Вестник гражданского общества

16.06.2014

Генерал-майор Борис Колесников погиб, выпав из окна во время допроса в Следственном комитете

Фото: РИА Новости

Арестованный генерал-майор МВД Борис Колесников выпал из окна во время допроса в СКР. О самоубийстве Колесникова сообщил Интерфакс со ссылкой на адвоката погибшего Георгия Антонова.

Сам Антонов ранее был отстранен от дела, поэтому рассказывал о событиях со слов другого адвоката, Сергея Чижикова, который присутствовал при допросе Колесникова в понедельник. "Во время допроса следователь и адвокат Чижиков вышли из кабинета, в этот момент мой подзащитный выбросился из окна", - заявил Антонов. При этом телеканалу LifeNews адвокат сказал, что вызов Колесникова на допрос был для всех полной неожиданностью.

Между тем пресс-секретарь СКР Владимир Маркин представил третью версию событий. По его словам, во время допроса обвиняемый попросился в туалет и отправился туда в сопровождении двух конвоиров. В соответствии с инструкцией с него сняли наручники. Однако позже, заметил Маркин, Колесников неожиданно выбежал из туалета, сбив с ног сначала одного из конвоиров, а затем и второго, находившегося в коридоре. После этого он выскочил на балкон и прыгнул вниз с шестого этажа.

Маркин сообщил, что по факту гибели арестанта начата доследственная проверка. "Необходимо отметить, что ранее во время нахождения под стражей Колесников дважды предпринимал суицидальные попытки", - отметил чиновник. 

Однако одна из адвокатов Анна Ставицкая привела иную версию того, как все произошло. «В какой-то момент следователь и Колесников пошли по коридору на балкон, который находится на шестом этаже. Там обычно все курят. Что именно там произошло, неизвестно, но следователь вернулся с балкона один. Он и сказал адвокату Чижикову (Сергей Чижиков), что Колесников прыгнул вниз. О состоянии моего подзащитного я пока ничего не знаю. Чижикова из кабинета не выпускают», – рассказала она «Известиям».

В разговоре с ИТАР-ТАСС Ставицкая уточнила фамилию следователя. «Сегодня один из его адвокатов, Чижиков, прибыл на допрос Колесникова в Технический переулок, после чего следователь Новиков, который его вел, вышел с генералом на балкон. Далее Новиков забежал с балкона в помещение и заявил, что Колесников выпрыгнул из окна пятого этажа».

Жена погибшего Виктория Колесникова уверена, что ее мужа убили. «Его убили! Это пытались сделать дважды начиная с 5 мая. Все, что сейчас говорят по поводу суицида, – неправда. Не мог человек сам получить черепно-мозговую травму, разбив лоб и затылок, – рассказала Колесникова LifeNews. – К тому же нам запрещали видеться – я ни разу не видела его после ареста. Боря не мог покончить с собой. У нас трое маленьких детей, которых он очень любил».

29 мая "Коммерсант" сообщал, что следствие заподозрило арестованного Колесникова в хранении наркотиков. Как утверждалось, в кроссовках, переданных обвиняемому женой, служебная собака обнаружила следы героина. Защита категорически опровергала утверждения о наркотической зависимости Колесникова. 

Генерал-майор Колесников вместе со своим бывшим начальником Денисом Сугробовым и другими коллегами проходил по громкому делу о превышении полномочий. По версии следствия, бывшие сотрудники МВД пытались организовать провокацию в отношении сотрудника ФСБ. В частности, они планировали выдать себя за бизнесменов и предложить взять их "под крышу" за десять тысяч долларов в месяц. По информации следствия, именно Колесников санкционировал все мероприятия по провокации взятки.

Бывший руководитель Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ГУЭБиПК) МВД России генерал Борис Колесников является одним из основных фигурантов уголовного дела об организации преступного сообщества, превышении должностных полномочий и провокации взятки сотрудниками этого подразделения МВД. Всего по делу проходят 12 человек: сами оперативники, в том числе бывший руководитель ГУЭБиПК Денис Сугробов, а также их агенты. По версии следствия, оперативники фабриковали уголовные дела, провоцируя чиновников на получение взяток.

Позднее в Следственном комитете сообщили, что Колесников уже дважды пытался свести счеты с жизнью. В частности, в начале мая он был госпитализирован из следственного изолятора с черепно-мозговой травмой, причем достоверных сведений о том, как он получил это повреждение, не появлялось. Адвокат генерала заявлял, что из-за травмы он не может вспомнить, что произошло. Фсиновцы, доставившие арестанта в больницу, сообщили врачам, что он упал. Как попытка самоубийства этот инцидент квалифицирован не был. Обстоятельства ЧП собиралась выяснить Общественная наблюдательная комиссия Москвы. 

Председатель профсоюза милиционеров Москвы Михаил Пашкин считает, что это дело «намного темнее, чем кажется». «Колесников – ключевой свидетель... Он получил травму головы в СИЗО... Я, честно говоря, сомневаюсь, что он покончил жизнь самоубийством. Избавившись от ключевого свидетеля, дело развалится», – сказал Пашкин газете ВЗГЛЯД.

В свою очередь глава Национального антикоррупционного комитета, член президентского Совета по правам человека Павел Кабанов также отмечает, что вокруг этого дела происходят «странные события».

