Вестник гражданского общества

19.07.2014

Премьер-министр Нидерландов: у Путина - последний шанс доказать, что Россия готова помочь

Инспекторам ОБСЕ приказали находиться только на дороге, в поле не ходить. Фото: @adagamov

Президент США Барак Обама сделал в пятницу в Белом доме резкое заявление по поводу крушения малайзийского лайнера под Донецком, уничтоженного ракетой. Его слова приводит корреспондент Русской службы "Голоса Америки" Наташа Мозговая.

«Практически 300 человек погибли – мужчины, женщины, дети, младенцы – которые не имели никакого отношения к кризису в Украине, – сказал Обама. – Их смерть – катастрофа невыразимого масштаба. Мы знаем, что среди погибших как минимум один американский гражданин, Куинн Лукас Шансманн».

Обама проинформировал о телефонных беседах, проведенных им в четверг с лидерами Украины, Малайзии, Нидерландов и Австралии. «Я сказал им, что наши мысли и молитвы – с семьями погибших, и что мы поддерживаем их в это тяжелое время, – отметил Обама. - Больше всего граждан потеряли Нидерланды. Я сказал премьер-министру, что мы стоим с ними плечом к плечу в их скорби, и нашей твердой решимости досконально разобраться в том, что произошло».

По словам Обамы, на данный момент известно, что самолет был сбит ракетой типа «земля-воздух», которая была запущена с территории Украины, контролируемой сепаратистами, которые пользуются поддержкой России. «Мы знаем также, что это не первый случай уничтожения самолета на востоке Украины. За последние несколько недель сепаратисты сбили украинский транспортный самолет, украинский вертолет и взяли на себя ответственность за сбитый украинский истребитель, – продолжил Обама. – Более того - мы знаем, что эти сепаратисты получали стабильную поддержку от России, включая оружие и обучение. Это включает также тяжелое вооружение и зенитные ракеты».

Американский президент назвал крушение лайнера «глобальной трагедией». «Азиатский авиалайнер был уничтожен в небе Украины – на его борту были пассажиры из многих стран. Это требует вызывающего доверие международного расследования того, что произошло. Совет безопасности ООН поддержал это расследование, и мы ожидаем, что все его члены, включая Россию, сдержат свое слово. Для того, чтобы облегчить это расследование, Россия, пророссийские сепаратисты и Украина должны немедленно начать соблюдать режим прекращения огня».

Вещественные доказательства на месте крушения должны быть сохранены в неприкосновенности, отметил Обама, и следователи должны получить беспрепятственный доступ к месту крушения самолета. По его словам, США готовы предоставить любую помощь в расследовании обстоятельств этого инцидента, включая экспертные знания специалистов из ФБР и специалистов по воздушной безопасности, которые уже направились в Украину.

Президент США предупредил о возможной дезинформации, распространяемой после аварии. «Весь мир наблюдает за восточной Украиной, и мы удостоверимся в том, что правда выйдет на свет, – заверил Обама. – Этот возмутительный инцидент напоминает нам, что пришло время для того, чтобы мир и безопасность были восстановлены».

Обама выступил с резкой критикой России, заявив, что с момента начала конфликта, Москва отказывается предпринимать шаги, необходимые для деэскалации ситуации. «Вчера я говорил с президентом Путиным – он сказал, что ему не нравятся введенные нами санкции. Я сказал ему, что мы четко дали понять, что хотим, чтобы Россия выбрала путь, который приведет к миру в Украине – но Россия до сих пор вместо этого продолжала нарушать суверенитет Украины и поддерживать агрессивных сепаратистов, – отметил Обама. – Мы все должны остановиться и взглянуть на то, что произошло. Применение насилия в рамках конфликта неизбежно приводит к непредвиденным последствиям. У России, сепаратистов и Украины есть возможность остановить боевые действия. У нас нет времени на пропаганду и игры – мы должны узнать, что произошло».

