Вестник гражданского общества

08.11.2012

Правозащитники опубликовали доклад о пытках в российских СИЗО, психбольницах, армии и полиции

Российские правозащитные организации опубликовали доклад, в котором говорится, что в России все еще не искоренены пытки, а также продолжают поступать жалобы на СИЗО, полицию, армию и психбольницы, сообщает «Интерфакс».

«Правозащитные организации фиксируют факты пыток и жестокого обращения в системе исполнения наказаний и отмечают рост жалоб в последние несколько лет. Систематической проблемой являются пытки в СИЗО, что в первую очередь связано с активной работой в СИЗО оперативных сотрудников, представляющих интересы следствия. Данная практика имеет распространение во всех регионах России», – говорится в докладе, который правозащитники направили в комитет ООН против пыток.

«Проводимая реформа МВД до сих пор не привела к существенным изменениям в деятельности полиции. Проблема пыток была проигнорирована в ходе реформы МВД – не было предпринято ни одного целенаправленного реформаторского решения, которое создавало бы на практике превенцию от пыток и гарантии защиты от их применения. Реформа прокуратуры и следственного комитета пока не привела к повышению качества расследования сообщений о пытках», – отмечается в докладе.

«В подавляющем большинстве случаев сообщения о пытках не приводят к возбуждению уголовных дел и проведению всего комплекса мероприятий для расследования случая пыток. Необходимо признать, что сложившаяся практика рассмотрения сообщений о пытках и жестоком обращении несовместима со стандартами эффективного расследования. Анализ дел, находящихся в производстве правозащитных организаций, показывает, что чаще всего люди жалуются на пытки и жестокое обращение со стороны сотрудников МВД», – подчеркивается в докладе. 

Одна из самых известных "виртуозными" пытками российских тюрем - исправительная колония N10 в городе Краснокаменске Забайкальского края. О жестокости ее сотрудников рассказывал еще бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, отбывавший там наказание в 2005-2006 годах. Он особенно выделял работника по имени Сергей Сергеевич, который бил "неразговорчивых" зэков так, что следов практически не оставалось, а человек потом неделю "охал и писал кровью". Позже следователи признали пострадавшими 60 заключенных, которых подвергали физическим издевательствам и моральным унижениям.

Не помогают заключенным даже уже принятые законы из-за их плохого исполнения. Так, несмотря на то что в 2011 году правительство выпустило распоряжение о том, что тяжелобольных людей нельзя держать в СИЗО, за первые девять месяцев его действия были освобождены лишь 35 человек.

Часто жестокие издевательства, порой даже со смертельным исходом, применяются к подозреваемым еще до их заключения в тюрьму - в полицейских участках.

Среди последних случаев пыток наибольший резонанс вызвало дело оппозиционера Леонида Развозжаева, утверждающего, что его похитили, пытали и запугивали представители некого "эскадрона смерти", связанного с российскими силовиками.

Еще более скандальный инцидент - пытки на полицейских участках в Казани: в марте задержанный Сергей Назаров скончался после того, как полицейские его избили и изнасиловали бутылкой. За месяц до этого погиб заместитель директора Казанского железнодорожного техникума Павел Дроздов в результате пытки "ласточка" в камере ОП "Юдино". Другой известный инцидент - дело подмосковных полицейских Александра Перфильева, Романа Кузина и Сергея Саенко, получивших условные сроки за слишком усердное желание добиться от женщины признания в убийстве ее мужа, ради чего они прибегли к пытке "слоник" - когда на жертву надевается противогаз с перекрытым клапаном доступа воздуха.

Такой произвол становится возможным в результате "лазеек" в законах и недостаточного контроля за правоохранителями со стороны Следственного Комитета, что не удивительно: за дела о такого рода преступлениях по всей стране отвечают всего 60 следователей. Эксперты приходят к выводу, что для эффективной борьбы с пытками в Уголовном кодексе не хватает статьи, которая карала бы непосредственно должностных лиц, и она должна быть более тяжкой, чем "Превышение должностных полномочий".

Правозащитники отметили также, что сотрудники правоохранительных органов, отвечающие за поддержание порядка во время публичных акций, нередко применяют насилие к мирным демонстрантам.

«Как правило, полиция применяет силу неизбирательно, не учитывая возраста, пола и физического состояния лица. Как правило, сотрудники полиции, применившие недозволенные методы при разгоне акций, не несут ответственности, и никто из пострадавших не получает компенсации за полученные травмы», – отмечается в документе.

«Безнаказанность за пыточные практики является системной проблемой в российских вооруженных силах. Российские правозащитные организации продолжают получать хорошо подтвержденную информацию о случаях пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего обращения либо наказания в вооруженных силах», – говорится в докладе.

Кроме того, пытки применяются в системе психиатрических клиник.

«Пациент психиатрических больниц может пожаловаться на качество лечения, условия содержания и обращения в органы власти. Но администрации цензурируют жалобы, расценивая их как образцы патологической продукции. На практике возможности подать жалобу, находясь в стационаре, сильно сокращены. Независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, создание которой предписывается законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании», до сих пор не создана», – пишут правозащитники.

Доклад о пытках подготовила правозащитная коалиция, в которую вошли фонд «Общественный вердикт», комитет «Гражданское содействие», центр «Мемориал», «Комитет против пыток», «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и Независимая психиатрическая ассоциация России.

Российским властям такая активность со стороны правозащитников показалась вредительской. По словам вице-спикера Госдумы Сергея Железняка, такая неблагополучная статистика и идеи по ее улучшению должны обсуждаться внутри страны. Экспертам стоило направить документ в Совет по правам человека при президенте РФ либо омбудсмену Владимиру Лукину, а не выносить на обозрение ООН.

Однако по утверждению представителей НКО, они не ставили своей задачей "опровержение официальной информации и конфронтации с официальной позицией Российской Федерации". Помимо примеров пыток, они зафиксировали и случаи удачной борьбы с ними. Одним из них стал отказ от медвытрезвителей, в которых издевательства над пациентами были обычным делом. 

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.036471843719482