Вестник гражданского общества

03.08.2014

Умерла Марина Филипповна Ходорковская

Сегодня днем в берлинской клинике скончалась Марина Филипповна Ходорковская, мать бывшего политузника №1 Михаила Ходорковского.

Долгих 10 лет она ждала и боролась за освобождение своего сына, ездила по миру, встречалась с политиками, выступала перед журналистами, участвовала в митингах, посещала все заседания бесконечных судов - и никто, кроме самых близких, не знал, чего ей это стоило. Только в декабре 2013 г., когда Путин «помиловал» ее сына, мы узнали, что Марина Филипповна тяжело больна.

Некоторые подробности о смерти Марины Филипповны сообщила главный редактор The New Times Евгения Альбац:

«Не стало Марины Филипповны Ходорковской. Сегодня в 2 часа дня пополудни с минутами в берлинской клинике она ушла. Ушла, немного не дожив до своего 80-летия, в день рождения мужа, Бориса Моисеевича, с которым они прожили 56 лет. Ушла в окружении своих близких, съехавшихся из Швейцарии, США, России, и самого главного из них - сына, известного миру как МБХ, Михаила Борисовича Ходорковского, главного политзека России на протяжении десяти лет.
"Что вас держит?" - спрашивали Марину Филипповну журналисты вскоре после второго приговора Ходорковскому. Она к тому времени уже давно болела, о чем журналисты не знали, но перед необходимостью спасти сына ее рак отступил.
"Желание дожить, когда он выйдет на свободу. Если доживу!"
Дожила».

Сотрудники Пресс-центра Михаила Ходорковского и Платона Лебедева написали на странице своего сайта:

«Сегодня не стало очень доброго, очень сильного, очень красивого, очень справедливого человека.
Сегодня умерла Марина Филипповна Ходорковская – золотая мама, которая дождалась своего единственного сына.
Михаил Борисович, Глеб, Илья, Настя, Павел, Инна Валентиновна, все родные и близкие – примите наши самые глубочайшие соболезнования.
Борис Моисеевич, Вы очень нужны Лицею и бесконечно семье. Держитесь, ради них.
Уважаемая, дорогая, любимая, Марина Филипповна, спасибо Вам и низкий Вам поклон от всех нас.
Вечная память».

А эти проникновенные слова о Марине Филипповне написала обозреватель «Новой газеты» Зоя Ерошок:

«Она была очень красивая женщина. Такой непритворно красивой. Хотя, конечно, красивой притвориться нельзя. Как нельзя притвориться свободным человеком. Или – достойным. Или – умным. Или – благородным.
Проще всего сказать: «Я есть!»
Надо быть.
Марина Филипповна Ходорковская была. Красивой. Умной. Свободной. Благородной. Достойной. И – очень-очень выдержанной.
За те последние десять лет, что мы общались, я только один-единственный раз видела слезы в ее глазах. Это когда случился Беслан (Михаил Ходорковский к этому времени сидел уже почти год).
Первое сентября 2004 года. Торжественная линейка в Коралловском лицее для сирот. Музыка, шары в небе, нарядные дети. И – весть о захвате беслановской школы. Потом мы с Мариной Филипповной созванивались по сто раз на день, она говорила, что не отрывается от телевизора, пьет беспрерывно валерьянку, потом они с Борисом Моисеевичем взяли в свой лицей детей, переживших теракт в беслановской школе.
Марина Филипповна после судебных заседаний, где слушалось дело ее сына, возвращалась в лицей и ночами напролет сидела у кроватей беслановских детей, успокаивала их, гладила по голове и рукам. А рано утром – в суд. Когда пробки – дорога занимала и три часа, и четыре.
Есть люди, которые смотрят друг другу в глаза и видят каждый только себя. А Марина Филипповна смотрела на людей – и видела людей. И умела помочь. Словом, делом, взглядом.
У нее было только одно направление: от человека к человеку.
Она страшно переживала за своего единственного сына. Но повторяла: «Как мать – я очень боюсь за него. Но как гражданка – горжусь им». Я думаю, эта материнская гордость придавала силы Михаилу Борисовичу. Впрочем, как и отцовская гордость – тоже.
У нее были тысячи причин и поводов озлобиться, уйти в себя, возненавидеть всех людей и весь мир. Но она никогда не сжимала сердце в кулак. И при всей своей строгости (а она была очень строга и очень разборчива), принципиальности, смелости и решительности – баррикады не воздвигала. Может быть, знала, что не в баррикадах спасение и есть баррикады, за которыми просто пустота.
Десять лет, пока сидел сын, она боялась одного: не дождаться его.
Дождалась.
Встретила на свободе.
Когда уходила из жизни, самые любимые люди – муж и сын – были рядом.
Царство Небесное, Марина Филипповна».

Редакция вестника CIVITAS приносит соболезнования Борису Моисеевичу и Михаилу Борисовичу Ходорковским, всем родным и близким этой удивительно светлой и стойкой женщины.
Покойтесь с миром, Марина Филипповна! Мы будем Вас помнить и чтить!

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.015989065170288