Обама сказал, что пока нет окончательных выводов по поводу обстоятельств гибели пассажирского лайнера, он не хочет делать категорических заявлений. Однако, по его мнению, «сепаратисты не могли бы сбить транспортный самолет или истребитель без усовершенствованного оружия и обучения – и источник этого - Россия…».

Обама напомнил, что наибольшим влиянием на ситуацию обладает Владимир Путин, однако выразил сожаление, что президент РФ не использует имеющиеся у него рычаги. Обама подчеркнул, что российскому руководству придется принять «стратегическое решение» – продолжать поддерживать сепаратистов или начать сотрудничество с украинским правительством. «Мы видели улучшения в плане высказываний – но не действий», - добавил Обама.

По словам Обамы, он не считает, что в этом кризисе должны участвовать американские военные, помимо действий, уже предпринятых США для демонстрации поддержки странам-союзницам по НАТО. Однако Россия, придерживаясь нынешнего курса, заплатит дополнительную цену: «Мы убеждены в том, что введенные нами санкции окажут влияние на Россию – но при этом их эффект на мировую экономику будет минимальным».

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в пятницу также заявил, что у президента России Владимира Путина есть последний шанс доказать серьезность намерения сотрудничать в деле расследования крушения малайзийского лайнера под Донецком.

По словам Рютте, его позицию разделяют канцлер Германии Ангела Меркель, а также британский и австралийский премьер-министры Дэвид Кэмерон и Тони Эббот.

Ранее в тот же день Великобритания и Нидерланды заявили о необходимости пересмотреть позицию Евросоюза в отношении России – в связи с появлением свидетельств того, что пассажирский самолет был сбит пророссийскими сепаратистами. 

В субботу на пресс-конференции премьер-министр Нидерландов Марк Рютте сообщил, что у него состоялся "напряженный" телефонный разговор с Владимиром Путиным. "Я сказал ему: у вас истекает время, чтобы доказать миру свои добрые намерения", - сказал Рютте, добавив, что голландцы были "разгневаны" тем, как обращаются с телами погибших, и призвал президента Путина "сделать то, что от него ожидают, и воспользоваться своим влиянием".

В субботу же глава британского МИД Филип Хэммонд заявил, что Россия не оказывает достаточной помощи в расследовании авиакатастрофы, так как не добилась, используя свое влияние на сепаратистов на востоке Украины, полного допуска международных экспертов на место падения самолета. "Это единственный путь установить правду и предать виновных суду", – заявил Хэммонд на заседании правительства по поводу гибели малайзийского пассажирского самолета под Донецком.

Позиция Лондона была доведена до сведения Москвы через российского посла в Великобритании. 

В субботу, выступая в Куала-Лумпуре на пресс-конференции министр транспорта Малайзии выразил озабоченность в связи с тем, что место крушения самолета не охраняется должным образом, что может затруднить ход следствия и поиск улик.

Жертвами авиакатастрофы под Донецком 17 июля стали 298 человек, в том числе 193 подданных Нидерландов, 44 малайзийца, 27 австралийцев, 10 британцев, а также граждане еще шести стран.

На Украине уже находятся несколько британских и нидерландских следователей и экспертов. Ожидается прибытие малайзийских специалистов.

Миссию ОБСЕ, в составе 25 человек прибывшую в Донецкую область для осуществления мониторинга ситуации на местности, в субботу все же пропустили к обломкам "Боинга". Инспекторы ОБСЕ смогли пройти к месту крушения рейса MH17 Malaysian Airlines лишь со второй попытки, сообщает с места событий корреспондент Би-би-си Виктор Нехезин. Однако пока непонятно, получат ли эксперты ОБСЕ обещанный им сепаратистами с самого начала полный доступ к обломкам "Боинга".

По словам представителя ОБСЕ Майкла Боцюркива, в субботу утром вооруженные сепаратисты, некоторые из которых были пьяны, преградили им путь и начали стрелять в воздух. "Заметно пьяный автоматчик преградил представителю ОБСЕ путь, когда он вышел за пределы разрешенной зоны, и выстрелил в воздух", - сказал журналистам Майкл Боцюркив.

