого года стала Виан Дахиль, депутат иракского парламента, единственного представителя езидского народа в нижней палате.

В 2009 году именем Анны Политковской в Грузии была названа одна из улиц Тбилиси, а в 2012 году власти Карловых Вар (Чехия) назвали именем Политковской парк. Памятники и общественные места, названные в четь Политковской, установлены в Италии и других странах мира.

Анна Политковская была убита выстрелами в грудь, голову и плечо 7 октября 2006 года в подъезде своего дома в центре Москвы. На момент смерти журналистка расследовала нарушения прав человека в Чечне и факты коррупции в Российской Федерации в целом.

Несмотря на приговоры, вынесенные обвиняемым в организации и исполнении этого преступления, до сих пор нельзя однозначно утверждать, что установлены и привлечены к ответственности все участники убийства журналистки. Имя заказчика неизвестно до сих пор.

С мертвой точки дело сдвинулось благодаря журналистам "Новой газеты", которые на протяжении нескольких лет вели собственное расследование обстоятельств убийства Анны Политковской, делились добытыми сведениями с членами следственной бригады и настаивали на продолжении поиска преступников.

"Следствие могло быть более эффективным, если бы не привнесенные извне элементы,– считает шеф-редактор "Новой Газеты" Сергей Соколов, – ссора между двумя ведомствами: Генпрокуратурой и Следственным комитетом. Или выступления лидеров государства со своими публичными версиями, которые следствие вынуждено было отрабатывать. Если бы не было столь коррумпированной власти, правоохранительной системы, которая продавала за деньги всю информацию, которая попадала в "Дежурную часть". Все эти привнесенные обстоятельства следствию мешали".

Для детей Анны Политковской с приговором Мосгорсуда история поиска убийц матери не закончена, поскольку по-прежнему нет никакой определенности в том, кто выступил заказчиком преступления. За годы, прошедшие со времени убийства Анны Политковской, приводились самые разнообразные версии (их высказывало в том числе и руководство страны). Фамилию заказчика в обмен на судебные льготы обещал назвать Дмитрий Павлюченков, но не сделал этого, хотя и упомянул Бориса Березовского. В "Новой газете" это назвали "политическим подношение тем, кто именно эту фамилию и хотел бы услышать". По мнению сына Анны Политковской Ильи, ни одна из когда-либо звучавших версий о заказчике, не приблизилась к истине.

"Так как я знаю дело изнутри, могу однозначно сказать, что все эти реплики, которые были сказаны за все это время, Березовский, не Березовский, за границей заказчик находится, не за границей – это фантазии либо тех, кто такие заявления делал, либо их специалистов по связям с общественностью. Под собой ни одно из этих высказываний не имеет ничего, – уверен Илья Политковский. – Я, поверьте, более информирован, чем эти люди, потому что идет параллельное расследование, но до сих пор у нас нет ни одной версии, чтобы мы могли сказать – да, скорее всего, был именно этот заказчик".

Анна Политковская была известна своими публикациями на тему Чечни и Северного Кавказа. Последняя опубликованная при ее жизни статья – "Карательный сговор" – была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил. По словам члена правления Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал" Александра Черкасова, для многих, о ком писала и кому помогала Анна Политковская, она была не столько журналисткой, сколько правозащитницей.

"Вторая чеченская война, вооруженный конфликт на Северном Кавказе, который начался в 1999 году, вызывают в памяти публикации Анны Политковской. Нет другого журналиста с таким стилем, с таким умением обращать внимание читателя на страшные и трагические события", – подчеркнул Александр Черкасов.

6 октября на сайте Госдепартамента США появилось сообщение, в котором Соединенные Штаты призывали российские власти найти и привлечь к ответственности заказчиков убийства корреспондента "Новой газеты". Во внешнеполитическом ведомстве США отметили, что безнаказанность в связи убийством Политковской и других актов насилия в отношении журналистов "способствует запугиванию тех, кто раскрывает факты коррупции и нарушения прав человека".

На следующий день, 7 октября, тема заказчика получила продолжение. Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов в беседе с корреспондентом "Интерфакса" выразил уверенность, что имя главного преступника в этой истории обязательно станет известно.

Глава СПЧ затруднился сказать, когда именно до конца будет раскрыто убийство Политковской. Однако Федотов заявил, что "в конечном итоге заказчик будет установлен". "Заказные убийства всегда раскрываются очень тяжело. Прежде всего, очень трудно найти именно заказчика. Это объективная трудность", - сказал Федотов. "Видимо, есть какие-то силы, которые препятствуют расследованию", - предположил он.

