Вестник гражданского общества

15.07.2014

Масштабная катастрофа в московском метро

Фото: ИТАР-ТАСС

Катастрофа произошла на Арбатско-Покровской линии московского метро в 08:39 по московскому времени на перегоне между "Славянским бульваром" и "Парком Победы": первые три вагона поезда на скорости около 70 км/ч сошли с рельсов. При резком торможении вагоны практически скрутило на стыке, один из них разорвало.

По последним данным, погибл 21 человек, двое скончались уже в больнице. Как передает "Интерфакс" со ссылкой на столичных медиков, число госпитализированных после трагедии в метро достигло 136 человек. 42 из них находятся в реанимации. У некоторых травмированных - переломы позвоночника. Двое - в коме, пишут СМИ.

"Пострадавшие некоторые в шоковом состоянии, рассказывают, как их бросило из одного конца вагона в другой. Выбирались сами по рельсам", - пишет обозреватель Business FM Никита Баталов.

На место выехали все оперативные службы, в частности - несколько десятков карет скорой помощи. Для эвакуации пострадавших задействованы восемь вертолетов МЧС. Более 20 пострадавших с тяжелыми травмами увезли по воздуху. 

На 19:00 по московскому времени два человека еще оставались в вагоне поезда метро, сошедшего с рельсов во вторник, сообщил заместитель главы московского главка МЧС РФ Юрий Акимов РИА Новости. "На месте крушения осталось деблокировать двух пострадавших", — сказал Акимов. Он уточнил, что завершить работы на месте аварии планируется к полуночи. 

По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, 12 тел были извлечены из вагонов сошедшего с рельсов поезда. 7 человек погибли в вестибюле станции метро, еще 2 человека скончались в больнице. 17 тел, как заявил заммэра Москвы Леонид Печатников, уже опознаны.

Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе департамента здравоохранения столицы, пассажиры, получившие травмы, направляются в Институт скорой помощи им. Склифосовского, Боткинскую, Первую градскую и 36-ю городскую больницы. 

В  Москве заработала горячая линия, по которой можно узнать о пострадавших в метро: 8-499-787-25-86.

По данным МЧС, после ЧП из московского метро были эвакуированы более тысячи человек. "Из перегона метро были эвакуированы порядка 1150 человек", - сообщили "Интерфаксу" в ГУ МЧС. Как рассказал  очевидец происшествия, после остановки поезда пассажиры еще около часа находились в тоннеле.

Произошедшее стало самой крупной трагедией в истории столичного метрополитена по количеству жертв.

Департамент транспорта обращается с просьбой к пассажирам выбирать альтернативные маршруты следования и воспользоваться пересадками на станции Филевской линии, передает "Москва-24". Для полной ликвидации последствий аварии в московском метро потребуется двое суток.

В связи с трагедией в метро в Москве в среду, 16 июля, объявлен траур.

По поручению мэра Москвы Сергея Собянина будут выплачены компенсации семьям погибших в размере 1 млн, пострадавшим - по 500 тыс. руб., объяснила пресс-секретарь градоначальника Гульнара Пенькова. "Также по линии метрополитена дополнительно будет выплачено страховое возмещение в размере 2 млн руб. родственникам погибших и до 1 млн руб. пострадавшим в зависимости от тяжести полученных травм", - цитирует ее агентство. Пенькова также обещала, что мэрия окажет меры адресной социальной поддержки семьям погибших и пострадавшим. В общей сложности родственники погибших в метро получат 3 млн руб. компенсаций, пострадавшие - до 1,5 млн рублей.

Свидетельства очевидцев трагедии

"Я ехала в предпоследнем вагоне. Когда поезд резко затормозил, все, кто стоял, полетели в конец вагона. Мне повезло, так как я сидела. Поэтому я не ушиблась, но было много людей с серьезными травмами, в том числе и с переломами. Самым страшным для меня был момент, когда последний вагон задымился. Люди закрывали лицо платками. Но задымление быстро прошло. Мы просидели в вагоне минут 30, затем приехали спасатели и началась эвакуация через тоннель", - рассказывает пассажирка, история которой приведена на сайте газеты "Комсомольская правда".

Александр Загнибеда, один из пострадавших, пишет в Фейсбук:
Сколько там людей осталось... Мой вагон всмятку. Я вылетел из центра вагона в крайнюю секцию. Осталась часть вагона с одним окном. Всех старался успокоить. Висел на обрывке поручня. Попросил парней сорвать форточку. А потом выбить окно. Высота около 4 метров. Вылезли по кабелям. Столько трупов... людей без сознания.
Выйти было некуда. Нашли проем, закрытый жестяными листами, арматурой и толстыми кабелями. Дым, запах гари, паленого кабеля, краски. Все кричат, паника.
Нашелся мужик с молотком. У всех массовый шок. Сбили молотком мелкие арматуры. Выдавили жестяные листы. Оказалось, это выход на стройплощадку Метростроя. Пока рубили, приходилось подсвечивать, принимать людей сверху, успокаивать людей. Пытаться дышать гарью.
Но я жив. Я рад, что я не потерял сознание. Потому что можно было там и остаться. Потом долгий выход по стройтуннелям. Связи нет нигде.

