Вестник гражданского общества

01.08.2013

В Рунете началась забастовка против «антипиратского» закона

Более полутора тысяч русскоязычных сайтов участвуют в онлайн-забастовке против "антипиратского" закона, которая проводится в четверг. Закон №187 вступил в силу 1 августа. Как сообщает РИА "Новости", акция протеста организована Пиратской партией России. По словам ее лидера Павла Рассудова, более 1600 сайтов в этот день выключат серверы или поставят черную заглушку со ссылкой на петицию против закона. Среди них крупнейший русскоязычный музыкальный сайт Zaycev.net и торрент-ресурсы.

"Еще мы призываем несогласных с законом участвовать в бойкоте против медиакорпораций, провести „Черный август“ — месяц не покупать никаких фильмов и не ходить в кинотеатры", - сказал Рассудов.

Против "антипиратского" законопроекта выступили крупнейшие российские интернет-кампании. Петицию, размещенную на сайте Российской общественной инициативы, подписали более 50 тысяч человек. Если петиция наберет 100 тысяч подписей, она должна быть рассмотрена Госдумой. Осенью депутаты планируют доработать закон. Его применение будет отслеживаться на сайта RuTakedown, который начинает работу 1 августа. На нем будет публиковаться список заблокированных сайтов и информация о судебных делах. Сайт запущен Российской ассоциацией электронных коммуникаций, которая выступила резко против закона №187.

Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав и информационно-телекоммуникационных сетях" был подписан Владимиром Путиным 3 июля. Он позволяет Роскомнадзору блокировать сайты по IP-адресам за нелегально размещенные фильмы и ссылки на них. С 1 августа открыт специальный сайт для приема жалоб правообладателей. Арбитром по таким делам станет Мосгорсуд. До рассмотрения иска правообладателя по существу владельцы сайтов и хостинг-провайдеры обязаны будут в течение трех рабочих дней убрать спорный контент или ограничить доступ к нему.

28 июля в Москве, Петербурге и еще более десятка городов России прошли уличные акции протеста против "антипиратского" закона. 

Закон был принят в рекордные сроки. Глава дирекции кино Первого канала Анатолий Максимов рассказал о тревогах правообладателей на встрече с президентом Путиным в мае, и вот уже закон заработал. В своей речи продюсер привел в пример потери, которые понесли создатели фильма «Легенда №17».

Закон, подобный российскому, действует и в других странах, но без блокировки сайтов по IP. Кое-где антипиратское законодательство повалилось с треском; например, во Франции меньше месяца назад пришлось отменить закон HADOPI, который работал четыре года.  

Эксперты утверждают, что принятый закон нарушает принцип презумпции невиновности.

На этом фоне сегодня стало известно, что президент Путин подписал документ, определяющий политику России в сфере обеспечения международной информационной безопасности. В документе выделены четыре основные угрозы для России. Первая – это использование интернета в качестве информационного оружия, вторая – в террористических целях, третья – киберпреступления, включая неправомерный доступ к компьютерной информации. Эта триада является общепризнанной, она зафиксирована в документах ООН. Четвертая же угроза, обозначенная в документе, это российский подход. Речь идет об использовании интернет-технологий для «вмешательства во внутренние дела государства», «нарушения общественного порядка», «разжигания вражды» и «пропаганды идей, подстрекающих к насилию. 

Первый с момента вступления в силу антипиратского закона иск против интернет-компании уже подан в Москве. Ответчиком по иску, поданному дистрибьюторской компанией «Кино без границ», стала социальная сеть «Вконтакте». Поводом для обращения в суд стали пять фильмов 2009-2012 годов выпуска, размещенных пользователями «Вконтакте» в открытом доступе, сообщает РИА Новости.

Претензии у «Кино без границ» возникли к фильмам «Полный беспредел» Такеши Китано (2012), «В первый раз» Джона Кэздана (2012), «Стыд» Стива Маккуина (2011), «Опасный метод» Дэвида Кроненберга (2011) и «Океаны» Жака Перрена и Жака Клюзо (2009). Согласно закону о защите интеллектуальных прав в интернете, после принятия соответствующего решения судом ответчик будет обязан заблокировать признанный контрафактным контент.

