Вестник гражданского общества

02.08.2013

Фигуранту "болотного дела" Кавказскому заменили содержание под стражей на домашний арест

Николай Кавказский. Фото: Станислав Красильников/ ИТАР-ТАСС/

Президиум Мосгорсуда перевел подсудимого по "делу двенадцати" Николая Кавказского из СИЗО под домашний арест. Об этом сообщает РАПСИ со ссылкой на Вадима Клювганта, адвоката активиста. Таким образом, суд удовлетворил надзорную жалобу на выбор меры пресечения Кавказскому.

Надзорное производство было начато по решению Верховного суда, куда обратились представители аппарата уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Лукин обжаловал также арест Кавказского, но эту жалобу суд ранее отклонил.

Кавказскому 26 лет. Он известный оппозиционный активист и правозащитник, юрист Комитета за гражданские права. Исповедует пацифистские взгляды. Был задержан 25 июля 2012 года и на другой день арестован. Таким образом, он больше года пробыл в заключении. 

Его знакомые рассказывают, что Кавказский принимал участие в митинге на Болотной 6 мая 2012 года, но сам в противостоянии с ОМОНом не участвовал, уговаривал остальных этого не делать: "Мы шли вместе в колонне, он выкрикивал лозунги, вот и все".

Между тем, активист обвиняется по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках). Ему грозит до восьми лет колонии. Следствие утверждает, будто он "наносил удары руками и ногами сотрудникам ОМОН". Между тем статья 318 (применение насилия в отношении представителя власти) Кавказскому не вменена.

Кавказский содержался в СИЗО-2 "Бутырка". Он страдает болезнями печени, сердца и почек и к весне 2013-го, после семи месяцев заключения, поправился на 20 килограмм, поскольку не имел возможности соблюдать диету и заниматься в спортзале.

Родственники политзека много месяцев настаивали на его медицинском обследовании. Лишь в апреле им удалось добиться госпитализации Кавказского в больницу СИЗО-1 "Матросская Тишина". Там он провел больше месяца. Медики выявили у активиста ожирение III степени на почве гепатоза. Однако официальный эпикриз матери Кавказского в СИЗО выдать отказались, сославшись на отсутствие доверенности, подписанной политзеком. Адвокат активиста Дмитрий Айвазян в этой связи обвинил тюремщиков в злоупотреблении полномочиями.

Перевод Кавказского под домашний арест - первый случай смягчения меры пресечения обвиняемому по "Болотному делу". Ранее из СИЗО были освобождены четыре фигуранта, которые вообще отсутствовали на Болотной и оказались в заключении из-за некомпетентности следователей, а также Константин Лебедев, пошедший на предательство и оговоривший других обвиняемых. При этом все они вышли из заключения по ходатайству СКР. Исключением был только Александр Каменский, которому следствие так и не смогло предъявить обвинение, - в соответствии с законом он вышел на свободу в статусе подозреваемого после 10 дней в СИЗО.

До сих пор суды удовлетворяли все ходатайства следствия о продлении "болотным узникам" сроков содержания под стражей и отклоняли апелляции защиты на такие решения. Так, в четверг был продлен арест Ильи Гущина. Случай Кавказского стал первым исключением из этого правила.

Одним из аргументов защиты в пользу освобождения Кавказского из-под стражи стало слабое здоровье политзека. Между тем активист Левого фронта Владимир Акименков, почти полностью ослепший за год с лишним заключения, по-прежнему остается в СИЗО, несмотря на аналогичные аргументы, приводимые защитой. 

На вопрос о том, станет ли такое решение прецедентным и будут ли другие адвокаты действовать аналогичным образом, адвокат Вадим Клювгант сообщил «Новой газете»: «Вы думаете, другие адвокаты не подавали жалобы на арест и на продление? Все отклонены. По Коле ее подавал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, такой разгромной жалобы я в своей практике еще не видел».

Надзорное производство было возбуждено Верховным судом, куда обратился Лукин. Он просил отменить арест как «незаконный и необоснованный». Согласно жалобе, судом не исследованы доказательства, подтверждающие намерение обвиняемого препятствовать производству по уголовному делу. Сторона обвинения в качестве обоснования ареста Николая предоставляла копии протоколов допроса свидетеля и фотоматериалы. Содержат ли они, помимо свидетельства обоснованности обвинений, сведения о его намерении скрыться от следствия и суда или иным образом препятствовать производству, судом не исследовалось. А согласно Конвенции о защите прав и основных свобод, при рассмотрении вопросов о заключении под стражу суд должен в первую очередь рассматривать риски неявки на рассмотрение дела, воспрепятствования отправлению правосудия или совершения новых правонарушений. При заключении под стражу суд учел лишь тяжесть вменяемого преступления.

Также делался упор на то, что Кавказский не судим, не скрывался с момента возбуждения уголовного дела и имеет заболевания, которые могу прогрессировать в условиях содержания в изоляторе.

Самого Кавказского в зале суда не было. Его должны будут отпустить из-под стражи, когда постановление передадут в СИЗО «Бутырка». Точные сроки не известны, сейчас в изолятор поехали адвокаты Николая и его мать. «Полагаю, что на заседание во вторник он уже придет из дома. Может, я слишком хорошо о них думаю», - поделился Клювгант.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.019049882888794