Радио Свобода публикует беседу с очевидцем аварии, двадцатилетним студентом Иваном Поникаровым:

– В моем вагоне было много людей, я находился в первом вагоне, во второй части. Мы отъехали от станции метро "Парк Победы", и через секунд 30 выключился свет, резкое торможение. Мы все вылетели, нас подбросило очень сильно, ударились. Мы встали, была паника, некоторые разбили головы.

– Как вам удалось выбраться?

– Мы сломали дверь вагона, выбрались на рельсы. Была какая-то вспышка, завоняло очень. Мы увидели, что напротив нас есть дверь, но она заварена, и замок стоит. Мужики где-то нашли пассатижи и молоток. Мы сбили замок, сломали эту дверь. Открыли дверь, и там идет такой тоннель ко второй линии тоннеля, второй тоннель, который строится. И там увидели рабочих. Мы позвали их на помощь, они нам показали, где выход, и мы кого смогли с собой взяли, мы пошли через этот строящийся тоннель. Мы шли по грязи, прошли где-то метров 100-150, и там был лифт. Нас туда загрузили, и мы поднялись наверх. Прошли до "Парка Победы", и там нам оказали первую помощь.

– В 8:40 произошла авария. Битком был набит вагон или там было какое-то пространство?

– Было пространство, народу было поменьше, чем обычно. Час пик, но народу в этом поезде было поменьше.

– Сколько минут прошло с того момента, как вы вышли из вагона и выбрались наверх?

– В 8:36 где-то я сел в поезд, через минуту, меньше даже, эта авария. И через час где-то я выбрался. Ну, минут 45-50 минут – и я уже был наверху.

– Какова была обстановка, когда вы выходили? Как много было погибших, раненых в тот момент?

– Погибших я не видел. Я слышал, что есть. Были раненые, были с переломами, разбиты головы, у кого-то были бинты – мы перематывали, помогали друг другу. Вода была у некоторых людей. Вышли наверх, нам оказали первую помощь, сразу туда приехали и нам помогли. Мне очень повезло, и я рад, конечно, я очень легко отделался. У меня был портфель, и я упал на портфель. Я врезался в эту штуку, за которую надо держаться, врезался спиной, и меня портфель спас. А так, не знаю, может быть, что-то даже сломал бы.

– Вас подбросило или было столкновение?

– Меня подбросило. Я потом смотрел на это место, посветил фонариком, и там просто дырка была вверх такая. Меня просто подбросило в середину вагона, – рассказал Иван Поникаров.

Столичная прокуратура начала проверку по факту происшествия. Следственный комитет возбудил уголовное дело, которое, как сообщается на сайте СКР, уже передано в центральный аппарат ведомства. Правительство Москвы отменило заседание из-за трагедии.

Глава Минтранса РФ Максим Соколов перед началом совещания по вопросу внедрения механизмов открытости в министерстве заявил, что ведомство сделает все возможное для минимизации последствий трагедии в московском метро. "Мы хотим высказать слова искреннего сочувствия родным и близким погибших в этой трагедии и заверить, что сделаем все возможное вместе с правительством Москвы для того, чтобы минимизировать последствия этой аварии и, в первую очередь, помочь тем, кто пострадал, сохранить здоровье и жизнь", - цитирует ИТАР-ТАСС заявление Соколова.

Мосгордума намерена по завершении расследования аварии на "синей" ветке метро вынести на публичное рассмотрение вопрос безопасности на общественном транспорте. Отметим, что правоохранители не рассматривают версию теракта. "Рассматриваются все версии, за исключением версии теракта, потому что, по внешним признакам, теракта не было", - сообщил представитель СКР Владимир Маркин. По его словам, после допроса сотрудников Мосэнерго версия о том, что к экстренному торможению поезда привел скачок напряжения, не подтверждается. Версию о скачке напряжения ранее обнародовало главное управление МЧС России по Москве.

В пресс-службе компании "Метровагонмаш", которая производит вагоны для составов столичной подземки, отказались от комментариев. "Пресс-служба "Метровагонмаш" пока не готова давать свои комментарии, пока не закончит работу комиссия по расследованию данного инцидента", - сказал Русской службе Би-би-си представитель компании.
Перегон между "Славянским бульваром" и "Парком победы", где произошла катастрофа, и раньше вызывал беспокойство пассажиров.

