Вестник гражданского общества

30.05.2013

Правозащитники расследуют нарушения властями Конституции РФ и международных договоров

Общероссийская правозащитная конференция, 19 мая 2013 г.

Отечественные правозащитники начали расследование грубейших нарушений российскими властями Конституции РФ и международных договоров. Об этом сообщает информационное агентство «За права человека».

19 мая в Москве состоялась Общероссийская конференция региональных правозащитных организаций. В ней приняли участие более 100 человек из 29 регионов - региональные партнеры МХГ, представители региональных правозащитных и иных общественных организаций гражданской направленности, а также лидеры таких сетевых общероссийских организаций, как «Голос», «Мемориал», Движение «За права человека» и другие. Конференцию открыла председатель МХГ Людмила Алексеева.

В рамках конференции работали три тематические сессии: «Прокурорские проверки: следствие политики власти за последнее время», «Гражданское общество и власть» и «Правозащитное движение в России: современные вызовы, роль в обществе».

По результатам работы конференция приняла три документа:
- Заявление НКО об отказе регистрироваться «иностранным агентом» - «Закон об «иностранных агентах» противоречит Конституции России и международно-правовым нормам, а прокурорские проверки НКО – незаконны»;
- Декларация «О создании Общественной комиссии по расследованию грубых и систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»;
- Обращение к международным организациям - «Российская Федерация находится на грани превращения в репрессивную диктатуру».

Приводим тексты документов.

Закон об «иностранных агентах» противоречит Конституции России и
международно-правовым нормам, а прокурорские проверки НКО – незаконны


