Вестник гражданского общества

23.09.2014

ГД РФ приняла в первом чтении поправки к закону "О СМИ" об ограничении иностранного участия

Госдума во вторник приняла в первом чтении законопроект об ограничении доли зарубежных акционеров в российских СМИ. Инициированный депутатами проект закона ограничивает максимально возможную долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих СМИ: с ныне действующих 50 до 20 процентов. Предусмотрено, что иностранные физические и юридические лица, а также граждане России, имеющие двойное гражданство, и лица без гражданства больше не смогут выступать учредителями СМИ в России.

В действующей редакции закона "О СМИ" ограничение на иностранное участие на телевидении и радио установлено в размере 50 процентов, и это ограничение касается только теле- и радиоканалов. Предложенные поправки распространяются на все медиаактивы, в том числе на печатные и интернет-издания; но они не коснутся медийных проектов, которые не имеют лицензию СМИ.

Поправки к закону о СМИ, по замыслу их авторов, вступят в силу 1 января 2016 года. К 15 февраля 2017 года СМИ должны будут передать в Роскомнадзор новые документы о владельцах и учредителей. Если ведомство не получит эти бумаги вовремя, у судов будет право закрыть СМИ.

Авторами законопроекта выступили лдпровец Вадим Деньгин, справоросс Владимир Парахин и коммунист Денис Вороненков. Их поддержал замглавы фракции единоросов Сергей Железняк. Между тем источники "Ведомостей" в Госдуме утверждали, что инициатором разработки документа была администрация президента.

За проголосовали 434 депутата; против - один Дмитрий Гудков; воздержавшихся не было. Гудков в ходе обсуждения законопроекта заявил: "Вы уничтожаете медиабизнес". "Будет отток кадров, отток инвестиций, отток технологий", - пояснил депутат.

Накануне РБК со ссылкой на источник, близкий к руководству Госдумы, сообщил, что законопроект проходит нижнюю палату по ускоренной процедуре и в окончательном чтении может быть принят уже в пятницу, 26 сентября. 

Ранее анонимный собеседник издания РБК предположил, что от нового закона, в случае его принятия, пострадают прежде всего западные телевещатели, распространяющие в кабельных сетях русскоязычные версии своих каналов (Discovery, Nickelodeon, Universal Channel и другие). По данным СМИ, принятие этого законопроекта поставит под вопрос функционирование продуктов издательских домов Condé Nast (журналы Vogue, GQ, GQ Style, Glamour, AD, Tatler, CN Traveller, Brides и Allure) и Sanoma (The Moscow Times, Cosmopolitan, "Домашний Очаг", Esquire, "Ведомости" и др.). Слухи о продаже Sanoma своих российских активов, в том числе "Ведомостей", возникали в последнее время регулярно, но последовательно опровергались издательским домом.

Поправки в закон "О СМИ", убежден собеседник агентства, надо рассматривать в контексте с другими недавно принятыми ограничениями, например с запретом рекламы на платных каналах, которые вступят в силу с января 2015 года.

В пояснительной записке к законопроекту, помимо всего прочего, имеются ссылки на мировой опыт, мол, похожие ограничения уже действуют в США, Испании (не более 25%), Австралии, Индонезии, Канаде и Франции (20%). Как отмечает газета "Ведомости", авторы законопроекта используют неверные данные, ссылаясь на мировой опыт. Во всех перечисленных странах, кроме Канады, регулируется (либо регулировалось) иностранное владение только вещательными, иначе говоря - эфирными каналами и радиостанциями, но не кабельными или спутниковыми, как полагают авторы российских поправок. Только во Франции есть прямое ограничение для иностранных владельцев печати.

Ошиблись авторы поправок и с ограничениями в Канаде. Порог в 20% действовал до 1997 года, теперь иностранцы могут владеть не более 20% канала (в том числе кабельного и спутникового) или радиостанции и не более 33,3% капитала холдинга, так что эффективная доля может быть и 46,7%. В печатной прессе Канада прямо не ограничивает участия иностранцев, зарубежные инвестиции сдерживаются по-другому: компании, которые размещают рекламу в газетах и журналах, подконтрольных иностранцам, не получают налоговых вычетов по этим расходам.
В Испании ограничения для зарубежных компаний смягчены в 2009 году и теперь составляют 49% для эфирных каналов и радиостанций. Таким образом, наиболее корректно депутаты рассказали о ситуации во Франции и Индонезии.

