Вестник гражданского общества

30.12.2013

Путин подписал закон об уголовном наказании за призывы к сепаратизму

 

Владимир Путин подписал закон о наказаниях за публичные призывы к сепаратизму, сообщают Грани.ру. Соответствующий документ опубликован в "Российской газете" в понедельник. Закон дополняет Уголовный кодекс новой статьей, предусматривающей ответственность за "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ".

Максимальное наказание по добавленной в УК статье 280.1 - пять лет лишения свободы.

Призывы к отделению территорий будут наказываться штрафом в размере до 300 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 300 часов или лишением свободы на срок до трех лет. Если эти призывы прозвучали в СМИ или интернете, срок наказания составит до пяти лет лишения свободы либо до 480 часов обязательных работ.

Статья УК "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации" начнет действовать с 9 мая 2014 года. Дела по новой статье отнесены к подследственности СКР.

Законопроект 9 декабря внесла в Госдуму группа коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым. 17 декабря законопроект прошел первое чтение, а через три дня был принят сразу во втором и третьем чтениях.

С инициативой уголовного преследования за призывы к расчленению России Зюганов выступил 19 октября. "Мы - наши депутаты - должны внести предложение: что даже словесные призывы к разделению единой и неделимой России будут караться тюремным заключением", - заявил он на пленуме ЦК партии. Зюганов не пояснил, с чем связана его инициатива. В то же время он выразил уверенность, что граждане страны идею поддержат.

В начале ноября единоросы Антон Романов, Евгений Федоров и справоросс Михаил Емельянов внесли в Госдуму другой законопроект, который за эти же действия вводит намного более жесткие наказания. Так, предлагаемые статьи 282.3 (пропаганда сепаратизма) и 282.4 (планирование, подготовка, призыв к подрыву или посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Российской Федерации) предусматривают до 20 лет колонии. Существенно ужесточается также статьи 280 (публичные призывы к экстремизму) и 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). О дальнейшей судьбе этого законопроекта не сообщалось.

РАПСИ приводит комментарии юристов к новому закону

Адвокат Сталина Гуревич: "С точки зрения Конституции и международных норм уголовная ответственность за любые призывы и пропаганду, кроме фашизма, никак не согласуются со свободой слова. У нас запрещена только пропаганда фашизма, и это понятно и правильно. Под это дело теперь можно будет косить много ненужных людей. Те люди, которые отвечают за целостность страны, не должны некорректно публично высказываться. Но это недопустимо только с точки зрения личной морали".

Правовой аналитик межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" Рамиль Ахметгалиев: "Если кто-то создает вооруженные формирования для того, чтобы претворить в жизнь свои сепаратистские идеи, — такие действия караются уже действующим законом, ничего нового в Уголовный кодекс вносить не нужно. То есть с точки зрения безопасности государства необходимости в этих статьях нет. Преследование по таким статьям может перерасти в борьбу с национальными активистами, учеными, журналистами — фактически депутаты предлагают наказывать за иное мнение".

Адвокат Алексей Касаткин: "Уважаемые депутаты Государственной Думы забывают о положениях статьи 5 Конституции РФ, согласно которым за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение".

Адвокат Дмитрий Аграновский: "Этот законопроект я всячески приветствую, считаю его очень целесообразным. Жаль, что такого закона у нас не было в 1991 году, тогда можно было бы предотвратить разрушение СССР. Другой вопрос, как эти статьи будут применяться, не будет ли право использовано против нас, не станут ли они оружием в борьбе с оппозицией".

Член президентского Совета по правам человека, тележурналист Николай Сванидзе: "Если этот закон, на мой взгляд, очень странный и очень нецелесообразный, если его принимать, то там должно быть очень четко, просто на пальцах объяснено, что есть пропаганда сепаратизма и что ей не является. Чтобы не оставлять простора для произвола при применении этих статей, если они будут приняты. Это очень важно. Но вообще, на мой взгляд, угроза не в пропаганде сепаратизма, высказываемой вслух, а в сепаратистских настроениях. Будут они публично высказываться или нет, но их угроза может быть очень велика, если разным регионам не будет выгодно оставаться в составе одной страны, от чего развалился Советский союз".

Глава правозащитного центра "Мемориал", эксперт по Северному Кавказу Александр Черкасов: "Если где-то есть сепаратисты, экстремисты, изгонять их из сферы обсуждения достаточно опасно, потому что тогда вы их изгоняете действительно в сферу действия. Запрещая обсуждение каких-либо, пусть неприятных для нас тем, в легальном пространстве, мы выталкиваем соответствующие силы в подполье. До тех пор пока люди говорят, они, может быть, еще не перешли к действию. У нас же высказывание становится предметом уголовного преследования отчасти из-за лени правоохранительных органов. На самом деле гораздо легче найти неправильную запись в блоге, чем искать людей, совершивших насильственные преступления. Сейчас в России нет последовательных сепаратистских движений. Чеченские сепаратисты трансформировались в радикальную исламистскую структуру, которая, вообще-то существует вне политического пространства. Она посягает на территорию России, но это не те сепаратисты, которые были 15-20 лет назад".

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов: "На мой взгляд, совершенно излишняя статья, потому что сегодня любая сепаратистская деятельность подпадает под действие других статей Уголовного кодекса. Таким образом мы просто увеличиваем число статей, но это увеличение никак не повлияет на защиту такой действительно важной ценности, как территориальная целостность государства".

Замсекретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб: "Не исключено, что определенные силы, группы людей, граждане, организации могут поставить цель — дестабилизацию обстановки в России, в таком случае административная ответственность не спасет ситуацию и должна быть уголовная ответственность, как крайняя мера".

Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников: "Сепаратизм — это разновидность экстремизма, и у нас есть соответствующее законодательство, и закон о противодействии экстремизму, и создание экстремистского сообщества — статья в Уголовном кодексе".

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.027677059173584