Вестник гражданского общества

29.05.2014

Путин, Лукашенко и Назарбаев подписали договор о создании Евразийского экономического союза

Президенты России, Белоруссии и Казахстана в четверг, 29 мая, подписали в Астане договор о создании Евразийского экономического союза, который, как они заявляют, должен стать новым шагом на пути интеграции этих трех постсоветских государств, а критиками рассматривается как попытка возрождения в определенной форме бывшего Советского Союза.

Договор о Евразийском экономическом союзе должен начать функционировать с 1 января 2015 года.

Для Москвы, Минска и Астаны формат Евразийского экономического союза должен стать продолжением прежней формы сотрудничества трех стран – Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства. В Кремле говорят, что создание новой организации выводит эти государства на более высокий уровень интеграции, на котором ее участники обязуются гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики – в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и транспорте. Как заявляет российский президент Владимир Путин, цель союза трех стран – сформировать крупнейший общий рынок на пространстве СНГ, который станет новым мощным центром экономического развития.

 «Подписанный Договор имеет действительно эпохальное, историческое значение, открывает самые широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан наших стран, – заявил Путин. – Россия, Белоруссия и Казахстан переходят на принципиально новый уровень взаимодействия, создают общее пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Государства «тройки» будут проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики – в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте».

Работа над документом была начата ещё в ноябре 2011 года на первом саммите Высшего Евразийского экономического совета. Тогда президенты России, Беларуси и Казахстана приняли декларацию о евразийской экономической интеграции. 

По данным Кремля, с российской стороны в подготовке договора принимали участие более 30 федеральных органов исполнительной власти. В основе документа лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой ассоциации.

По условиям договора, три государства принимают обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

По словам Путина, в будущем участники союза планируют создание общего финансового рынка. «Снятие барьеров на пути капиталов позволит диверсифицировать риски, улучшить качество, доступность и надёжность финансовых услуг, – сказал российский лидер. –Поэтапная гармонизация валютной политики повысит устойчивость финансовых систем государств – членов союза, сделает национальные денежные рынки более предсказуемыми, лучше защищёнными от колебаний курсов валют, повысит наш суверенитет». 

Создание ЕАЭС многим напоминает о распавшемся почти 25 лет тому назад Советском Союзе. Однако инициированный Россией проект не выдерживает такого сравнения, и не представляет никакой угрозы для Европы, опасна лишь легшая в его основу евразийская идеология, считает руководитель отдела Европы и главный редактор русской редакции DW-World Инго Маннтойфель.

По его мнению, ЕАЭС - это дальнейшее развитие многочисленных попыток России удержать бывшие советские республики в едином экономическом пространстве. Впрочем, сравнение с СССР Кремлю на руку: россияне должны расценивать договор как еще одно доказательство возрождения мощи России. Население эту стратегию приветствует.

Параллельно на Западе возникают страхи перед новым Советским Союзом. И это тоже входит в планы Кремля. Но рассматривать Евразийский экономический союз как новый СCCР было бы ошибкой. Опыт уже существующего Таможенного союза трех этих стран показывает, что каждодневное сотрудничество развивается крайне медленно из-за экономических и политических разногласий, коррупции и отсутствия информации.

Кроме того без Украины Евразийский экономический союз на постсоветском пространстве - мертворожденная экономическая идея. Так что, считает эксперт, у европейцев нет причин опасаться создания единого внутреннего рынка России, Белоруссии и Казахстана.

Иное дело - евразийская идеология, лежащая в основе Евразийского экономического союза. Ее политическое влияние неуклонно растет после возвращения Путина на пост президента.

До недавнего времени евразийство было уделом юродивых от политики и адептов теории заговора. Однако сейчас набирающие силу в Европе правопопулистские движения с их антилиберальными, ксенофобскими, гомофобскими и антиамериканскими лозунгами прекрасно укладываются в евразийскую идеологию, которую пропагандируют в России. И вот здесь, а вовсе не в проекте Евразийского экономического союза, таится угроза для Европы, так как евразийство - это концепция другой, а именно, антилиберальной и антиамериканской Европы, отмечает Маннтойфель.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.012760162353516