"Вагоны так вибрировали, что дискомфортно было в них находиться", - пишет в Facebook Сергей Молоствов. По его словам, в начале июля он обращался по этому поводу в приемную Московского метрополитена, где ему объяснили, что все в порядке.

"Сообщаем, что путь содержится в соответствии с техническими нормами и допусками, отступлений в содержании стыков не выявлено, размеры стыковых зазоров соответствуют техническим нормам", - процитировал Сергей Молоствов поступивший ему ответ. Между тем заммэра Москвы Максим Ликсутов заявил, что "состояние пути на месте аварии поезда метро оказалось удовлетворительным".

Отметим, что 13 июля по 1-му и 2-му пути на участке перегона "Парк Победы" - "Киевская" было введено ограничение скорости до 60 км/ч в связи с плохим состоянием рельс, сообщали пользователи на форуме портала "Наш транспорт".

Председатель российской политической партии "Демократический выбор" Владимир Милов в блоге на сайте "Эха Москвы" выразил возмущение работой руководства метрополитена. "Итог работы Ивана Беседина в качестве руководителя столичного метро - резкий рост доходов и падение финансовой прозрачности метрополитена, при таких вот очевидных проблемах с безопасностью, приводящих к трагическим последствиям для жизни и здоровья москвичей... Поменять некомпетентное руководство столичного транспортного комплекса после сегодняшней аварии Собянин попросту обязан", - написал Милов.

Пользователи социальных сетей сетуют, что в сошедшем с рельсов поезде не было ни Ликсутова, ни Собянина, передает радиостанция "Свобода". Отметим, не далее как в мае этого года Собянин заявил, что считает московское метро самым надежным в мире (материал "Ведомостей" от 15.05.2014).

Собянин уже обещал, что виновные будут уволены, а за увольнениями последуют и уголовные дела. Он также поручил комиссии правительства Москвы по предупреждению ЧС провести дополнительное независимое расследование аварии в метрополитене, передает РИА "Новости". "Собянин поручил комиссии правительства Москвы по предупреждению чрезвычайных ситуаций провести дополнительное независимое от метрополитена расследование случившейся аварии, включив в него ведущих специалистов в этой области", - сообщила руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова.

Работники московского метрополитена из независимого профсоюза отмечают, что число аварий в московском метро увеличилось после того как на место Дмитрия Гаева, уволенного в 2010 году, пришел ставленник Сергея Собянина Иван Беседин. Раньше Беседин работал в системе РЖД, и, по мнению сотрудников метро, ничего не понимает в их работе.

Генеральный директор Института социального проектирования Игорь Веригин заявил радиостанции "Коммерсант FM", что причина трагедии - "системный кризис", причем не только в метро, а "практически во всей коммунальной инфраструктуре". "Вы посмотрите, что в том же самом метро происходят системные аварии - то одно, то другое, то третье. Я сам живу на станции "Славянский бульвар" и езжу на метро через этот перегон, каждый раз мне страшно становилось... все колышется, все гремит, вагон из стороны в сторону шатает. Мне каждый раз страшно было ехать по этой ветке, именно по этому перегону", - рассказал эксперт.

Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в интервью Радио Свобода рассказал, что, по его мнению, московский метрополитен нуждается в серьезной проверке состояния подвижного состава и других технических аспектов:

– Нужен детальный технический аудит состояния, технической эксплуатации путевого хозяйства, энергетического хозяйства, вагонного парка Московского метрополитена. Детальный, вдумчивый и внешний. Делать этот аудит должные не ученые люди вроде меня и не журналисты, а узкие специалисты-технари, которые аналогичными вещами занимаются, к примеру, на Московской железной дороге или в Санкт-Петербургском метрополитене. То есть технари-железнодорожники, административно не связанные с Московским метрополитеном. Внешний аудит абсолютно необходим. Иначе это будут бесконечные разговоры с поиском виноватых и выдумыванием причин. Невозможно это сделать по-другому.

– Если я правильно понимаю, это новая, современная ветка метро, с новыми вагонами. А были ли раньше подобные аварии в Московском метро и как теоретически можно их избежать?

– Вот для того, чтобы отвечать на эти вопросы, чтобы лечить больного, надо провести диагностику. Все эти разговоры – искать аналоги, а что было 10 лет назад, новые ветки, старые ветки – все абсолютно впустую. Детальный технический аудит – его надо начать сегодня.

– Как вы думаете, Московский метрополитен готов к такому техническому аудиту?

– Вопрос в данном случае не в желании или нежелании Московского метрополитена, а это Департамент транспорта Москвы, руководство города должно принять такое решение. Естественно, в данном случае доктора к больному вызывает вышестоящая инстанция.

– Что с безопасностью в московском метро? Аварийность упала после того, как уволили Гаева, или, наоборот, растет?