Однако после всего лишь часа на месте катастрофы эксперты ОБСЕ вынуждены были покинуть зону, так и не получив полного доступа к месту падения самолета. Как передает находящийся в Грабове корреспондент Би-би-си Виктор Нехезин, вооруженный автоматом ополченец объявил, что у него приказ машины ОБСЕ не пропускать. "Только пешком и только по дороге. На поля никто не выходит!", – сообщил вооруженный человек.

Представители ОБСЕ сначала заявили, что "соглашение о допуске не выполняется", и вернулись в машины. Однако потом вышли и после недолгого обсуждения пошли к месту крушения пешком. Инспекторам тогда разрешили пройти примерно половину пути, но к основным обломкам не пустили. Вдоль дороги стояли вооруженные автоматчики.

Ранее сепаратисты, контролирующие территорию падения малайзийского авиалайнера, обещали предоставить доступ к месту катастрофы и гарантировать безопасность членам международной комиссии экспертов, которой поручено расследование трагедии. 


Фото: @maxseddon

Большинство тел погибших упаковали в пластиковые мешки. Многих уже увезли. По некоторым данным, 38 тел доставили в морг контролируемого сепаратистами Донецка.

Глава МИД Нидерландов Франс Тиммерманс заявил, что голландцы шокированы новостями о том, что тела погибших при крушении "Боинга" могут перемещать с места на место.

Тиммерманс, находящийся с визитом в Киеве, заявил, что главной своей задачей на данный момент он считает возвращение тел погибших голландцев домой с тем, чтобы у их родственников была возможность похоронить их на родине. 

Между тем вице-премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил на брифинге, что на месте поисковой операции находится до 900 боевиков, которые затрудняют работу. "Поисковая операция проводится под полным контролем боевиков. Люди вынуждены выполнять их указания, - сообщил Гройсман. - Мы с самого начала были готовы забрать все тела. Эти тела должны быть доставлены на Родину и отданы родным".

Наблюдатели ОБСЕ ожидают прибытия международной группы следователей.

Российские специалисты заметают следы, которые могут подтвердить вину России как спонсора терроризма, написал на своей странице в Facebook бывший премьер-министр Украины, бывший секретарь СНБО, экс-глава СБУ и бывший министр обороны Украины Евгений Марчук, объясняя, почему террористы не пускают международных экспертов к обломкам самолета.
"Тот, кто занимался расследованием авиакатастроф подобного рода (а мне приходилось дважды) сразу вам скажет, что длительное пребывание так называемых "черных ящиков", а их должно быть как минимум два, в руках заинтересованной стороны может свести к нулю ценность их показаний. Или вообще может дать ложный след. Специалисты это хорошо знают. Не могу и не должен раскрывать детали", - написал он.

Евгений Марчук как секретарь СНБО возглавлял украинскую комиссию по расследованию катастрофы Ту-154, сбитого в 2001 году украинской ракетой комплекса С200 вследствие трагической ошибки военных во время учений (российскую часть комиссии возглавлял секретарь совбеза РФ Рушайло). Комиссия идентифицировала тип поражения лайнера после изучения обломков самолета.

Марчук отметил, что насильственное изъятие боевиками не всех тел погибших авиапассажиров "может свидетельствовать о том, что прибыл инструктор и указал, именно какие тела надо изъять". "А это тела, в которых при поверхностном осмотре можно предположить, что в них могут быть осколки ракеты или боеприпаса, сбившего самолет. То есть неопровержимые доказательства. Металловедческая и материаловедческая экспертизы дают в таких случаях неопровержимые доказательства. Кроме того, легко устанавливается место конкретного пассажира по проданным билетам, и если он был пристегнут к креслу, а таких было очень много, то по характеру (угол проникновения осколков) легко устанавливается начальная точка разлета осколков, то есть точка взрыва. А если такие проникающие ранения обнаружены у многих пассажиров и точно установлено их место в самолете, а это не проблема, то начальная точка разлета осколков (то есть точка взрыва) определяется с точностью до сантиметров", - добавил он.

