Вестник гражданского общества

15.04.2014

Госдума решила отменить выборы мэров крупных городов

 Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман - один из тех, из-за кого хотят отменить выборы мэров 

Госдума приняла во вторник в первом чтении законопроект, по которому предполагается отменить прямые выборы мэров нескольких десятков крупных городов страны и ввести в них должность назначаемого главы администрации.

За проект поправок к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" проголосовали 237 депутатов. Против проекта выступили фракции коммунистов, чей депутат Анатолий Локоть только что победил на выборах мэра Новосибирска, и "Справедливой России". 

Депутат от  "Справедливой России" Анатолий Грешневиков назвал реформу "вызовом народовластию, похоронами всей выборной демократической системы".

КПРФ также раскритиковала предложенный законопроект. Депутат-коммунист Владимир Федоткин заявил, что увеличение числа депутатов в три-пять раз, которое предполагается по проекту, "слишком дорого" обойдется налогоплательщикам. "Сейчас 30 нахлебников содержит народ, а будет их 150", - возмутился Федоткин (однако в пояснительной записке к законопроекту утверждается, что принятие законопроекта не требует дополнительных расходов из бюджета). 

Идею реформирования МСУ активно начали развивать законодатели после обращения президента Владимира Путина к парламенту России. "Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах", - заявил он. После этого идею сделать местную власть "ближе к народу" подхватили в прокремлевском фонде Дмитрия Бадовского ИСЭПИ, где подготовили для Общероссийского народного фронта два возможных варианта реформирования органов местного самоуправления, предполагающих отмену выборов мэров.

12 марта рабочая группа по реформированию местного самоуправления, созданная по поручению президента Владимира Путина, внесла в Государственную думу поправки к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Заметим, что законопроект внесли в Госдуму депутаты от "Единой России" и ЛДПР, а также сенатор Степан Киричук.

Как отмечает "Независимая газета", "Единая Россия" так и не привела сколько-нибудь весомые аргументы в пользу почти повсеместной отмены выборов мэров городов и муниципальных районов. На слушаниях депутаты партии власти не рассказали, почему выборы, в том числе парламентов и руководителей региональных столиц, мешали усовершенствованию системы местного самоуправления.

Оппозиция считает, что новый закон придуман лишь затем, чтобы решить проблему частых конфликтов между губернаторами и мэрами региональных столиц, фактически - чтобы исключить возможность появления независимых от "вертикали власти" мэров в крупных городах.

Авторы закона - два с половиной десятка депутатов от "Единой России" - объясняют свою инициативу желанием, в соответствии с наказами президента, сделать городские власти ближе к народу. В пояснительной записке к законопроекту авторы ссылаются на последнее послание президента Федеральному собранию, в котором тот "обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах", притом власти, устроенной так, чтобы "любой гражданин мог дотянуться до нее рукой".

В крупных мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективна для обеспечения жизнедеятельности населения, ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества и т.д.", - жалуются депутаты.

Поэтому в крупных городах - таких, которые делятся на районы - авторы проекта предлагают ввести новые единицы самоуправления: "городской округ с внутригородским делением" и "внутригородской район". Выборы сохранятся только в районе - там горожане будут формировать районные советы. Эти советы будут сами избирать делегатов в общегородской совет, а тот станет выбирать из своего состава главу городского округа. При этом полномочия главы будут ограничены, а все хозяйственные вопросы будет решать глава администрации, принятый на работу по конкурсу.

Ранее один из авторов проекта, глава комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук говорил, что реформа коснется 67 крупных городов России, в основном - региональных центров. Москва и Санкт-Петербург, как отдельные субъекты федерации, под действие закона не подпадают.

По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, инициатива единороссов и ЛДПР вызвана необходимостью решить системную проблему власти в регионах и предотвратить раскол элит.  Речь идет не о попытке закрыть доступ независимым оппозиционным региональным фигурам, т.к. они не создают угрозы для Кремля, а о конфликте между мэрами и губернаторами, который запрограммирован законодательно, конституционно. Мэр, де-факто являясь частью системы государственной власти, де-юре не является таковым, заявил эксперт.

Эксперт фонда "Индем" Игорь Коргунюк в интервью Русской службе Би-би-си в марте, когда проект был только внесен в Госдуму, связал предлагаемые нововведения с проблемой конфликтов между губернаторами и главами крупных городов - республиканских и областных центров. Как правило, главный город региона - его же донор, он наиболее развит экономически. Из-за этого мэр становится важной фигурой, столкновение его интересов с интересами губернатора становится неизбежно, продолжил эксперт. "Поэтому, чтобы предотвратить появление нового Ройзмана [Евгений Ройзман, избранный глава Екатеринбурга], площадку, на которой может появиться кто-то независимый от власти, снесут в принципе", - заявил Коргунюк.

С его мнением согласен генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин. "Нововведения наносят удар по самому крупному звену самоуправления - по мэрам, которые в некоторых случаях избирались вопреки воле Кремля", - говорит он. Задача власти - исключить возможности оппозиции избрать своего кандидата, как это было в Екатеринбурге и Петрозаводске. Что касается приближения власти к народу, о котором говорил российский лидер, то теоретически большое число депутатов, избранных прямым голосованием, действительно решает эту задачу. Однако речь идет о двухступенчатой системе, при которой возможностей установить свой контроль над следующим уровнем самоуправления у власти гораздо больше, заключил Бунин. 

Законопроект вызвал критику и у Комитета гражданских инициатив (КГИ) бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина, который испугался того, что города лишаться "не только выбранных мэров, но и выбранных парламентов".

В регионах неоднозначно отнеслись к реформе. Депутат ярославской областной думы Борис Немцов на встрече с коллегами назвал предложенный вариант реформы "уничтожением самоуправления в крупных городах".

Иркутские эксперты, которых привлекли для обсуждения предложенных нововведений, посчитали, что отмена прямых выборов мэров городов создаст систему "круговой безответственности". В Законодательном собрании Красноярского края, рассматривая законопроект, отметили, что предусмотренное реформой создание внутригородских районов повлечет значительные траты на выборы районных советов депутатов, на создание, обеспечение и функционирование органов управления.

"Последняя версия реформы хуже, чем ожидалось, - прокомментировал Slon.ru этот законопроект руководитель Фонда развития информационной политики Александр Кынев. - До сих пор разработчики делали намеки на компромисс и вариативность, но в результате выборы остаются только в сельских поселениях и городских округах без внутреннего деления. Шанс избежать отмены выборов мэров у крупных городов только через упразднение внутригородских районов - он есть, так как регионы получают право устанавливать правила и критерии, как эти районы создавать".

Политолог Анатолий Гагарин провел параллель новой реформы с советской системой, передает "Накануне.ru": "Советская система советов, когда человек проходил за свою карьеру путь от районного депутата, хорошо разбирающегося в проблемах населения, до всесоюзного депутата - пример настоящей народной демократии. К сожалению, с течением времени, эта система обросла бюрократией, задушившей основы "социалистической демократии".

Добавим, что с реформой МСУ не совсем согласны даже в правительстве, сообщает "Коммерсант Online". Как выяснилось на прошедших в Госдуме парламентских слушаниях, Минфин еще в начале апреля направил в Госдуму свои предложения: снизить расходы местных бюджетов, в первую очередь за счет отмены института сити-менеджеров и "введения обязательного совмещения должности мэра и главы администрации". Кроме того, Минфин предлагает завершить разграничение полномочий между уровнями власти, провести анализ перечня полномочий, которые регионы вправе делегировать муниципалитетам, и "установить мораторий до 2018 года на передачу регионами "полномочий и доходных источников".

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.022742033004761