– Очень трудно отвечать на этот вопрос, потому что одновременно происходят процессы: что-то меняется с безопасностью в плюс, что-то в минус. Но все это происходит на фоне резкого увеличения информированности горожан даже о самых маленьких сбоях. Потому что, грубо говоря, сбои маленького сорта, которые еще 10 лет, тем более 25 лет назад о них вообще никто не знал, кроме конкретных москвичей, которые ехали в вагоне, а теперь о них знает весь город. Именно поэтому нужен очень детальный анализ, - считает Михаил Блинкин.

О сегодняшней аварии и ее возможных причинах Радио Свобода рассказал машинист серой ветки метро, представитель независимого профсоюза сотрудников метрополитена Василий Шеляков:

- Что касается причин аварии, то скажу по своему опыту работы, это не вина машиниста. Скорее всего или перевелась стрелка под составом, или неисправность рельса, правой или левой нитки. Может, была микротрещина или излом рельса какой.

- Есть уверенность, что это ЧП будет тщательно расследоваться и руководство Метрополитена сделает все, чтобы это больше не случилось?

- Вряд ли. У нас сейчас на всем экономия. На подвижные составы запчастей нет. У нас в депо составы стоят - доноры, с них снимают запчасти, ставят на другие составы. Только в нашем депо таких штук 6-7 точно. Полный бардак сейчас в Метрополитене!

- А был какой-то переломный момент, когда аварийность в московском метро стала выше? В последние год-два количество аварий резко увеличилось. Что говорят в метро, отчего это произошло?

- Это все из-за прихода нового руководства Метрополитена, в том числе Ивана Беседина. При Гаеве было лучше, запчасти были и в депо, и составы постоянно ремонтировались. А при новом начальстве новые составы, и когда записываешь в журнал неисправность, идет отписка: сообщено заводу-изготовителю. Экономят и на рабочих. Работников сокращают, а один человек выполняет обязанности троих людей. Я в большей степени работаю на составах, которые чаще всего ломаются, приходится работать на таких подвижных составах, которые быстро выходят из рабочего состояния. Я работаю на серой ветке метро.

- Что говорят в метро насчет сегодняшнего происшествия, ваши коллеги?

- Все валят на начальника Метрополитена за то, что он экономит на всем, экономит на безопасности пассажиров, на безопасности перевозки. А требует больше и больше, гайки крутит машинистам все больше и больше.

- Как сотрудники Метрополитена относятся к происшествиям, подобным сегодняшнему?

- Когда гибнет коллега, люди настроены очень агрессивно и неодобрительно по отношению к руководству Метрополитена.

- Вы недавно проводили акцию протеста, требуя повысить заработную плату. Никаких новых акций вы не планируете?

- Планируем, но в данный момент пока что люди в отпусках. Сейчас все из отпусков выйдут и будем планировать еще митинг или пикет, но уже по поводу соответствия занимаемой должности Беседина. В руководстве нужен человек, который постоянно работает в Метрополитене, не с железной дороги который приходит, а работник именно Метрополитена. И такие люди есть в метро, и в управлении. И он сможет руководить Метрополитеном, и Метрополитен будет работать очень хорошо!

Представитель независимого профсоюза работников московского метрополитена на условиях анонимности рассказал в интервью русской службе Би-би-си, как контролируется перевод и положение стрелок в метро.

"На каждой стрелке стоит мини-прожектор, который подсвечивает эту стрелку. Она постоянно освещена, и стоит камера, [показывающая] в каком положении стоит стрелка. Сигнализация положения стрелки у них должна быть – она должна быть и на видео. [Нужно] посмотреть в монитор, и по аппаратуре тоже посмотреть, в каком положении находится стрелка".

Собеседник Би-би-си считает, что дежурная поста централизации, управляющего стрелками, недобросовестно выполнила свои обязанности: "Видимо, она это не проконтролировала. То есть перед этим состав, скорее всего, ушел на Калининскую ветку, а после этого стрелку не перевели. Или же не полностью перевели. Точно я сказать не могу".

Представитель профсоюза считает, что вина за происшествие лежит не только на "стрелочнике", но и на администрации метрополитена: "Это связано с нашим новым руководством, которое повышает [стоимость] проезда в метро, но ничего для метрополитена не делает. Все становится хуже и хуже. Если брать по статистике, начиная с 20 января, - сегодня 14-й случай за 2014 год, я про 2013 не говорю - там еще больше".

По словам собеседника Би-би-си, существующая инфраструктура метро не справляется с увеличением числа пассажиров.

"У нас идет в два раза больше пассажиров [...], потому что население Москвы увеличилось очень сильно за это время. Но так как мы работаем на старом оборудовании, то у нас все это и происходит – то кабель загорается, то еще что-нибудь, то вентиляция плохо работает", - заявил работник метрополитена.

Администрация метрополитена, в том числе Служба пути, куда обращалась Би-би-си, оказалась недоступна для комментариев.


Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.024508953094482