Между тем, депутаты вновь призвали приравнять СМИ с иностранным финансированием к "иностранным агентам". Несколько лет назад с такой инициативой выступил единоросс Евгений Федоров, но она не нашла нужной поддержки. Сейчас к этой идее вернулся эсер Алексей Казаков.

"Исходя из данности дней сегодняшних, я думаю, что пришло время, чтобы ввести обязательный ярлык "иностранного агента", который каждое СМИ, имеющее иностранный капитал, обязательно должно было бы публиковать на названиях своих СМИ", - приводит слова Казакова ИТАР-ТАСС. Парламентарий отметил, что россияне "должны видеть, чье мнение они читают, за чьи деньги существует данное СМИ, и иметь возможность самостоятельно делать выводы".

По мнению Казакова, сейчас в России существует целый ряд средств массовой информации, "которые контролируют наши иностранные коллеги из Америки, из Европы". Данные ресурсы, по словам Казакова, "медленно, но верно подтачивают корни, основы нашего государства" и "тиражируют высказывания различных либералов, которые оскорбляют нашу страну".

Сайт Русской службы Би-би-си приводит список иностранного капитала в российских СМИ.

Sanoma Independent Media (Финляндия) - издает газету "Ведомости", англоязычные The Moscow Times и The St. Petersburg Times. Выпускает семейство журналов Cosmopolitаn, Men’s Health и Women’s Health, Harper’s Bazaar, "Домашний очаг"; National Geographic Россия и "Популярная механика"; журнал о менеджменте Harvard Business Review Россия; глянцевые газеты "На Рублевке" и "На Новой Риге".

Axel Springer Russia (Германия) - издает деловой журнал Forbes, журналы о звездах и знаменитостях OK! и Gala Биография, научно-популярные журналы о путешествиях, природе и окружающем мире GEO.

Condé Nast Россия (США, Advance Publications) выпускает глянцевые журналы - Vogue, GQ, Glamour, AD, Tatler.

Bauer Media Group (Германия) – издает в России газеты и журналы женского, развлекательного и эзотерического сегментов - "Всё для женщины", "Тайны звёзд", "Народный совет" и другие.

Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп в 2011 году стал партнером корпорации Hearts Corporation (США). Издает журналы семейства ELLE, а также MAXIM и Marie Claire, Psychologies и Departures.

Hubert Burda Media (Германия) издает женские журналы, в том числе Burda Moden, а также "Лиза" и "Отдохни", русскую версию американского журнала Playboy, компьютерные и автомобильные журналы, "SALON Interior” и "Мой прекрасный сад".

Schibsted (Норвегия) владеет в России газетам “Мой район, Москва" и "Мой район, Санкт-Петербург", а также приложениями "Моя работа" и "Мое здоровье".

Modern Times Group (Швеция) – крупнейший акционер российского холдинга "СТС Медиа", который управляет телеканалами СТС, "Домашний" и "Перец".

Pragla Ltd. (Кипр) является материнской компанией медиа-группы РБК.

Иностранные акционеры есть и среди владельцев активов "Газпром-медиа", телеканала Disney, интернет-изданий Lenta. Ru, Gazeta.ru и других печатных, эфирных и онлайн СМИ. 

Из-за законопроекта, ограничивающего участие иностранцев в СМИ, потеряют работу несколько тысяч человек в России, считает глава медиахолдинга Sanoma Independent Media Жан Эммануэль де Витт. Об этом он заявил ИТАР-ТАСС во вторник, 23 сентября. "Несколько тысяч людей потеряют работу в сфере СМИ и дистрибуции. Кроме того, часть брендов могут уйти из России, так как в международных изданиях политику обычно определяет владелец бренда", — сказал де Витт.  "В целом я не понимаю смысла этого законопроекта, так как он ударит главным образом по глянцевым журналам (ИД "Бурда", Bauer Media, Conde Nast и другие), которые не пишут о политике", — добавил глава холдинга.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.017900943756104