Вестник гражданского общества

24.07.2014

Путин подписал закон, отменяющий защиту ценных природных объектов

Национальный парк Югыд ва в Республике Коми

На сайте Гринпис России вчера появилась информация о том, что среди вала разнообразных законов, чохом принятых обеими палатами парламента и подписанных президентом России, помимо уже известных обществу скандальных изменений в законодательстве есть еще одно – отменяющее защиту объектов всемирного наследия. Под угрозой оказались золотые горы Алтая, плато Лагонаки на Кавказе, девственные леса Коми и другие уникальные природные зоны нашей страны.

Россия оставила всемирное наследие и нетронутую природу без защиты закона, утверждает российский Гринпис. В российском законодательстве больше нет норм, защищающих объекты всемирного наследия и малонарушенные лесные территории.

Президент России 21 июля подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Помимо прочего, этот закон серьёзно ослабляет законодательную защиту того, что Россия обязана сохранять, в том числе согласно своим международным обязательствам: объектов всемирного природного наследия и природных ландшафтов и комплексов, нетронутых человеком.

«В редакции статьи 4 этого закона, действовавшей раньше, было прописано, что в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию», — объясняет руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.

Особой охране подлежали объекты, включённые в Список всемирного наследия. Согласно статье 59, запрещалась «хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной».

Соответственно, на объектах всемирного наследия запрещалась любая деятельность, если она могла быть опасна для природы этих мест.

«Это были единственные нормы российского законодательства, которые обеспечивали определённую степень правовой защиты ценных природных объектов. Из новой редакции эти пункты исключены. То есть, сделан ещё один шаг для разрушения ценнейших уголков России», — говорит М.Крейндлин.

«В Конституции написано, что Россия обязана соблюдать международные соглашения, что договоры России с другими странами – это составная часть её правовой системы. Но нет никаких гарантий, что наши чиновники будут выполнять свои обязательства», — говорит руководитель программы Гринпис России по всемирному наследию Андрей Петров. - Более того, Комитет всемирного наследия неоднократно в своих решениях указывал Российской стороне на необходимость усиления законодательства по охране объектов всемирного наследия. Но, видно, международные обязательства – нам не указ».

Впрочем, возможно, эти изменения внесены вполне сознательно, считают российские защитники природы. Ведь в планах российских властей – реализация крупных проектов на нескольких объектах всемирного природного наследия. Это и добыча золота в национальном парке «Югыд ва» (объект всемирного наследия «Девственные леса Коми»), и строительство газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Китай через территорию природного парка «Зона покоя «Укок» (объект всемирного наследия «Золотые горы Алтая»), и разработка Холоднинского месторождения полиметаллических руд на Байкальской природной территории (объект всемирного наследия «Озеро Байкал»), и строительство горнолыжного курорта на плато Лагонаки в Кавказском заповеднике (Объект всемирного наследия «Западный Кавказ»).

До сих пор такие действия были запрещены и приведёнными нормами российского закона. Теперь эти нормы отменены, а, значит, противникам разрушения природного наследия будет труднее доказывать его незаконность.

«Мы обязательно проинформируем органы Конвенции об охране наследия и надеемся, что Комитет даст этим изменениям должную правовую оценку. Ведь это изменение и может привести к реализации опасных проектов, которые разрушат объекты мирового наследия. Это шаг в сторону перевода российских объектов природного наследия в позорный список «всемирное наследие под угрозой», — говорит А.Петров.


Пока еще действующая статья 4. Федерального закона «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» N 7-ФЗ «Объекты охраны окружающей среды»:

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)


Из подписанного президентом закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу с 1 января 2015 г.: 

«статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.";

4) главу I дополнить статьями 4.1 и 4.2 следующего содержания:

"Статья 4.1. Загрязняющие вещества
1. Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
2. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду."»

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.023672103881836