Вестник гражданского общества

16.01.2013

Марии Алехиной отказали в отсрочке наказания

 

Фото: Сергей Карпухин/ Reuters

Суд города Березники Пермского края в среду отказал в ходатайстве участницы панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной об отсрочке наказания на девять лет, пока ее сын Филипп не достигнет 14-летнего возраста.

Судебное заседание прошло не в колонии № 28, как планировалось ранее, а в здании городского суда Березников.

Как передает ИТАР-ТАСС, принимая решение, суд учел позицию прокуратуры, которая выступала против удовлетворения ходатайства, указывая, что Алехина не выполняла обязанностей по воспитанию сына, не признала вину в хулиганстве и не раскаялась в содеянном, а также не имеет положительных характеристик и не получала поощрений, находясь в исправительной колонии. В то же время, на нее было наложено несколько взысканий за нарушения режима.

"Наличие малолетнего ребенка было учтено судом при назначении наказания, новых смягчающих обстоятельств судом не установлено", - сказала судья Галина Ефремова.

Алехина заявила после оглашения решения суда, что она воспользуется своим правом и обжалует данное решение в течение 10 дней, передает "Интерфакс".

В ходе слушаний Алехина вновь отказалась признать вину. "Никто меня никогда не заставит признать вину - ни ради отсрочки, ни ради УДО. Раскаиваться мне не в чем", - заявила Алехина.

Она также прокомментировала ситуацию с взысканиями, которые, как предполагалось, могут стать причиной отказа в условно-досрочном освобождении и в отсрочке наказания. По ее словам, взысканий было шесть, а не четыре, как сообщалось ранее. "Два нарушения я имею за то, что я не встала по подъему. Оба раза просто не услышала сотрудника в 5:30 утра", - приводит слова Алехиной журналистка Маша Гессен, которая присутствовала на заседании. "Еще нарушение я имею за то, что я собиралась передать своему адвокату сведения для ЕСПЧ. Лично, а не письмом. Еще одно нарушение - за отказ свидетельствовать против", — заявила Алехина.

"Когда у Алехиной была изъята личная переписка - она предназначалась для ЕСПЧ и не подлежит цензуре или изъятию", - сказала адвокат Оксана Дарова.

Директор русской службы "Радио Свобода" Маша Гессен в интервью телеканалу "Дождь" выразила удивление тем, что рассмотрение в Березниках показалось ей в высшей степени корректным и взвешенным и безупречным в процедурном плане. Судья заслушала все ходатайства защиты, удовлетворила ходатайства защиты о приобщении к делу тех или иных документов, а также позволила адвокату Алехиной вернуться к теме, ранее закрытой.

Заседание было открытым, разрешалась фото- и видеосъемка. По ощущениям Гессен, свое решение судья также писала сама, удалившись для этого на несколько часов. Однако объяснила свое решение судьба странно: Алехина совершила тяжкое преступление. Ребенок действительно страдает без матери, но это стало возможным как раз из-за того, что мать совершила тяжкое преступление.

Эксперты полагали, что шансы на отсрочку наказания у Алехиной были, однако дело осложняется наложенными на нее ранее в колонии взысканиями, которые могут стать препятствием для положительного решения суда. Впрочем, никаких политических сигналов о смягчении позиции властей накануне не было.

Ранее адвокаты Pussy Riot подавали в Хамовнический суд Москвы ходатайство об отсрочке приговора Алехиной и другой участнице группы Надежде Толконниковой из-за наличия у осужденных малолетних детей, но также получили отказ. Суд вернул ходатайство, обосновав это тем, что оно находится вне компетенции Хамовнического суда. На момент ареста участниц Pussy Riot дочери Толоконниковой было четыре года, а сыну Алехиной - пять лет.

Мария Алехина сейчас отбывает срок в ИК-28 в Березниках (Пермский край), работая там швеей.

Трое участниц группы Pussy Riot - Алехина, Толоконникова и Екатерина Самуцевич - были приговорены к двум годам колонии за "панк-молебен", проведенный в феврале 2012 года в храме Христа Спасителя. В октябре в результате обжалования приговора Самуцевич, сменившей перед этим адвоката, заменили реальный срок условным.