«Сначала Колесников совершенно случайно получает черепно-мозговую травму в Лефортово. А потом совершенно случайно выбрасывается из окна. Я знаю некоторые особенности работы следственного изолятора. Такие процессы происходят крайне редко. Поэтому это вызывает странность. На сегодняшний момент, насколько мне известно, была попытка сделать Колесникова основным обвиняемым и заодно свидетелем по делу Сугробова. Поэтому эти странности для меня являются вопросительными», – сказал Кабанов газете ВЗГЛЯД.

Он напомнил, что ранее работал в рамках общественного совета при ГУЭБиПК. «Мы работали с Колесниковым по нашим (антикоррупционным) материалам. Мы делали совместные предложения. Ничего плохого сказать про этого человека я не могу. У меня не было негативных ощущений. Хотя я за свою жизнь повидал многих. Естественно, не имея никакой информации, мы не можем никого обвинять и приводить какие-либо доводы, но какой-то осадок остается, и ощущение опасности», – признался эксперт.

При этом Кирилл Кабанов убежден, что после смерти Колесникова дело против сотрудников ГУЭБиПК не развалится, так как «оно по своей сути во многом было построено не на Колесникове». Он также сомневается, что в отношении следователей может быть возбуждено дело по статье «Доведение до самоубийства» (110 УК РФ). «Для этого должны быть соответствующие документы (по итогам проверки). Но это дело имеет под собой несколько этажей теневых подоплек. И в этой ситуации такого дела возбуждено не будет», – полагает Кабанов.

Добавим, что уголовное дело в отношении Колесникова в ближайшее время может быть закрыто «в связи со смертью обвиняемого, то есть по нереабилитирующим обстоятельствам». Об этом «Интерфаксу» сообщил источник, знакомый с делом. По его словам, правоохранительные органы продолжат расследование дела экс-сотрудника МВД, если от его родственников поступит ходатайство о полном расследовании для реабилитации умершего.

Правозащитники назвали самоубийство Колесникова темной историей, отметив, что обстоятельства суицида вызывают много вопросов. "Когда он бежал, сбил конвойных, он знал, что где-то открыто окно? Это все как-то очень странно. Непонятно, он сам выбросился, или его выбросили", - заявила председатель Московской Хельсинкской группы, являющейся старейшей правозащитной организацией России, Людмила Алексеева. По ее словам, помимо официального следствия, необходимо провести независимое расследование по линии Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы, однако не факт, что в ОНК будут это делать, добавила Алексеева.

В комиссии, между тем, сообщили, что Колесников, находясь под арестом, вел себя странно. "Например, разговаривая с нашими работниками, подмигивал им. Он явно чего-то опасался - обоснованно или необоснованно, но мы так и не поняли - чего именно. Были намеки, что он боится за своих близких", - рассказал председатель ОНК Антон Цветков. Вспомнив о травме головы Колесникова, Цветков добавил, что генерал так и не рассказал, откуда у него она. Между тем, источник, хорошо знающий Колесникова, заявил, что у генерала не было склонности к самоубийству. По предположениям ОНК, странное поведение Колесникова было связано с приемом каких-то препаратов, однако ранее адвокаты обвиняемого отрицали наличие у него наркозависимости.

Справка: дело генерала Колесникова

Борис Колесников был арестован в феврале 2013 года по громкому делу о превышении должностных полномочий. Вместе с ним по этому делу арестован его бывший начальник Денис Сугробов и другие сотрудники ГУЭБиПК. Они получили обвинения в том, что пытались подставить сотрудника ФСБ Игоря Демина - в частности, планировали выдать себя за бизнесменов и предложить взять их "под крышу" за 10 тысяч долларов в месяц.

Борис Колесников также был обвинен по статье "Организация преступного сообщества". Во время суда по избранию меры пресечения для Колесникова следователь сказал, что именно Колесников "санкционировал мероприятие на провокацию взятки" у сотрудника ФСБ. В этом, по словам следователя, Колесникову помогал начальник управления "Б" (борьба с хищениями в бюджетной сфере) Салават Муллаяров. По версии следствия, у обвиняемых не было материальной заинтересованности, а деяния совершались с целью получения новых званий и наград. Таким образом, участники дела провоцировали преступления и сами же их раскрывали.

Скандал разгорелся после того, как в середине февраля были задержаны заместители начальника управления "Б" подполковник Алексей Боднар и майор Иван Косоуров, оперативники капитан Сергей Борисовский и майор Михаил Назаров. Их обвинили в "превышении должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия" по ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Экс-глава ГУЭБиПК Сугробов и другие арестованные не признали своей вины. По словам Колесникова, с ним хотели свести счеты недоброжелатели. В начале апреля генерал Колесников заявил в Мосгорсуде, что на него и его подчиненных следствие оказывает сильное давление, чтобы они дали показания на руководство МВД. Ранее Колесников настаивал, что сотрудники ГУЭБиПК разрабатывали группу мошенников, представлявшихся высокопоставленными чиновниками и похищавшими деньги, которые граждане передавали им за решение различных вопросов.

До ареста Колесникова под его руководством были проведены десятки резонансных антикоррупционных мероприятий. В частности, разоблачения чиновников, замешанных в крупных махинациях в Кабардино-Балкарии, связанных с проведением ЕГЭ, а также привлечение к ответственности главврача Анатолия Бронтвейна поликлиники N2 управления делами президента, заподозренного в получении взятки за заключение госконтракта.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.016355037689209