Заявление участников Общероссийской конференции правозащитных организаций

Мы убеждены в том, что влияние на общественное мнение и обращение к органам власти с целью принятия ими решений в интересах прав граждан и защиты общественных интересов является основной и законной задачей независимого гражданского общества. Явный или скрытый запрет такого рода деятельности или её дискриминационное ограничение являются ничем иным, как стремлением уничтожить независимое гражданское общество, в первую очередь правозащитные, антикоррупционные, экологические, просветительские и исследовательские некоммерческие организации (НКО). Именно этой цели и служит т.н. закон об «иностранных агентах», массовая кампания по активному применению которого развернулась в нашей стране в последние недели.
Свои намерения по осуществлению разгрома независимого гражданского общества власти прикрывают не соответствующими действительности утверждениями о легитимности этого закона, его соответствии Конституции РФ, международно-правовым стандартам и законам демократических стран, якобы добровольном характере регистрации в качестве «иностранного агента», отсутствии в законе ограничительных и карательных мер и его направленности на повышение информированности общества и государства. Однако эти утверждения не соответствуют действительности, что уже не раз убедительно показали российские и международные эксперты и представители всех основных межправительственных организаций. Закон прямо противоречит международно-правовым стандартам. В резолюции Совета ООН по правам человека от 21 марта 2013 года ясно сказано, что дискриминация НКО по признаку источника финансирования является нарушением права на свободу ассоциаций.
Основная проблема этого закона – это то, что в российских условиях требование зарегистрироваться в качестве «иностранного агента» означает для НКО добровольное согласие на унизительную процедуру наклеивания на себя ярлыка «иностранного шпиона», «вредителя», «диверсанта». С таким ярлыком, напоминающим по степени отчуждения от общества желтую звезду времен нацистской Германии и термин «враг народа» эпохи сталинских репрессий, ни одна НКО не будет иметь авторитета в обществе и возможности нормально работать. В этом и состоит цель авторов этой затеи – унизить НКО и дискредитировать их в глазах общества, разрушить их годами завоеванную репутацию, вытолкнуть на обочину общественной жизни.
Независимые гражданские организации не могут принять этот статус еще и потому, что он попросту не соответствует действительности – они не выполняют чьих-либо поручений, не пляшут под чью-то дудку, не действуют от чьего-либо имени, будучи независимым и самостоятельным общественным институтом. Заниматься самооговором мы не можем и не будем. Циничные утверждения российских политиков о том, что «кто платит, тот и заказывает музыку» отражают их личный опыт и представления, что таким образом устроена вся жизнь. Очевидно, что наши ценности и жизненные принципы существенно отличаются.
Ничего общего с необходимостью повышения прозрачности и информирования общества этот закон также не имеет, так как все НКО уже несколько лет согласно требованиям законодательства размещают публичные отчеты о своей деятельности и всех источниках поступления средств, включая зарубежные. От того, что сторонники закона тысячу раз повторят тезис о его необходимости для обеспечения прозрачности, правдивым он не станет.
Мы не считаем, что получение иностранной помощи является чем-то предосудительным, тем более, когда российские власти делают всё, чтобы исключить возможность получения независимыми общественными организациями значимой негосударственной поддержки внутри страны.
Получается замкнутый круг. Соглашаясь на унизительный и ложный статус, НКО полностью лишат себя репутации и авторитета. По замыслу авторов закона, не соглашаясь принимать на себя ярлык «иностранных агентов», независимые НКО будут вынуждены или отказаться от пожертвований из-за рубежа и прекратить свою работу из-за отсутствия ресурсов, или, не отказываясь от зарубежной поддержки, опять-таки вскоре прекратить свою деятельность из-за того, что под угрозой карательных мер, они не смогут практически ничего делать. Ведь правоохранительные органы в ходе применения закона определяют в качестве «политической деятельности» практически всё, чем занимаются НКО – любое информирование общества и любое взаимодействие с органами власти. Сочетание этих двух условий – иностранные средства и «политическая деятельность» – обязывает НКО навешивать на себя этот позорный ярлык. «Понуждая» НКО, по словам российских чиновников, регистрироваться в качестве агентов, они лишают гражданские объединения возможности продолжать свою деятельность тем или иным образом. Отказ от регистрации в качестве иностранных агентов влечет за собой карательные меры, включая принудительное закрытие организаций и уголовную ответственность их руководителей. Круг замкнулся. Так и было задумано.
Власти не оставляют нам другого выбора, кроме как бороться с этим нелегитимным законом и основанными на нём репрессивными практиками. Бороться открыто, законными и мирными средствами, опираясь на принцип верховенства права и осознание своей правоты. Отказ от исполнения несправедливых и нелегитимных законов и судебная борьба с ними – не только наша единственная возможность, но и обязанность.
Отдельной огромной проблемой стало то, как именно на практике происходит применение этого закона. Именно с целью заставить независимые российские НКО зарегистрироваться в качестве иностранных агентов с середины марта в большинстве регионов России идут массовые прокурорские проверки гражданских организаций «на предмет исполнения ими действующего законодательства». Мы заявляем: эти действия органов прокуратуры незаконны и прямо противоречат нормам закона «О прокуратуре РФ» и Конституции России.
Предъявляя к НКО требования предоставить массу разнообразных документов, представители прокуратуры ссылались на нормы Федерального закона «О прокуратуре РФ». Однако для проведения проверок отсутствует законное основание. Согласно п.2 статьи 21 Закона «О прокуратуре» проверки исполнения законов проводятся только на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Таким образом, для принятия решения о проверке прокурором требуется соблюдение следующих условий:
- в прокуратуру должна поступить информация о фактах, позволяющих предположить наличие нарушения конкретного закона именно той НКО, которая подвергается проверке;
- проверка способна привести к принятию мер прокурорского реагирования, а не иных мер, относящихся к компетенции других органов власти – например, Министерства юстиции, уполномоченного контролировать деятельность НКО. Органы прокуратуры в соответствии с тем же п. 2 ст. 21 закона «О прокуратуре» при осуществлении надзора не должны подменять иные государственные органы.
Однако письма, вручаемые представителями прокуратуры руководителям НКО, не содержат ссылок на информацию о нарушениях закона проверяемыми НКО. Вместо этого проверяющие ссылаются на поручение вышестоящих прокуроров, хотя само по себе такое поручение согласно нормам закона не является достаточным основанием для проведения проверки. На требования НКО предоставить им законные основания для осуществления проверок следует отказ.
Впрочем, позже, выступая в Совете ООН по правам человека, представитель Генпрокуратуры РФ публично раскрыл истинную цель проверок: «В результате проверок планируется побудить эти организации зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов», «чтобы общество знало, чьи интересы они представляют».
Таким образом, проверки проводились без законных оснований.
Более того, массовые проверки сотен НКО органами прокуратуры, в ходе которых от проверяемых организаций требовали представить тысячи листов копий документации, пределы которых ничем не были определены, прямо нарушают ч. 1 статьи 30 Конституции России, гарантирующей свободу объединений.
Исходя из вышесказанного, неподчинение этим откровенно неправовым действиям и требованиям не может рассматриваться как нарушение закона. Тот факт, что суды в очередной раз поддерживают прокуратуру, лишний раз свидетельствует об отсутствии в нашей стране судебной системы как независимой ветви власти.
В связи с этим мы заявляем, что закон об «иностранных агентах» нелегитимен, требование регистрации «иностранными агентами» противоречит российскому и международному праву, а проводимые проверки НКО носят незаконный характер. Мы категорически отказываемся от этой дискриминационной процедуры и будем совместно и всеми законными средствами бороться против кампании по разгрому гражданского общества. Мы призываем всех, кому не безразлично будущее нашей страны, проявить солидарность с общественными организациями и поддержать наши действия.