Кроме того, отметил он, все упавшие части самолета должны быть найдены и, особенно, части фюзеляжа. "Они специалистами крепятся на специальный каркас, который один в один повторяет фюзеляж самолета. Это очень важная часть работы. В результате очень легко и абсолютно точно устанавливается место на корпусе и размер поражения самолета. Потом сопоставляются углы движения самолета и угол поражения (место на корпусе) и разговор экипажа между собой и с землей (один "черный ящик") и запись телеметрии всех систем самолета (другой "черный ящик"), а дальше дело техники", - пишет Марчук.

Марчук подчеркнул, что террористы не зря не пускают украинских и международных специалистов к месту трагедии (а это 25 квадратных километров) и увезли тела многих погибших.
"Там работают другие специалисты, которые хорошо знают, как расследуются такие авиакатастрофы и знают, что надо забрать, уничтожить или сжечь на месте (мол, ну оно же сгорело).

Английский эксперт Себастьян Лукас, патологоанатом больницы имени Гая и Св. Томаса, в интервью Би-би-си рассказал, что расследования, проводимые в таких случаях, представляют собой хорошо известную процедуру, которая, безусловно, должна проводиться специалистами, а иначе получить корректные результаты не удастся. Главным элементом является так называемая цепочка доказательств. Подразумевается, что все взятые образцы должны быть четко промаркированы, чтобы затем в лаборатории можно было все четко сопоставить. Ели что-то пойдет не так, могут случиться ошибки. Также очень важно, чтобы тела и части тел находились в одном месте. Идентификацию проводят, учитывая внешний вид, личные документы, данные о лечении зубов и ДНК.

После взрывов в лондонском метро в 2005 году был построен временный морг для хранения улик. Чем в большее количество мест попадут улики, тем менее точны будут результаты анализа. Как правило, если подобное событие происходит в развитой стране, то расследование проходит нормально (за счет ресурсов страны), а небогатым странам обычно с расследованием помогают международные организации или группы экспертов. На Украине, подчеркнул эксперт, мы не наблюдаем ни того, ни другого.

Вице-премьер-министр Украины Владимир Гройсман, который возглавляет правительственную комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы в Донецкой области самолета Boeing-777 "Малайзийских авиалиний" призвал мировое сообщество объединить усилия для создания безопасных условий на территории падения сбитого террористами пассажирского самолета и возможности непосредственно на месте работать экспертам разных стран для всестороннего и объективного расследования теракта. С таким призывом он обратился к послам стран, чьи граждане погибли в результате этого террористического акта, сообщает пресс-служба правительства.

По сообщению, на встрече, которая состоялась в Кабинете министров Украины, он проинформировал послов о том, что до сегодняшнего дня боевики не пускают на место нахождения сбитого самолета ни правительственную комиссию, ни экспертов, ни следственные группы.

"Нас намеренно не допускают и блокируют любые наши действия для того, чтобы скрыть и уничтожить доказательства преступления террористов. Есть информация, что вчера короткое время на месте работали представители ОБСЕ и специалисты национального бюро расследований, однако предупредительными выстрелами в воздух террористы заставили их покинуть территорию", - сказал Владимир Гройсман.

Он также добавил, что на месте работают спасатели Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, которые выполняют поисковые операции под дулами автоматов боевиков.

Вице-премьер также сообщил, что вчера с места падения сбитого самолета террористы вывезли по разным данным от 34 до 37 тел погибших людей в Донецк, где проводится их экспертиза под полным контролем боевиков.

Владимир Гройсман заверил послов, что Украина будет делать все возможное для обеспечения прозрачности расследования этого террористического акта вместе с представителями международного сообщества.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.018454074859619