Вестник гражданского общества

11.06.2014

"Узник Болотной" Михаил Косенко переведен из психиатрической больницы на принудительное амбулаторное лечение

Михаил Косенко

Судья Чеховского горсуда Подмосковья Сергей Гуров перевел "болотного узника" Михаила Косенко на амбулаторный режим принудительного психиатрического лечения. С соответствующим ходатайством в суд обратилась администрация 5-й психбольницы Москвы в селе Троицкое Чеховского района, где содержится политзек. Постановление Гурова вступит в силу через 10 дней, если прокуратура не обжалует его. В течение месяца после этого Косенко должен быть выписан из больницы. 

Заседание о продлении принудительного лечения проходило в подмосковном городе Чехов, поскольку именно там, в психиатрической больнице номер пять, уже полтора месяца находится Михаил Косенко. Он сам на слушаниях не присутствовал. Активистов и журналистов, приехавших на слушание, в зал не пустили, хотя формально не было объявления о том, что заседание будет проходить в закрытом режиме, сообщают активисты "Комитета 6 мая".

Представители прокуратуры ходатайствовали о проведении стационарной экспертизы состояния Михаила Косенко в институте имени Сербского – именно там два года назад после ареста врачи заключили, что Михаил Косенко невменяем и опасен для общества, и рекомендовали назначить ему принудительное лечение. Как утверждала представительница ведомства, имеется противоречие в том, что в заключении этого центра "болотному узнику" предписывается стационарное лечение, а психбольница добивается его перевода на амбулаторное. Судья Чеховского суда Сергей Гуров со стороной обвинения не согласился и отклонил прошение об обследовании Косенко в институте имени Сербского. После этого судья удалился принимать решение о том, нуждается ли Михаил Косенко в дальнейшем лечении в больнице или же он может лечиться амбулаторно. В итоге суд не нашел оснований для нахождения Косенко в больнице и перевел его на принудительное амбулаторное лечение. 

Вот как на решение суда отреагировала сестра Михаила Косенко Ксения Косенко, которая также является его общественным защитником на процессе:
- До последнего момента я не верила, что решение суда будет положительным. Михаил в суде не присутствовал, я думаю, ему сообщили либо официальные лица или врачи, либо он мог услышать эту новость по радио.

Сестра Михаила Косенко Ксения Косенко, добивающаяся освобождения брата, недавно обратилась с письмом к президенту России Владимиру Путину.

Михаил Косенко сможет покинуть больницу не раньше чем через 10 дней, когда решение Чеховского суда вступит в законную силу, если ни одна из сторон его не обжалует. Адвокат Михаила Косенко Дмитрий Айвазян не исключает, что прокуратура подаст протест:
– Скорее всего, прокуратура будет обжаловать постановление об изменении Михаилу стационарного лечения на амбулаторное по формальным основаниям. Михаила перевели в больницу 24 апреля, комиссия была проведена 20 мая, то есть прошло меньше месяца. Прокуратура указывает на то, что прошло слишком мало времени, чтобы делать выводы о том, что Михаил не представляет опасности для общества и может содержаться в амбулаторных условиях.

Суд вынес постановление на основании комиссии врачей-психиатров больницы №5, которая состоялась 20 мая 2014 года. На основании этой комиссии психиатрическая больница вышла с ходатайством в суд о переводе на амбулаторное лечение. Нас это решение суда устраивает, поэтому мы не будем его обжаловать. Фактически Михаила выпускают. Амбулаторное лечение никак не умалит его прав, единственное, что ему надо будет, – посещать психиатра по месту жительства и принимать какое-то лечение. Это никак не повлияет на его жизнь, – уверен адвокат Дмитрий Айвазян.

Председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, который выступал свидетелем на процессе по делу Михаила Косенко, говорит, что очень рад за Михаила, что его фактическое лишение свободы прекращено:

- Слава Богу, он будет лечиться амбулаторно. Очень жалко, что ему пришлось пережить это – и суд, и последующее лишение свободы, и предварительное следствие. Означает ли сегодняшнее решение признание Путиным или кем-то еще своей неправоты, или это шаг навстречу пожеланиям семьи? Я не знаю. Я вообще уже давно перестал понимать логику в действиях наших властей, потому что очень часто создается впечатление, что правая рука не знает, что делает левая. Но я, безусловно, рад этому решению, потому что было очевидно, что Косенко не был виновен ни в чем, что ему инкриминировали. Он никак не принимал участия в нападении на полицейских. Я был лично свидетелем, находился совсем рядом с ним во время тех событий. Мои коллеги тоже были рядом. Да и вообще так называемое "преступление", которое совершилось на Болотной площади, потрясающим образом задокументировано. Из всех фотосъемок, свидетельств, видеосъемок видно, что никаких преступлений не было. Массовых беспорядков не было, были отдельные случаи нападения на полицейских, например, Лузянин, но это отдельные случаи. Основная масса осужденных по "Болотному делу" вообще не принимала участия ни в каких нападениях и противоправных действиях, – полагает правозащитник Олег Орлов.

Инвалид второй группы по психиатрическому заболеванию, 38-летний Михаил Косенко был арестован два года назад, 8 июня 2012 года, по обвинению в участии в массовых беспорядках и в применении силы по отношению к сотрудникам полиции во время событий 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Больше года суд рассматривал его дело и в октябре 2013 года признал Косенко виновным, но освободил от уголовной ответственности, направив на принудительное лечение. Защита подсудимого и он сам настаивали на его невиновности и вменяемости – в течение десяти лет Косенко наблюдался амбулаторно и не нуждался в госпитализации. Ситуацию Михаила Косенко многие эксперты, правозащитники и наблюдатели сравнили с советским опытом карательной психиатрии. 8 октября 2013 года судья Замоскворецкого райсуда Москвы Людмила Москаленко признала Косенко виновным по части 2 статьи 212 (участие в массовых беспорядках) и части 2 статьи 318 УК (применение опасного насилия к представителю власти). В то же время она освободила его от ответственности, указав, что Косенко, страдающий шизофренией, совершал инкриминированные ему действия в невменяемом состоянии, и направила его в психиатрический стационар общего типа.

25 марта 2014-го коллегия Мосгорсуда отклонила апелляционную жалобу политзека, оставив решение Москаленко в силе. Адвокаты "болотного узника" настаивали на пересмотре постановления, ссылаясь на наличие в его тексте опечаток и смысловых ошибок. Они заявили ряд ходатайств о повторном рассмотрении доказательств. Все ходатайства были отклонены.

В конце апреля Косенко этапировали из московского СИЗО-2 "Бутырка" в психбольницу.

В середине мая к проблеме "болотного узника" подключилась омбудсмен Элла Памфилова. Президент Независимой психиатрической ассоциации России Юрий Савенко, убежденный в необоснованности помещения политзека в стационар, предложил омбудсмену сформировать группу независимых экспертов из разных организаций, в том числе из возглавляемой им НПА, и провести повторное освидетельствование Косенко. Памфилова заверила, что постарается повлиять на ситуацию.

Вскоре после этой встречи, 19 мая, сестра "болотного узника" Ксения Косенко обратилась к Владимиру Путину с просьбой помочь с переводом ее брата со стационарного лечения на амбулаторное. Она заверила, что реабилитации ее брата "помогут ведущие специалисты российских и европейских клиник, и это принесет несравнимо больший эффект, чем содержание в стационаре". 

"Обязанность Михаила - появляться у участкового психиатра один или два раза в месяц для того, чтобы корректировать лечение и оценивать его психическое состояние. Он не ограничен в перемещениях, но если он будет игнорировать походы к психиатру, то к нему будут применяться меры принуждения", - рассказал защитник Косенко Дмитрий Айвазян Русской службе Би-би-си. Таким образом, решения о дальнейшем ходе курса лечения будут приниматься непосредственно лечащим врачом.

Косенко стал третьим из 28 обвиняемых по "болотному делу", получившим приговор суда. Сейчас фигурантами "Болотного дела" являются более 30 человек. 24 февраля суд  признал восьмерых обвиняемых по делу о событиях на Болотной площади в мае 2012 года виновными в участии в массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителей власти. Семь человек получили сроки до 4-х лет, одна участница процесса - Александра Духанина - получила условное наказание.

Оппозиционеры, правозащитники и представляющие обвиняемых на суде юристы неоднократно заявляли, что столкновения 6 мая 2012 года на Болотной площади никак не подходят под описание массовых беспорядков в статье 212 Уголовного кодекса России, где говорится о групповом вооруженном насилии с поджогами и погромами.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.023148059844971