Вестник гражданского общества

02.07.2013

Ракета «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС взорвалась после старта

Запуск ракеты «Протон-М». Фото: AFP

Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М", стартовавшая с Байконура, упала на первой минуте старта. Запуск ракеты транслировался в прямом эфире телеканала "Россия 24". Жертв и разрушений на стартовом комплексе нет.

"При пуске ракеты-носителя "Протон-М" возникла аварийная ситуация, ракета-носитель упала и взорвалась на территории космодрома. Создана аварийная комиссия под руководством заместителя руководителя Роскосмоса Александра Лопатина", - сообщил представитель пресс-службы ведомства. Из-за аварии скорее всего будет перенесен запуск российского грузового корабля "Прогресс М-20М", запланированный на 27 июля с космодрома Байконур, сообщил РИА "Новости" источник в ракетно-космической отрасли.

Это был первый старт "Протона" с разгонным блоком этого типа после аварии 5 декабря 2010 года. Тогда ракета-носитель "Протон-М" стартовала с космодрома Байконур. Она выводилась не по заданной траектории, в результате чего доставила разгонный блок ДМ-03 с тремя космическими аппаратами "Глонасс-М" не на низкую околоземную орбиту, как планировалось, а вывела их на суборбитальную траекторию. Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вошел в земную атмосферу. Остатки разгонного блока и спутников упали в акватории Тихого океана в полутора тысячах километров северо-западнее Гонолулу - административного центра штата Гавайи.

Авария произошла из-за неправильно написанной формулы в технической документации, заявил по результатам расследования глава межведомственной комиссии по расследованию причин аварии, гендиректор ЦНИИМАШ Геннадий Райкунов. "Предварительное заключение подписано, основная причина - неправильно написанная формула в документации на заправку кислородом разгонного блока", - сказал он. В результате было залито несколько лишних килограмм, что привело к существенному отклонению от расчетной траектории.

"В ходе расследования были выявлены ошибки в системе менеджмента и качества. Техническая документация не отрабатывалась и контроль за ней не осуществлялся", - добавил Райкунов. Кроме того, по его словам, не была проведена тестовая заправка нового разгонного блока перед стартом. "Они (предприятие-разработчик. - Ред.) рассчитывали на авось", - сказал гендиректор ЦНИИМАШ. Он также отметил, что при расследовании причин аварии были выявлены огрехи в организации работ внутри кооперации, которая осуществляла пуск. "Не было координации и нужного контроля", - добавил он.

В понедельник на сайте Информационно-аналитического центра Роскосмоса сообщалось, что один из спутников навигационной системы ГЛОНАСС временно выведен из системы из-за отсутствия сигнала. Аппарат был выведен на орбиту 25 декабря 2008 года, введен в группировку 20 января 2009 года. В настоящее время всего в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС насчитывается 29 спутников. Из них 23 используются по целевому назначению, один - временно выведен из системы, четыре космических аппарата находятся в орбитальном резерве и один - на этапе летных испытаний.

Российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, аналог американской GPS, была принята в эксплуатацию в 1993 году. ГЛОНАСС предназначена для определения с помощью портативных носимых или встраиваемых спутниковых приборов-навигаторов местоположения и скорости движения морских, воздушных и сухопутных объектов, в том числе и людей, с точностью до одного метра. Для навигации используются цифровые карты, данные которых вводятся в навигаторы. 

Производство ракеты-носителя и трех спутников, а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей, передает "Интерфакс" со ссылкой на данные базы "СПАРК" и информации с сайта госзакупок. Как уточняет "Коммерсант", на сам "Протон" из этой суммы пришлись 2,4 млрд рублей.

Рассчитывать на возмещение ущерба можно согласно страховому договору, заключенному сразу с несколькими российскими компаниями. Совокупный лимит ответственности перед третьими лицами по контракту составляет 6 млрд рублей, из них суммы по 100 млн могут выплатить СОГАЗ, "Ингосстрах", ВСК, "Капитал страхование", "Уралсиб" и компания "РОСЛЕС". Основная страховая нагрузка лежит на "Русском страховом центре", чем лимит ответственности установлен на уровне 5,4 млрд рублей, сообщает "Прайм".

Репутационный ущерб от аварии оценить и возместить, по-видимому, будет значительно сложнее, чем материальный. В непосредственных причинах ЧП разбираются ответственные специалисты, эксперты же советуют искать истоки неудач глубже, чем конструкция конкретной ракеты-носителя и производственный цикл.

"Все-таки есть определенные проблемы в ракетно-космической отрасли, которая нуждается в перестройке, реструктуризации. Поэтому надо все-таки не просто искать технические причины, но, наверное, эти причины более глубокие и лежат в определенных именно недостатках управляемости в отрасли", - заявил радиостанции "Коммерсант FM" академик Российской Академии Космонавтики им. Циолковского Александр Железняков.

