Вестник гражданского общества

14.02.2014

Госдума приняла закон о возвращении в парламент смешанной системы выборов

Госдума приняла сегодня в третьем окончательном чтении закон о введении смешанной мажоритарно-пропорциональной системы избрания нижней палаты парламента, сообщает РИА "Новости". При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовало 355 депутатов, против - 91 депутат, воздержавшихся не было. 

В первом чтении внесенный президентом законопроект был принят 16 апреля 2013 года. 

Основные положения документа, после одобрения Совета Федерации и подписания главой государства, вступят сразу после его официального опубликования.

Принятый закон определяет, что пропорциональная система, при которой в выборах участвуют только партии, изменяется на смешанную мажоритарно-пропорциональную систему, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, а половина — по одномандатным округам. В случае регистрации более 20 партсписков и более 30 кандидатов по одномандатному округу бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры. 

Закон закрепляет проходной барьер политпартий в Госдуму на уровне 5%, но сохраняет действующий запрет на избирательные блоки. В качестве альтернативы им прописывается возможность включать в список беспартийных кандидатов, но не более 50% от общего состава. Сам список должен состоять из не более 400, но не менее 200 членов. В общефедеральную часть включается не более 10 кандидатов, региональная часть должна охватывать всю территорию РФ и включать не менее 35 групп.

В одномандатных округах кандидатами могут быть как самовыдвиженцы, так и представители политпартий. Схема округов, согласно новому закону, формируется на десять лет. Первая "нарезка" должна быть подготовлена Центральной избирательной комиссией РФ не позднее 5 сентября 2015 года.

Отметим, что законом вводятся критерии допуска партий до федеральных парламентских выборов. Эти поправки предложили депутаты в рамках ужесточения допуска для "партий-спойлеров". Необходимым условием названо "наличие поддержки выдвижения избирателями", которая "измеряется" двумя способами: результатами последних выборов в Госдуму или количеством собранных подписей.

Без подписных листов партия будет допускаться до включения в бюллетени, если ее федеральный список на прошлых выборах в Госдуму получил не менее 3% голосов избирателей или если ее депутаты есть в составе хотя бы одного регионального парламента. Партиям, которые не будут соответствовать этим требованиям, необходимо собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тысяч подписей. Порядок проверки подписных листов останется тем же.

Партия, которая уже собрала подписи и зарегистрировала свой список на выборах в Госдуму, может выдвигать своих одномандатников также без подписных листов. Но самовыдвиженцам в одномандатных округах придется собирать подписи в свою поддержку в количестве не менее 3% от числа зарегистрированных по округу избирателей, а если там менее 100 тысяч избирателей - не менее трех тысяч подписей.

По данным экспертов, без сбора подписей в новых выборах в Госдуму на сегодняшний день смогут участвовать 12 партий: нынешние парламентские партии ("Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР), а также "Яблоко", "Патриоты России", "Родина", РПР-ПАРНАС, "Правое дело", "Гражданская платформа", "Российская партия пенсионеров за справедливость" и "Коммунисты России".

Определяется, что наблюдатели и представители СМИ вправе осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку. Представители СМИ вправе требовать заверенные копии протокола и приложенных к нему документов. Также на участках можно будет устанавливать веб-камеры. 

Ограничено пассивное избирательное права для судимых. Осужденные за тяжкие преступления будут лишатся его на 10 лет, за особо тяжкие - на 15 лет после снятия судимости. В случае декриминализации статьи ограничение снимается.

В декабре омбудсмен Владимир Лукин заявил, что такое ограничение противоречит ключевым положениям, изложенным Конституционным судом. По его мнению, это формально детализирует признанную неконституционной норму закона в части ограничения срока запрета быть избранным. Омбудсмен направил председателю Госдумы свое заключение и попросил довести его до сведения депутатов. "Уполномоченный надеется на то, что законодатель при рассмотрении законопроекта во втором чтении внесет необходимые коррективы для более полного обеспечения реализации конституционного права граждан быть избранными", - говорилось в заявлении Лукина.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.013334035873413