Вестник гражданского общества

03.12.2013

Процесс по "болотному делу" перешел к допросам свидетей защиты

Подсудимые по делу о событиях на Болотной площади в Никулинском суде Москвы

На процессе Замоскворецкого суда по уголовному делу о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года слово для предоставления доказательств получила сторона защиты.
Выделенное в отдельное производство "болотное дело" в отношении 12 обвиняемых в применении насилия по отношению к полицейским рассматривается в здании Никулинского районного суда.

Первыми – 2 декабря - были допрошены Алексей Навальный, Сергей Давидис и Александр Подрабинек.

Оппозиционный политик Алексей Навальный в суде заявил, что никаких призывов к беспорядкам на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года не было, давку спровоцировали силовики, а все фигуранты "болотного дела" - случайные люди, которых полицейские выхватили из толпы.
"Полиция сделала шаг вперед, и люди в колонне оказались сдавлены. Давку спровоцировала полиция. Оцепление разорвалось, оно не могло не разорваться, потому что там стояли 20-летние парни. Люди стали более-менее свободно передвигаться. Я шел к сцене и обнаружил еще одно оцепление внутренних войск. На подходе к сцене я был задержан", - цитирует РАПСИ экс-кандидата в мэры Москвы.

Навальный также утверждает, что оцепление было выстроено не в соответствии с той схемой, которая была запланирована и с которой все были ознакомлены. "Невозможно было развернуться назад или повернуть в сторону", - отметил свидетель. По его словам, он не видел, чтобы люди на площади применяли силу в отношении правоохранителей.

Также Навальный сообщил суду, что стражи порядка изменили и маршрут шествия оппозиции, ранее согласованный с московской мэрией, передает ИТАР-ТАСС. "Мы четко представляли то мероприятие, которое мы запланировали. Все понимали, куда и зачем идем, сценарий всем был достаточно известен. Мы шли и увидели, что схема движения принципиально изменена, она отличалась от схемы, которая была согласована с мэрией", - рассказал Навальный, который был одним из участников оргкомитета протестной акции и в тот день шел во главе колонны в сторону Болотной.

При этом Навальный заявил суду: "Все те, кто сейчас обвиняются по этому делу, - это случайным образом задержанные люди. Полиция выхватывала из колонны тех, кто стоял в первых рядах". Также он отметил, что в ходе акции на Болотной не видел у полицейских жетонов, и никто из них не представлялся в процессе задержания людей. "Словесные требования не предъявлялись, было только вроде: "Вот этого взять", - сообщил свидетель.

Другим свидетелем защиты, выступившим на процессе в понедельник, был оппозиционер Сергей Давидис, юрист правозащитного центра "Мемориал", который был заявителем шествия и митинга 6 мая 2012 года. "Ни одного факта насилия людей в отношении правоохранительных органов я не видел. Видел мать, которая цеплялась за сына, которого хотели увезти, видел, как тащили людей по земле. Насилие со стороны полиции повсюду видел", - цитирует его РАПСИ.

Третьим допрошенным был правозащитник и журналист Александр Подрабинек. Главной особенностью митинга 6 мая он назвал полицейское насилие. Полиция выглядела неадекватно, заметил правозащитник. Он заявил, что дорога на Болотную площадь была сужена до непроходимых для колонны размеров. Полицейские врывались в толпу и выдергивали оттуда случайных людей. Так продолжалось полтора часа, причем первые 30 минут демонстранты даже не пытались защищаться от правоохранителей.

"Я видел пострадавших от полиции. Все ее действия мешали митингу, - рассказал Подрабинек. - Видел женщину, лежащую на асфальте в крови и без сознания". Правозащитник подтвердил, что некоторые участники митинга кидали в полицейских пластиковые бутылки. Но фаеры летели, наоборот, от полиции к демонстрантам, добавил он.

Во вторник допрос свидетелей защиты продолжился.

Один из организаторов акции протеста в Москве 6 мая 2012 года, член движения "Солидарность" Илья Яшин 3 декабря на допросе в суде по "болотному делу" заявил, что схема движения митингующих на Болотной площади была нарушена.

Как сообщает РАПСИ, на допросе в качестве свидетеля Яшин сказал: "Сотрудниками полиции и служащими внутренних войск была нарушена согласованная заявка, и людей не пускали на территорию сквера на Болотной. Это спровоцировало давку, и после переговоров на месте полиция не только не сдвинула оцепление, но еще и сделала шаг вперед, что усугубило давку. После этого начались задержания и избиение мирных демонстрантов".

Как передает корреспондент "Эха Москвы" Дарья Пещикова, которая ведет в Twitter онлайн-трансляцию с заседания, Яшин утверждает, что не видел проявлений насилия в отношении полицейских со стороны митингующих, однако может рассказать об избиении участников акции сотрудниками правоохранительных органов.

Яшин предположил, что кровь на собравшихся на площади людях была для полицейских не поводом для оказания медпомощи, а сигналом для задержания, а также припомнил, что ему так и не вернули многие вещи, изъятые в ходе обыска по "болотному делу".

