Вестник гражданского общества

21.06.2013

На ПМЭФ-2013 Путин объявил об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов и о кастрированной амнистии для бизнесменов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме заявил, что в ближайшее время внесет в Госдуму законопроект об объединении Верховного суда (ВС) и Высшего арбитражного суда (ВАС).

Как сообщает "Коммерсант", на форуме Владимир Путин заявил, что уже поручил своей администрации и парламенту проработать вопрос об объединении ВС и ВАС, в том числе о внесении изменений в Конституцию РФ. «Мы немало сделали, чтобы искоренить обвинительный уклон в работе правоохранительной и судебной системы, чтобы исключить поводы для перевода хозяйственных споров в уголовное преследование, провели большую работу по гуманизации уголовного законодательства. В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием граждан и организаций, а также споров с органами госвласти и местного самоуправления, предлагаю объединить Верховный и Высший арбитражный суды»,— пояснил президент. Соответствующий законопроект, по его словам, в ближайшее время будет внесен в Госдуму и должен быть рассмотрен уже в осеннюю сессию. Для изменения Конституции РФ (за исключением глав «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина» и касающихся порядка пересмотра Основного закона) проект президентских поправок должны одобрить не менее 2/3 от числа депутатов Госдумы, 3/4 членов Совета федерации и поддержать законодательные собрания не менее 2/3 субъектов РФ. Напомним, именно в таком порядке принимались последние поправки к Конституции — об увеличении сроков полномочий президента и парламента (соответственно до шести и пяти лет).

О том, что Владимир Путин намерен превратить ВАС в подразделение Верховного суда, в юридическом сообществе говорили давно, отмечая, что с этим связана и идея переезда высших судов в Петербург, а также отказ снять ограничения по срокам пребывания в должности председателя ВАС и его заместителей. Антон Иванов выступал против объединения. В четверг в интервью “Ъ” он заявил: «Влияние такого суперсуда на судебную практику в регионах резко снизится. ВАС сейчас пересматривает до 5% поступающих жалоб, ВС — 0,1%. То есть фактически практика судов общей юрисдикции формируется областными судами, а у нас — Высшим арбитражным судом. Никакие вопросы внутри судебной системы не должны решаться без мнения Высшего суда. Если еще учесть количество дел, инстанций и существующую систему оплаты труда судов общей юрисдикции, единый Высший суд вряд ли будет эффективным».

Идею объединения высших судов уже резко раскритиковала зампред Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. «Во всем мире идет тенденция развития специализации внутри судебной власти, чтобы во главе каждой ветви судебной власти стоял свой высший суд. Если высшая власть в судебной системе сосредоточена в одном органе, возможен произвол, положительные тенденции развития снизу не могут пробить себе дорогу,— заявила она порталу “Право.ру”.— Объединение обосновывают необходимостью единства практики. Но оно может быть со знаком минус. Тогда дела будут заканчиваться на уровне не высших судов страны, а высших судов в регионах. Так как громадный единый суд не сможет проверять все жалобы. Это и сейчас часто ограничивается лишь формальной проверкой».

Сегодня же Владимир Путин поддержал идею экономической амнистии, с которой выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Решение об амнистии не только является актом гуманизма в отношении конкретных предпринимателей. Это возможность перезагрузить широкий спектр общественных отношений, работу нашей правоохранительной и судебной системы, реализовать наши планы по кардинальному расширению пространства для предпринимательской инициативы и в целом укрепить доверие граждан к институту предпринимательства»,— заявил президент на пленарном заседании ПМЭФ. Он отметил, что развитие государства возможно только «при условии общественного уважения к частной собственности, к ценностям экономической свободы, предпринимательского труда и успехов».

Амнистия, как уточнил господин Путин, должна распространяться на тех, кто «совершил преступление впервые и готов возместить ущерб пострадавшим». Судимость с таких амнистированных «будет снята», пообещал президент. При этом он подчеркнул, что на свободе не должны оказаться «мошенники, фальшивомонетчики» и др., кто хотя и осужден по экономическим статьям Уголовного кодекса, но получил срок за деятельность, никак не связанную с предпринимательством.

Напомним, идею экономической амнистии уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов высказал в начале мая, предложив Госдуме объявить ее ко Дню предпринимателя. Согласно промежуточному варианту документа, под амнистию попадали 53 состава преступления в сфере экономических отношений, в том числе ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата») и ст. 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»). Однако Владимир Путин в ходе обсуждения амнистии на встрече с предпринимательским сообществом 23 мая назвал представленный ему проект «сырым» и предложил поработать над ним совместно с предпринимателями, экспертами и Генпрокуратурой. 11 июня Борис Титов, выступая в Общественной палате, сообщил, что проект претерпел ряд серьезных изменений и из него исключено около 20 статей Уголовного кодекса. 

Теперь рассчитывать на освобождение смогут 13,600 человек, а не 110 тысяч, как предполагалось ранее. Впрочем, и из этого сокращенного списка не все смогут выйти на свободу, отмечает Титов.
"Мы оцениваем, что на свободу могут выйти до 10 тысяч человек", - отметил омбудсмен. Он добавил, что грядущей амнистии обрадуются и те предприниматели, которых еще не успели осудить.
"У нас сегодня открыты десятки тысяч уголовных дел по предпринимателям, - пояснил Титов. - Они не могут нормально вести бизнес, у них постоянная угроза того, что все закроется, они ходят на допросы, при этом еще никто не доказал их вину".

Первоначально в проекте амнистии условия освобождения были менее жесткими: предполагалось досрочно освободить предпринимателей вне зависимости от количества судимостей. Таким образом, она распространилась бы и на Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, осужденных дважды. Но теперь это исключено, а правозащитники негодуют, не понимая, кого же все-таки освободят.

"Если амнистия не будет касаться тех, кто совершил преступления против государства, личности и собственности, то тогда я не понимаю, на кого она будет распространяться. Какое экономическое преступление не направлено против государства, личности и собственности? Против кого тогда направлены экономические преступления?" - рассуждает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Справедливости ради стоит отметить, что Путин говорил о недопустимости освобождения тех, кто совершил серьезные преступления против государства, личности и собственности, а не все преступления такого рода.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.020686149597168