Вестник гражданского общества

04.07.2014

Не мытьем, так катаньем: В Госдуме продавили поправки в закон о рекламе, убивающий независимое телевидение

Государственная Дума РФ приняла поправки в закон о рекламе сразу во втором и третьем чтениях.

Во втором чтении за принятие поправок проголосовали 236 депутата, а в третьем — 243.

В перерыве между вторым и третьим чтениями выступил депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг, отметив, что этот закон фактически убивает независимое телевидение в России.
Также выступил депутат от КПРФ Николай Коломейцев, который, комментируя часть поправок, касающихся пива, заявил, что они угрожают стране «алкоголизацией».

1 июля большинство депутатов Государственной Думы в первом чтении проголосовали за поправки, которые подразумевают запрет рекламы на платных кабельных и спутниковых телеканалах. Против выступили все оппозиционные фракции в полном составе – КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. Также против проголосовали и некоторые депутаты-единоросы, в частности, заместитель председателя комитета по экономической политике Виктор Звагельский
3 июля комитет Госдумы по экономической политике на заседании отложил рассмотрение трех законопроектов с поправками в закон о рекламе, касающихся запрета рекламы на платных телеканалах. «Необходимо доработать тексты, поэтому предлагается исключить их из повестки. Пока нет заключения правительства по наружной рекламе и по платным каналам», — сообщил на заседании первый зампредседателя комитета Анатолий Карпов.

Тем не менее, в тот же день, вечером, в 19:00, Комитет Государственной Думы по экономической политике в урезанном составе из 4-х человек тайно собрался и все-таки рассмотрел законопроекты с поправками к закону о рекламе и проголосовал за то, чтобы 4 июля в последний день пленарных заседаний на голосование были вынесены эти поправки. Об этом телеканалу «Дождь» сообщили источники в Госдуме.

Телеканал «Дождь» публикует полный текст поправок в закон о рекламе, который был выложен на сайте автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности.

Федеральный закон о внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О рекламе»

Статья 1. Внести в статью 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; 2011, № 30, ст. 4566; 2012, № 30, ст. 4170) следующие изменения:
1) в части 2:
а) пункт 1 дополнить словами «, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов»; б) в пункте 3 слова «в теле- и» заменить словами «в телепрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи),»; в) пункт 7 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи»;
2) дополнить частью 6 следующего содержания: «6. В период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя – юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.»;
3) дополнить частью 7 следующего содержания: «7. Допускаются размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), а также на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера».

Статья 2.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе» № 38-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) в части размещения в периодических печатных изданиях рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не применяются с 1 января 2019 года.
3. Положения пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе» № 38-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) в части размещения, распространения в телепрограммах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) и на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не применяются с 1 января 2019 года.
4. Положения пункта 7 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе» № 38-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) в части размещения, распространения в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений в период проведения официальных спортивных мероприятий рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя – юридического лица, не применяются с 1 января 2019 года.
5. Положения частей 6 и 7 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе» № 38-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются с 1 января 2019 года.

Кому выгоден этот законопроект и против кого он направлен? О том, что закон направлен, в том числе, лично против Дмитрия Медведева – писала ещё на прошлой неделе газета РБК. Причем издание даже называло имя вероятного заказчика поправок – это полгода назад вернувшийся в мир СМИ Михаил Лесин, в прошлом – советник президента, ныне – генеральный директор Газпром Медиа.

В своё время именно Медведев, будучи главой государства, не только уволил основателя компании «Видео Интернешнл» из администрации, но и протолкнул через Госдуму закон, который запрещает одной компании контролировать более 35 % рынка телерекламы. Это был удар в первую очередь именно по «Видео Интернешнл, и, соответственно, по Лесину. Причём тогда поправки также были приняты в ускоренном режиме, фактически без широкого обсуждения. На три чтения и согласования в комитетах ушло меньше недели.

Депутат Госдумы Илья Пономарев в разговоре с «Дождем» также предположил, что за законодательной инициативой стоит вовсе не депутат Игорь Зотов, инициатор принятия поправок. Правда, по мнению Пономарева, это даже не Лесин, а высокопоставленный представитель администрации президента.

Этот законопроект еще до попадания в парламент вызвал бурное обсуждение в телевизионных кругах и вынудил руководителей неэфирных каналов обратиться с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву, спикеру Госдумы Нарышкину и авторам закона. Два десятка руководителей кабельных телеканалов назвали законопроект «убийственным» и предупредили, что если поправки примут – то 150 российских неэфирных телеканалов из 270 существующих вряд ли выживут.

