Вестник гражданского общества

06.08.2013

В Пскове убит священник Павел Адельгейм, известный своей резкой критикой РПЦ МП

Павел Адельгейм

В Пскове в понедельник, 5 августа, был убит известный православный священник Павел Адельгейм.

Вечером 5 августа в личном блоге священника в Живом журнале появилась запись одного из его последователей: «Сегодня около 19 часов отец Павел убит у себя дома, ломом в сердце... Вечная память!»

Главный редактор газеты "Псковская губерния" Лев Шлосберг в своем блоге сообщил, что священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший к Адельгейму по рекомендации некоей женщины и три дня проживший у него в доме. Как пишет Шлосберг, гость, страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот. После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом. Сейчас он госпитализирован, ему делают операцию.

Между тем Псковская лента новостей со ссылкой на неофициальную информацию передает, что убийца пытался покончить с собой при задержании. Также, по словам очевидцев, он кричал, что убить священника ему велел Сатана.

Портал Credo.Ru с ссылкой на родных покойного пишет, что убийца не жил в доме священника. По данным издания, он посетил Адельгейма два дня назад, после чего уехал, а в понедельник внезапно вернулся и совершил убийство.

На сайте Свято-Филаретовского института, преподавателем и членом Попечительского совета которого был Павел Адельгейм, сообщается:

«5 августа в собственном доме был убит протоиерей Павел Адельгейм, исповедник веры, один из лучших, самых совестливых и правдивых служителей Русской православной церкви. На отца Павла напал с ножом человек, который после этого нанес несколько ножевых ранений и самому себе.

Всю свою жизнь отец Павел посвятил Богу и Его Церкви, мужественно отстаивал правду и был непримиримым ко злу. В 1970 году он был осужден на три года лагерей по обвинению "за клевету на советский строй", а по существу - за строительство православного храма в Фергане в те годы, когда храмы разрешалось только закрывать. В 1971 году, находясь в заключении, в результате покушения потерял ногу. В 2003 году отец Павел чудом остался жив после очередного покушения: экспертиза показала, что в его машине были намеренно повреждены тормоза.

В последние годы отец Павел выступал с резкой критикой Положения о церковном суде, нового устава прихода и других нововведений, умаляющих начала соборности в церкви. В то же время отец Павел подвергался постоянной травле со стороны правящего архиерея. В жизни таких людей, как отец Павел, не бывает случайностей, и его смерть тоже стала противостоянием тотальному злу, которое всегда было так нетерпимо к нему».

Павел Адельгейм родился в 1938 году в Ростове-на-Дону. 1 августа ему исполнилось 75 лет. Он происходил из семьи русских немцев. Его дед был расстрелян в Киеве в 1938 году, отец - в 1942 г. После ареста матери в 1946 г. жил в детдоме. Когда мать освободилась, жил вместе с ней на поселении в Казахстане. В 1954 году стал послушником Киево-Печерской лавры. Учился в Киевской духовной семинарии, откуда был исключен в 1959-м игуменом Филаретом, нынешним патриархом Киевским, по политическим мотивам.

В 1964-м окончил Московскую духовную академию, служил священником в узбекском городе Каган. В 1969 году был арестован за распространение религиозного самиздата, в 1970-м осужден к трем годам колонии за "клевету на советский строй". В 1971 году во время волнений в колонии потерял правую ногу. После освобождения продолжил служить священником. С 1976-го был клириком Псковской епархии.

Служил в псковском храме святых Жен-мироносиц (до 2008 года - настоятелем) и церкви апостола Матфея в пригородной деревне Писковичи. При церкви в Писковичах в 1993-м открыл приют для сирот-инвалидов. Был отстранен от настоятельства в псковском храме в результате 20-летнего конфликта с митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием.

В 2012 году Адельгейм судился с приходским собранием этого храма вместе с еще 13 его бывшими членами. Все они были исключены из собрания без объяснения причин.

Адельгейм - автор ряда богословских трудов. Самый известный из них - "Догмат о церкви в канонах и практике" (2002).

Кроме того, протоиерей выступал с публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни. Так, в мае 2008 года он раскритиковал проект Положения о церковном суде РПЦ, указав на противоречие ряда норм этого документа принципам как российского законодательства, так и церковного права. Тем не менее в июне того же года положение было принято Архиерейским собором РПЦ.

Священник неоднократно выступал с публичной критикой деятельности РПЦ, в частности, закона о защите чувств верующих. «Когда церковный главк определит, какие чувства надо защищать, на верующих начнутся гонения за "неправильные" чувства. Гонения будут хуже прежних. Расправу над верующими назовут защитой религиозных чувств. Грядёт инквизиция. Жаловаться будет некому, как всегда», - писал священник в своем блоге в Живом журнале.

Во время процесса над Pussy Riot он публично выступал против обвинительного приговора. Из выступления на телеканале «Дождь»:

«Реакция (на панк-молебен в ХХС. - Ред.) была естественной и возникла не на пустом месте. Она выразила общественную оценку симфонии, повторившей историческое заблуждение, приведшее к катастрофе 1917 года. Молебен заявил протест против смычки несовместимых начал: государственного механизма с церковным организмом, свободы с насилием, любви с корыстью... Ответ спровоцирован государством, презревшим общественное мнение, и РПЦ, отвергнувшей народ Божий.

...Если правоохранительные органы нарушают права и свободы граждан, жаловаться некому. Легитимные средства защиты не работают. Государство толкает граждан на «несимметричный ответ», а потом расправляется с ними "по закону".

...Как РФ поступает вопреки декларациям собственной Конституции, так РПЦ поступает вопреки канонам и традициям. Попран догмат о соборной Церкви. Упразднены Поместные соборы, приходы превращены в торговые точки, народ Божий отлучен от церковной жизни. РПЦ пренебрегает легитимными протестами, на вопросы паствы не отвечает, изгоняет несогласных. Либо лопай что дают, либо уходи. РПЦ опирается не на Евангелие и догматы, не на каноны и собственные установления. РПЦ опирается на правовые и силовые структуры РФ, давя несогласных, не считаясь с церковным правом. Под именем «церковного суда» создана неканоническая организация для расправы с неугодными епископу клириками и приходами. Жаловаться некому.

Нравственную оценку акции в ХХС следует начинать с провокационных причин, породивших её, а не делать вид, что акция совершена на пустом месте из хулиганских побуждений: "вот плохие женщины ни с того ни с сего пошли плясать в храм".

Это лицемерное объяснение исключает собственную вину власть имущих. Из каких бы побуждений женщины ни совершили акцию, их поступок ответил на многолетнее поругание церковных канонов Священным начальством. Женщины не объяснят, какие устои Церкви нарушены, но они обнажили неправду РПЦ и ее противоестественные связи с РФ.

Это объясняет невероятный успех акции. Реакция госструктур, РПЦ и общества показала, что выпущенная стрела попала в болевую точку и вызвала мощный резонанс, которого женщины заранее не могли предположить, и указывает на провиденциальный смысл акции».


В последней записи в блоге от 3 августа 2013 г. Павел Адельгейм написал:
«Есть немногие из людей, кто состоялся как человек. Они осуществили ¬свою жизнь по замыслу Божию. Эти люди не искали ни благополучия, ни бурь. Они искали воли Божией, чтобы по ней жить».

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.012042999267578