Москва, 19 мая 2013 года

 

 

Декларация «О создании Общественной комиссии
по расследованию грубых и систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

В течение первого года нового президентства Владимира Путина возглавляемый им политический режим стремительно превращается в диктатуру. Опасаясь неизбежной ответственности за все содеянное, стремясь оттянуть ее, российские власти перешли к массовым репрессиям против политических противников и любых независимых объединений граждан. Практически ликвидировано народовластие, федерализм остался только в названии страны, вместо разделения властей мы видим сосредоточие всей полноты власти в руках одного человека и его окружения. Местное самоуправление полностью подчинено государственной власти, хоть и является независимым согласно Конституции, политическая конкуренция фактически заменена однопартийной системой, свобода слова, свобода предпринимательства, свобода ассоциаций превратились в ничего не значащие лозунги. Власти России систематически нарушают как нормы собственной Конституции, так и принятые на себя международные обязательства в сфере защиты прав и свобод. С нарастающей скоростью принимаются антиконституционные законы.

Мы констатируем, что все это ведет нашу страну к катастрофе. Мы считаем своей обязанностью попытаться остановить этот процесс всеми имеющимися в нашем распоряжении конституционными средствами. С этой целью мы создаем «Общественную комиссию по расследованию грубых и систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации». Комиссии вменяется в обязанность:
• собирать и систематизировать данные о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предавать их гласности, публиковать списки лиц, виновных в преступлениях против прав и свобод человека;
• создать рабочие группы для подготовки специальных докладов по массовым нарушениям прав человека, а именно:
- полицейский и судебный произвол;
- ликвидация народовластия и узурпация власти;
- преследование организаций некоммерческого сектора;
• знакомить с результатами расследований российских граждан и международную общественность;
• выступать с заявлениями о результатах своих расследований.

Комиссия будет работать в тесном рабочем контакте с ассоциациями, движениями и партиями, разделяющими цели и задачи Комиссии.
Комиссия будет взаимодействовать с зарубежными и международными организациями для реализации целей Комиссии.
Комиссия имеет право кооптировать новых членов в свой состав, формировать рабочие органы, разрабатывать план и устанавливать регламент своей работы.

Общественная комиссия по расследованию грубых и систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации считается созданной с момента одобрения данной декларации Общероссийской конференцией гражданских организаций, состоявшейся 19 мая 2013 года в Москве.
Сформировать состав Комиссии поручается Оргкомитету Конференции.