После того, как Яшин дал показания, он вышел из зала без разрешения судьи Наталии Никишиной. По правилам, свидетель должен оставаться в зале, чтобы исключить его общение с еще не допрошенными участниками процесса. Никишина заявила, что теперь показания свидетелей защиты будут поставлены под сомнение. Когда Яшин попытался вернуться в зал, судья его не пустила.

Следующим дал показания Виктор Захаров. 6 мая 2012 года он помогал в организации митинга и имел на груди бейдж службы безопасности митинга. По словам Захарова, с утра наблюдалось недружественное отношение полиции к организаторами и субподрядчикам митинга. Не пропускали машины с оборудованием и материалами. Ящики пришлось носить вручную почти полкилометра.

Когда на сцене отключили электричество, Захаров пошел в сторону кинотеатра "Ударник". Он попытался покинуть территорию митинга, но его не пустили, несмотря на бейдж. В это время цепь полицейских двинулась вперед, начались задержания и избиения участников акции. По словам Захарова, от полиции он не слышал ничего, кроме матерных слов. Никаких претензий или требований полицейские не предъявляли.

Захарова несколько раз ударили, разбив очки. Затем он получил сильный удар дубинкой по голове. К автомобилю скорой помощи ему помогли добраться Яшин и депутат Госдумы Илья Пономарев. Захаров был госпитализирован. В возбуждении дела о его избиении Захарову было отказано. В ответе говорилось, что он отказался явиться на опознание. Однако с ним никто не связывался и следственных действий не производил, отметил Захаров.

Судья Никишина отказалась приобщить к делу справку о полученных Захаровым травмах. Она сослалась на то, что на документе неразборчивые подписи.

Также Никитина по формальным основаниям отклонила ходатайство о допросе Надира Фатхетдинова. В ходатайстве он был назван Фатовым.

Далее был допрошен Александр Шаров. На Болотной он находился в качестве внештатного корреспондента газеты "Мой район". Шаров также рассказал о неспровоцированных избиениях демонстрантов полицией. Он также отметил, что покинуть место проведения митинга полиция не давала.

Кроме того, Шаров рассказал о группе из двух десятков молодых людей, "не похожих на остальных". По его словам, именно они устраивали драки с сотрудниками полиции и бросали в них различные предметы. Основная же масса людей просто стояла, максимум - кричала лозунги и защищалась от нападений, отметил Шаров.

До сих пор на протяжении пяти месяцев, прошедших с начала процесса, свои доказательства представляла сторона обвинения, которая доказывала, что на Болотной площади произошли массовые беспорядки, а подсудимые избивали полицейских. По данным следствия, от действий фигурантов "болотного дела" пострадали 82 полицейских. Кроме того, городу и полиции был нанесен ущерб в размере более 29 млн рублей, доказывало обвинение.

Суд выслушал показания стражей порядка, ставших участниками событий на Болотной, однако многие из них так и не смогли ответить на вопросы защиты о том, что происходило 6 мая на площади.

При этом один из ключевых свидетелей - начальник центра специального назначения (ЦСН) ГУ МВД по Москве Дмитрий Дейниченко, занимавший в мае 2012 года должность главы управления по обеспечению общественной безопасности, заявил, что погромов и поджогов на митинге не было, а организаторы акции знали о том, что сквер на Болотной площади будет закрыт. Именно Дейниченко 6 мая прошлого года подписал рапорт по итогам "Марша миллионов", в котором констатировал, что "задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности выполнены в полном объеме, чрезвычайных происшествий не допущено".

На суде Дейниченко также рассказал, что видел собственными глазами, как протестующие избивали правоохранителей, пытались сорвать каски и жилеты, бросали в них бутылки с зажигательной смесью и куски асфальта.

Напомним, согласованные с властями шествие по Якиманке и митинг на Болотной площади в мае 2012 года начались с давки у рамок металлоискателей и завершились жесткими столкновениями с полицией. Пострадали десятки человек, более 400 демонстрантов были задержаны.

Участие в массовых беспорядках по ч.2 ст.212 УК РФ и применение насилия к представителю власти по ч.1 ст.318 УК РФ инкриминируют Андрею Барабанову, Степану Зимину, Александре Духаниной, Алексею Полиховичу, Ярославу Белоусову, Артему Савелову, Сергею Кривову и Денису Луцкевичу. Активист движения "Левый фронт" Владимир Акименков, представитель комитета "За гражданские права" Николай Кавказский и внештатный корреспондент газеты "Вятский наблюдатель" Леонид Ковязин обвиняются только по ч.2 ст.212 УК РФ. Марии Бароновой предъявлено обвинение в активном неподчинении законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам по ч.3 ст.212 УК РФ.

Защита фигурантов резонансного дела надеется доказать, что признаков массовых беспорядков на Болотной площади, которые инкриминируют подсудимым, в действительности не было, пишет газета "Коммерсант". По сведениям издания, обвиняемых по статье о насилии к полицейским будут защищать в зависимости от того, что инкриминируют каждому человеку.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.012974977493286