Законопроект, который запрещает размещать рекламу на платных телеканалах, должен пройти обсуждение с бизнес сообществом, считают руководители неэфирных телеканалов.
Игроки рынка обратили внимание на то, что поправки, о которых стало известно лишь на минувшей неделе, с ними никто не обсуждал, и если законопроект будет принят в нынешнем виде, это приведёт к тому, что часть телеканалов просто перестанут вещать, а остальные – будут вынуждены повысить плату за контент. В первую очередь, пострадают независимое телевидение, в том числе телеканал «Дождь». Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева уже говорила о том, что если «мы не сможем зарабатывать на рекламе, то у нас не останется другого выхода, кроме как существенно поднять расценки на подписку, но и в том случае выживание не гарантировано».

Рынок телевизионной рекламы в России оценивается в 156 миллиардов рублей, но только четыре миллиарда приходится на кабельные и спутниковые телеканалы, а их – более трёхсот. Основные доходы – у общедоступного, бесплатного телевидения, которое часто получает господдержку. Участники рынка говорят, что нынешние поправки нарушают антимонопольное законодательство.

Поправки в закон о рекламе – не единственные запретительные меры, принятые Госдумой в последний день весенней сессии. Также в Госдуме приняли поправки в закон о персональных данных тоже сразу во втором и третьем чтениях.

Соответствующую инициативу внесли в нижнюю палату депутаты Андрей Луговой, Вадим Деньгин из ЛДПР и Александр Ющенко из КПРФ.

За принятие поправок проголосовали 325 депутатов.

Законопроектом предлагается сделать обязательными запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение и извлечение персональных данных граждан России в базах данных информации, расположенных на территории страны, а также указание сведений о месте расположения таких баз данных.

Кроме того, законопроект наделяет Роскомнадзор правом на основании судебных актов ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных, говорится в проекте закона.

Законопроект также предлагает создание так называемых "черных списков" сайтов-нарушителей - автоматизированной информационной системы "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных".

"Если вы за три месяца не удалили свою переписку из Твиттера, она сразу переходит в США на серверы и хранится там. Отсюда пришла инициатива Деньгину, Луговому и Ющенко, чтобы заставить подобные компании хранить такие данные в России. Поверьте мне, большинство россиян хотят, чтобы их данные оставались на территории Российской Федерации", - сказал, комментируя данную инициативу, Деньгин.

В то же время Российская ассоциация электронных коммуникаций высказала опасение, что в случае принятия законопроекта россияне больше не смогут пользоваться многими глобальными интернет-сервисами. В частности, речь идет об услугах онлайн-бронирования авиабилетов и отелей. По мнению ассоциации, "законопроект лишает субъектов персональных данных – граждан Российской Федерации права распоряжаться своими собственными данными императивно определяя, что их запись, систематизация и т.д. должны обеспечивается только в базах данных, расположенных на территории Российской Федерации".

В заявлении РАЭК подчеркивается, что более эффективной мерой было бы создание механизма информирования пользователя о том, где осуществляется запись, систематизация его персональных данных. В таком случае сам сможет сам выбрать, на какой территории будут производиться указанные действия. Принятие же подобных законопроектов о «локализации» персональных данных в других странах привело к уходу глобальных сервисов и к существенным экономическим потерям.

Из-за принятия этих поправок россияне лишатся возможности пользоваться зарубежными сервисами онлайн-бронирования отелей и авиабилетов. «Будет невозможно забронировать билеты на сайте зарубежной авиакомпании, так как сбор и хранение будут осуществляться на территории той страны, в которой работает авиакомпания, или невозможно будет воспользоваться системами бронирования отелей, так как персональные данные будут собираться и храниться на серверах этого отеля в стране нахождения», — объяснили суть проблемы специалисты Российской ассоциации электронных коммуникаций.

Запрет на хранение личных данных может привести к упадку глобальных интернет-сервисов и значительным убыткам. Представители РАЭК также отметили, что «законопроект ставит под вопрос трансграничную передачу персональных данных».

Эксперты готовят конкретные предложения по изменению текущей версии законопроекта. Ассоциация направит свои предложения в профильный Комитет Госдумы до 5 июля 2014 года включительно, сообщается на официальном сайте РАЭК.


Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.025197982788086