Принято 19 мая 2013 г. на Общероссийской конференции гражданских организаций, г. Москва

 

Парламентской Ассамблее Совета Европы
Парламентской Ассамблее ОБСЕ
Европейскому Парламенту
Руководителям исполнительных структур Совета Европы, ОБСЕ и Европейского Союза


Российская Федерация находится на грани превращения в репрессивную диктатуру

Обращение участников Общероссийской конференции правозащитных организаций

Все страны – члены Совета Европы, включая Российскую Федерацию, обязаны выполнять добровольно взятые ими на себя обязательства по обеспечению прав человека и верховенства права, придерживаться базовых принципов демократического государства.
Мы обращаем ваше внимание на то, что политические гонения на оппозицию и независимое гражданское общество в России превращают наше государство в репрессивную диктатуру. Особенно заметным это стало за последний год.
После проведения несвободных и нечестных парламентских и президентских выборов в 2011-2012 гг., результатом которых стал кризис легитимности власти и подъем протестного движения, российские власти приняли пакет законов, противоречащих Конституции Российской Федерации и её обязательствам по международным договорам. Эти законы направлены на ликвидацию фундаментальных прав человека и гражданских свобод.
Это – поправки в закон о митингах и демонстрациях, вводящие драконовские санкции и de-facto разрешительный порядок мирных собраний.
Это – введение внесудебной цензуры в интернете.
Это – рекриминализация «клеветы».
Это – чудовищный закон о запрете усыновления российских сирот в США, который превратил тысячи детей-инвалидов в заложников мести за принятие Конгрессом «Акта Магнитского».
Это – закон о государственной измене, по которому преступным может быть объявлено любое несогласованное с властями взаимодействие с иностранцами.
И, наконец, это – закон об «иностранных агентах», требующий от НКО добровольно регистрироваться в качестве организаций, «выполняющих функции иностранных агентов». Получение неправительственными некоммерческими организациями иностранной благотворительной помощи представляется чуть ли не преступлением.
Несмотря на успокаивающие заявления властей, в российских реалиях согласие общественной организации регистрироваться «иностранным агентом» по степени угрозы отчуждения от общества равноценно ношению в Германии в середине 30-х гг. «желтой звезды» и навешиванию ярлыка «врага народа» и «шпиона» во времена сталинских репрессий. Этот статус полностью парализует публичную деятельность НКО. В случае отказа от регистрации в качестве иностранного агента законом предусмотрены репрессивные меры по закрытию неправительственных организаций и привлечению их руководителей к уголовной ответственности вплоть до тюремного заключения на два года.
Однако этим репрессивная политика не ограничилась. Полным ходом идёт фабрикация показательных политических процессов по ложным обвинениям в организации и участии в событиях 6 мая 2012 года на Болотной площади в центре Москвы, которые ложно интерпретируются как «массовые беспорядки». Более того, эти события пытаются представить как часть заговора с целью дестабилизации обстановки в России. Продолжается фальшивый судебный процесс по делу адвоката Алексея Навального.
Агрессивная клерикализация, преследование инакомыслия, официальная гомофобия, поставленная на поток фабрикация политических и псевдоуголовных дел, мощная пропаганда образа внешних и внутренних врагов в контролируемых государством СМИ, формирование в Госдуме единого антидемократического пула из партии власти и трёх якобы оппозиционных партий, спешно принимающих антиконституционные законы – вот идеологический пейзаж в России последнего года.
Всё это указывает на то, что Кремль в борьбе с оппозицией избрал «путь Лукашенко» - резкое сворачивание гражданских прав и свобод и организацию показательных политических процессов, окончательный переход к репрессивному полицейскому режиму. Напомним, что именно через провокацию беспорядков на массовом митинге в декабре 2010 г. в Минске Лукашенко удалось разгромить оппозицию в Белоруссии и установить в стране атмосферу страха, лишив общество всех гражданских прав и свобод.
Необходимо ясно отдавать себе отчёт в том, что сложившийся в Российской Федерации политический режим вступил в завершающую фазу своего оформления в качестве репрессивной диктатуры.
В связи с быстро развивающейся негативной ситуацией в нашей стране мы призываем вас организовать постоянное наблюдение за процессами политических преследований и наступления на гражданские права и свободы в Российской Федерации. Мы призываем вас твердо осудить ликвидацию гражданских свобод и сворачивание в России демократических институтов, поставив эти вопросы в центр вашей повестки дня.

Москва, 19 мая 2013 года

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.022472858428955