На необходимость установления заказчиков преступления указали и в правозащитной организации Amnesty International.

На сайте "Новой газеты" сегодня и в канун памятной даты вышли сразу несколько материалов, посвященных журналистке. Сотрудники издания подготовили статью о "максимах Политковской" из собранных журналистами "Новой" высказываний Анны Политковской.

Максимы Анны Политковской

1. Сила зла в анонимности. Поэтому надо все называть своими именами.

2. Ненавижу батальные полотна. Ведь главное в жизни — это ее детали. Только они проверяют нас на человечность. Как отнесешься к трагедии одного человечка — так и целого народа.

3. Сильные руки в отсутствие сердец заняты тем, что подписывают смертные приговоры.

4. Если смотреть через прицел, то дети похожи на боевиков.

5. Страх и вправду искоренил у нас стыд. От страха перестало быть стыдно.

6. Ксенофобия — ненависть к Богу. Если Бог задумал нас всех равными — чего ж мы тогда…

7. Нельзя притвориться свободными.

8. Любовь к Родине не знает чужих границ? Избыточный патриотизм вреден, как все избыточное. Я за тот патриотизм, что с горечью и гордостью.

9. Мы приучились тихо любить — в смысле понимать до донышка. <…> Еще ждать годами. Еще ноги мыть, воду пить. А вот страсти как недолговечного сжигающего огня — фиг вам!
Не способны мы ни на страстный месяц (пусть один-единственный, но сладкий, изнуряющий и соблазняющий на безумие), ни даже на страстный разрыв, когда очевидно, что это разрыв, но так давайте же разрывать на взлете!

10. Сплошное копание в себе, а не желание взять от партнера все счастье до конца, даже если это финальные его часы, и дать ему взамен столько же, пусть даже если завтра пустота на подушке обязательна.

11. Война — отвратительная вещь. Но она вычистила меня от всего ненужного и отсекла лишнее. Мне ли не быть благодарной судьбе?

12. Жизнь заканчивается в одну секунду. И завтра — это слишком блудливое животное, чтобы на него надеяться. Оно способно не навестить тебя никогда. Все — только здесь и только сейчас…

13. Что дальше? Дальше — ВСЕ. Счастье. Как вчера. 

По публикациям Политковской было возбуждено 40 уголовных дел. А расследование ее убийства все продолжается: исполнителям и организаторам вынесен приговор, но заказчики так и не найдены, не предстали перед судом. По словам главного редактора "Новой газеты" Дмитрия Муратова, дело об убийстве журналистки не будет прекращено, пока заказчика преступления не привлекут к ответственности.

Известный российский журналист Олег Кашин написал в своем издании «Кашин» накануне годовщины убийства Анны Политковской:

"Редакция "Кашина" присоединяется к акции Amnesty International "Букет для Анны".

Седьмое октября в путинской России — это прежде всего годовщина самого главного политического убийства эпохи, и только потом уже все остальное.

Анну Политковскую мы воспринимаем сегодня как воплощение настоящего русского гуманизма в журналистике и литературе, и жаль, что многие вещи становятся ясны слишком поздно. Она научила нас, что за каждым официальным лозунгом, за каждой победной реляцией всегда стоят конкретные человеческие жизни, и нет никаких ценностей, которые стоили бы больше, чем человеческая жизнь. Сегодня, в дни новой войны — той, о которой Политковская ничего не успела написать, — мы видим, что многие ее уроки до сих пор остались невыученными. Зловещее российское завтра, черты которого можно разглядеть сегодня во многих новостях, заставляет снова и снова жалеть, что сегодня по обе стороны российско-украинской границы нет никого, кого можно было бы назвать Политковской нового времени.

Я догадываюсь, что эти слова могут прозвучать неуместно в контексте траурной акции, но понимаю также, что так называемая уместность — это совсем не та черта, которую должен культивировать в себе журналист, и что сама Политковская никогда не обращала внимания на то, как ее слова будут восприняты сторонниками простых ответов и простых решений. Оставляя свой бумажный цветок в траурном букете Amnesty International, я надеюсь, что мы все-таки что-то поняли за эти восемь лет. Я, по крайней мере, понял".


Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.046432971954346