Вестник гражданского общества

12.06.2013

Вдова Литвиненко и судья-коронер Оуэн требуют проведения открытого процесса по делу о смерти Александра Литвиненко

Марина Литвиненко. Фото: Информ Вест

Вдова скончавшегося в 2006 году в Лондоне Александра Литвиненко Марина Литвиненко прекратит свое участие в проходящем в лондонском коронерском суде дознании о причинах смерти своего мужа, если британское правительство немедленно не назначит так называемые Public Hearings - открытое для общественности и журалистов судебное расследование по этому делу. Об этом сегодня заявил на слушаниях в лондонском королевском суде адвокат Марины Литвиненко Бен Эммерсон.

Ранее министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг попросил судью-коронера Роберта Оуэна, ведующего дело, засекретить слушания по двум аспектам: о причастности к смерти Литвиненко российского государства и возможности предотвращения британскими властями гибели Литвиненко. Засекречивание этих моментов глава британского МИД мотивировал тем, что обнародование данных может нанести «ущерб национальным интересам всего королевства». Иными словами, британский МИД опасается, что придется выносить на публичные слушания подробности сотрудничества Литвиненко с британской разведслужбой Ми-6 и те свидетельства, которые уже всплывали ранее в ходе предыдущих предварительных заседаний по делу, а именно – свидетельства причастности властей РФ к гибели Литвиненко, подготовленные опять же агентами Mи-6.

Сам судья Оуэн настаивал и настаивает по-прежнему на Public Hearings - проведении публичного расследования с рассмотрением всех засекреченных правительством документов. Он публично на официальном сайте слушаний объяснял уже не раз, что в противном случае результаты дознания могут быть неполноценными, объяснял, наконец, цели коронерского дознания - именно посредством Public Hearings суд обязан установить: была ли смерть человека насильственной и каковы ее причины. Вопросы же предотвратимости гибели и причастности к ней российского государства в деле Литвиненко, подчеркивал коронер, «имеют центральное значение для расследования», и если он, допустим, не будет их рассматривать, то его, коронера, долг — «проведение полного, справедливого и бесстрашного расследования» — оказывается «под сомнением».

Такого же мнения, естественно, придерживается и вдова Литвиненко. После того как МИД Великобритании потребовал засекретить слушания, ее юристы направили на имя коронера запрос, чтобы он добивался срочного открытого разбирательства по делу.

Роберт Оуэн так и поступил. И 5 июня 2013 он обратился в Минюст Великобритании с просьбой начать открытое расследование. Пока ему не оветили. О чем он и сообщил сегодня, открывая очередное предварительное заседание по делу. А также сообщил, что если этого не произойдет, то он выйдет из процесса. Марина Литвиненко заявила журналистам, что сделает то же самое.

А ее адвокат Бен Эммерсон заявил в суде:

- Наш клиент глубоко разочарована решением британских властей, и ее вера в то, что дознание поможет выяснить истину, практически подорвана.

Адвокат также акцентировал внимание на том, сейчас британскому правительству важнее стабильность в отношениях с российскими властями, чем установление истины по делу Литвиненко.

Кстати, представитель Марины Литвиненко Бен Эммерсон рассказал сегодня в суде о странном звонке одного из представителей британского МИД лично Марине Литвиненко. Звонок произошел в мае этого года, прямо в тот момент, когда в Сочи встречались президент России Владимир Путин и британский премьер Дэвид Кэмерон. По словам адвоката, сотрудник ведомства сказал Марине, что дело Литвиненко скорее всего не станет темой переговоров с Путиным. Зачем он ей звонил – осталось загадкой как для госпожи Литвиненко, так и для ее адвокатов, а теперь и для судьи, который услышав это, выразил недоумение и попросил юриста, представляющего британское правительство, объясниться. Господин Нил Гардем в ответ лишь заявил, что данный звонок был проявлением уважения к Марине Литвиненко. Но вскоре добавил, что к такому повороту событий был не готов и ему нужно получить на этот счет «инструкции» (произнес именно это слово) от начальства. После чего покинул заседание.

Еще одна сторона в процесе – представители российского Следственного комитета – также за закрытые слушания. А представители министерства обороны Великобритании и вовсе попросили засекретить всех свидетелей по делу. Судью-коронера и Марину Литвиненко поддерживают пока только британские журналисты. Юрист, представляющий СМИ (журналисты добились того, что наравне с другими участниками их сделали стороной процесса) заявил, что его клиенты однозначно заинтересованы в Public Hearings.

На этом и разошлись. Очередное предварительное слушание по делу состоится через две недели. Возможно, за это время правительство Великобритании даст ответ – быть Public Hearings по делу Литвиненко или не быть. 

"Новая газета"





На главную

!NOTA BENE!

0.012902975082397