Напомним, что за последние годы самым резонансным случаем отсрочки приговора по статье 82 УК РФ, можно назвать историю дочери секретаря Иркутского облизбиркома Анны Шавенковой, сбившей в 2009 году двух девушек на тротуаре. Одна из жертв погибла, вторая стала инвалидом. Суд тогда приговорил женщину к трем годам лишения свободы в колонии-поселении с 14-летней отсрочкой в связи с наличием у нее малолетнего ребенка, а при повторном рассмотрении дела в марте 2011 года уменьшил ей срок до 2,5 лет.

Надежда Толоконникова, отбывающая наказание в Мордовии, подала аналогичное ходатайство об отсрочке наказания до достижения ее дочкой Герой 14 лет (сейчас ей пять лет). Однако пока дата слушаний не назначена.


Издание «Газета.ру» приводит подробности судебного заседания в Березниках.

Небольшой аквариум, который, по слухам, установили специально для Алехиной (ранее там стояла обычная решетка), окружили три конвоира и три пристава. Еще шестеро дежурили у входа в зал (трое внутри и трое снаружи).

Осужденная выглядела здоровой, хотя и была несколько бледна. К ее защите помимо адвоката Оксаны Даровой был допущен правозащитник Александр Подрабинек.

Первой слово взяла сама Алехина. «Я подала ходатайство об отсрочке и привела ряд оснований», — начала она. Осужденная напомнила, что 3 марта 2011 года ее «незаконно арестовали», а затем 17 августа вынесли «несправедливый приговор», который состоялся «по одной лишь политической воле Путина». «Я не признала свою вину, раскаиваться мне тоже не в чем, — заявила она. — Так или иначе, я отбываю наказание в исправительной колонии города Березники ИК-28 — за полторы тысячи километров от дома».

По ее словам, дисциплинарная комиссия, которая накладывает взыскания на осужденных (устный либо письменный выговор, помещение в штрафной изолятор; наличие взысканий препятствует освобождению условно-досрочно), функционирует по регламенту, который утверждается соответствующим приказом. «Никто меня с ним не знакомил, никто не знает номер приказа», — отметила Алехина.

«Мой сын нуждается во мне, и это очевидно. Я прошу дать мне отсрочку, в первые годы которой, я знаю, приговор будет отменен», — заявила Алехина.

Она отметила, что лично до четырех лет водила сына в детский сад, на различные дополнительные занятия и секции (в частности, по моторике рук и каратэ), вместе с ним ходили на политические и экологические акции, «так как не с кем было оставить ребенка», рисовали плакаты. «Но в холодных условиях митинга он никогда не находился», — уточнила она, отвечая на вопросы прокурора Льва Ташкинова.
Алехина отметила, что сын в данное время находится с ее мамой, которая также приехала в Березники, и отцом ребенка Никитой Демидовым, «который вынужден меньше работать», так как больше некому водить сына в детский сад. Осужденная имела такую возможность, так как была студенткой.

Адвокат Дарова отметила, что в своей характеристике администрация колонии приводит лишь нарушения, которые были допущены Алехиной. «Тем не менее, прошу учесть, что ни одно из ее действий не носило умышленный, осознанный характер», — сказала она. Далее она зачитала положительную характеристику от организации «Гринпис», с которой осужденная долгое время сотрудничала.

В материалах дела психологи оценили развитие сына Алехиной как нормальное.
«Адекватен. Эмоционально положителен. Скучает по матери», — говорится в характеристике психолога из детского сада.

Представитель колонии дала характеристику Алехиной. По ее словам, осужденная активна, «стремится к лидерству», самоуверенна, обучается по специальности «швея» и к работе относится добросовестно.

Подрабинек отметил, что Алехина не является «криминальной личностью» и была осуждена за «придирки». Дисциплинарные взыскания администрации колонии он назвал «вздорными».
«Я почему-то уверена, что мне откажут, но все равно я пошла на это и подала ходатайство», — сказала в заключительном слове Алехина.

Она напомнила, что недавно Госдума и президент подписали «закон Димы Яковлева», направленный против детей. «Ничего удивительного тут нет», — отметила она, добавив, что все-таки надеется на «живых людей», которые работают в суде. «Надеюсь на чудо посредством живых людей», — заключила она.

Но чуда не произошло: судья Ефремова отказала в отсрочке. В своем решении она не упоминала о нарушениях режима в колонии, а руководствовалась состоявшимся приговором по существу.

Около 21.00 по местному времени Алехину погрузили в автозак, который со всех сторон окружили журналисты. Но омоновцы, выстроившись стеной вокруг автомобиля, не подпустили операторов близко к машине.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.024261951446533