Открытое обращение интернет-индустрии в отношении законопроекта №292521-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно телекоммуникационных сетях»

Российская Федерация активно вовлечена в процессы развития Интернета и информационного общества, в связи с чем неизбежно возникает вопрос о будущем авторского права и технологий доступа к цифровой информации. Попытки разрешения данного вопроса предпринимаются давно, а активный диалог российской интернет-индустрии и правообладателей был начат ещё в 2009 году, ознаменовавшись инициативой реформирования Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Сегодня российская интернет-индустрия занимает лидирующие позиции на международной арене: интернет и связанные эко-системы составляют 4,62% ВВП России, с текущим приростом до 30% в год по ключевым показателям, 4 место в Европе по объему инвестиций, первое место в Европе по количеству пользователей Интернета и самый быстрорастущий рекламный рынок в мире.

В настоящее время Государственная Дума РФ приняла законопроект №292521-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно телекоммуникационных сетях». Законопроект предполагает внесение изменений в статьи 1253.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации.

Признавая существование проблем, связанных с защитой авторских прав в Интернете, мы выражаем серьёзные опасения в связи с рисками, которые несёт в себе данный законопроект.

Законопроектом закладываются широкие возможности для злоупотреблений и недобросовестной конкурентной борьбы. Согласно международному опыту стран, в которых существуют аналогичные механизмы борьбы с нелегальным контентом, почти половина запросов отсылаются конкурентами существующих легальных сервисов. При том, что законопроектом предусмотрены предварительные обеспечительные меры, позволяющие заблокировать интернет-ресурс без его предварительного уведомления на основании лишь предположения о нарушении, такая норма представляет собой значительную угрозу как начинающим легальным сервисам, так и информационным посредникам.

В законопроекте не учитывается возможность легального использования объектов авторского права без разрешения правообладателя, что предусмотрено Гражданским законодательством и международной практикой Это нанесет огромный урон как новым моделям распространения контента, так и учреждениям образовательной и культурной направленности (школы, университеты, музеи, библиотеки). По новым положениям библиотеки и архивы, и без того страдающие от долгого и сложного процесса оцифровки фондов, становятся постоянным объектом для судебных исков.

Законопроект не учитывает возможности, которые открывает Интернет для получения доходов от онлайн-операций с законным контентом, не учитывает уже существующие механизмы взаимодействия информационных посредников и правообладателей, а также тот факт, что ключевым звеном в цепи получения правообладателями доходов в Интернете являются сотрудничающие с правообладателями и предлагающие им различные способы получения доходов сервисы цифровой дистрибуции контента.

Предполагаемая цель борьбы с пиратством при существующем тексте законопроекта не будет достигнута: современные технологии позволяют пиратам при необходимости обходить блокировки. Для легальных же ресурсов, и, в первую очередь, для СМИ, которые не используют в своей деятельности незаконные технические инструменты, данный законопроект представляет собой серьезную угрозу нормальной деятельности.

Интернет-отрасль предложила свои замечания к законопроекту, призванные повысить его эффективность в деле легализации рынка медиаконтента, снизить потенциальные риски для российских дистрибьюторских компаний и информационных посредников, а также сгладить как концептуальные, так и юридико-технические недоработки.

Несмотря на существующие замечания к проекту профильных министерств и ведомств, а также на попытки диалога с отраслью на площадке Государственной Думы, ни одно из предложений интернет-индустрии учтено не было.

Мы считаем что в текущем виде законопроект нанесёт ущерб как самим правообладателям, так и российскому государству и обществу. Полагаем, что отсутствие конструктивного и прозрачного обсуждения, игнорирование внесенных поправок, отсутствие анализа экономических и социальных последствий необъяснимо и неприемлемо.

Считаем необходимым пересмотр предлагаемых законопроектом механизмов с учетом интересов российского медиа и интернет-бизнеса на основе всестороннего анализа экономических и социальных последствий.

Приглашаем всех заинтересованных лиц, компании и ассоциации поддержать или присоединиться к данному обращению.
1.Mail.ru Group
2.Яндекс
3.Объединенная компания "Афиша-Рамблер-СУП"
4.Google Россия
5.RU-CENTER
6.Хостинг-Центр
7.Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета
8.Wikimedia Russia
9.OZON.RU
10.Российская Ассоциация электронных коммуникаций
11.Ассоциация интернет-издателей 

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.014803886413574