С ним согласен член-корреспондент, аналитик Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш. В беседе с корреспондентом радиостанции он отметил, что "Протон" за почти 50 лет своей эксплуатации зарекомендовал себя как надежная ракета. А ГЛОНАСС в отечественной космической программе является наиболее жестко контролируемым направлением, причем контроль исходит от Минобороны.

"Если не сработают эти два условия (надежность "Протона" и контроль государства)... то это действительно говорит о чрезвычайно бедственном положении дел в российской космической программе", - заявил эксперт "Коммерсант FM". 

Премьер-министр России Дмитрий Медведев потребовал сформировать правительственную комиссию для расследования причин падения ракеты-носителя «Протон-М» при старте с космодрома «Байконур» и представить список ответственных за аварию, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу главы правительства.

По словам Медведева, в список ответственных должно войти и руководство «Роскосмоса». Поручение о формировании комиссии по расследованию аварии премьер выдал своему заместителю Дмитрию Рогозину. Также он поручил Рогозину разработать меры по усилению контроля в космической отрасли, чтобы предотвратить аварии, подобные падению «Протона».

Ранее стало известно, что правительственную комиссию в связи с падением российской ракеты решили создать власти Казахстана, на территории которого находится «Байконур». Комиссия займется исследованием воздействия инцидента на экологическую обстановку в регионе. Поводом для создания комиссии стало появление в районе Байконура облака ядовитого вещества гептила, которое входит в состав ракетного топлива. Впоследствии власти Казахстана сочли, что ядовитое облако не дойдет до населенных пунктов, так как вскоре после крушения «Протона-М» начался дождь, и облако стало оседать.

Также комиссию по расследованию причин аварии «Протона-М» создали в «Роскосмосе».

В Казахстане тем временем нарастает ажиотаж вокруг слухов о заражении территории вокруг космодрома испарениями ракетного топлива. Несмотря на заверения местных властей, а также многочисленных экспертов о том, что экологической катастрофы не ожидается - большая часть ядовитого вещества сгорела при взрыве "Протона", а дым от пожара ветром унесло в сторону от населенных пунктов - жители Кызылординской области затаились в ожидании "гептилового апокалипсиса", передают местные СМИ.

Молва несет, что у крестьян уже начал дохнуть скот, а в больницы "пачками" доставляют надышавшихся парами ракетного топлива людей, сообщает местный портал NUR.kz. Немало панических комментариев можно найти в соцсетях. А на YouTube начали появляться видеозаписи пасмурного неба над казахской степью, в котором авторы призывают узреть "гептиловые облака".

Власти, правда, ситуацию оценивают не столь драматично. Так, спустя несколько часов в горде Байконур были отменены повышенные меры безопасности. Утром жителям было рекомендовано по возможности оставаться дома, закрыть окна и не использовать кондиционеры. "Сегодня облако было небольшим, так как большая часть компонентов сгорела еще до падения на землю, а образовавшееся облако быстро рассеялось, - сообщил "Интерфаксу" информированный источник на космодроме. - Когда это выяснилось, ограничения стали снимать, хотя до сих пор в городе еще значительная часть торговых точек не работает". 

Эксперты полагают, что экологическая сторона вопроса даст Казахстану повод вновь попытаться добиться для себя каких-либо преференций при обсуждении будущей эксплуатации космодрома Россией, как это было в начале года. "Я думаю, что речь о том, чтобы убрать Россию с Байконура, не пойдет. Но не нужно забывать о том, что Казахстан уже неоднократно пытался ввести квоты, уменьшить квоты на запуски ракета-носителя "Протон", конечно, по причине их чрезвычайной экологической неблагоприятности", - заявил "Коммерсант FM" Юрий Караш.

В этой связи советом ракетчикам можем служить комментарий "Гринпис" по поводу ЧП на Байконуре. "Выход очень простой - постепенно отказываться от гептила. Есть соединения, которые могут его заменять, они более дешевые, конечно, это требует дополнительной технической проработки. Полеты в космос должны сопровождаться меньшими экологическими рисками, и это достижимо", - заявил "Интерфаксу" представитель российского отделения организации.

Правда, Америку этологи не открыли: еще в 2004 году РФ и Казахстан договорились о создании на территории космодрома комплекса "Байтерек", спроектированного специально под ракеты-носители "Ангара", летающие на экологичных керосине и жидком кислороде. Собственно, из четырех пусковых установок "Протона" одну уже переделывают под "Ангару".

Но покуда Казахстан орошает гептил (дозы ракетного топлива попадают на территорию страны даже во время удачных запусков - при падении на землю отработанных ступеней ракет-носителей), у местных властей есть не только повод возмущаться, но и козырь при ведении переговоров. "Попытки пересмотреть соглашение по Байконуру предпринимаются давно и регулярно. Боюсь, что, да, это будет новый повод для того, чтобы поднять вопрос о пересмотре договоренностей по Байконуру, - заявил "Коммерсант FM" Александр Железняков. - И если не в экономическом плане, то, по крайней мере, в политическом - некоторые силы в Казахстане эту аварию обязательно используют".

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.016038179397583