Вестник гражданского общества

10.10.2012

Мосгорсуд: Самуцевич изменен срок на два года условно, приговор Толоконниковой и Алёхиной оставлен в силе

 

Екатерина Самуцевич выходит из здания Мосгорсуда. 10 октября 2012 г. Фото из ФБ Юрия Тимофеева

Мосгорсуд рассмотрел сегодня кассационную жалобу на приговор нижней инстанции, которая 17 августа признала трех активисток Pussy Riot - Марию Алехину, Екатерину Самуцевич и Надежду Толоконникову - виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды и решила отправить их на два года в колонию. Предыдущее заседание главного столичного суда было фактически сорвано неожиданным отказом Самуцевич от услуг своих адвокатов в связи с "несовпадением позиций".

Выслушав доводы обеих сторон, на что ушло почти четыре часа, судебная коллегия под председательством Ларисы Поляковой вынесла вердикт: приговор в отношении Толоконниковой и Алехиной оставить без изменений, Самуцевич же заменить наказание на условное. Послабление стало возможным после того, как новый адвокат девушки сумела убедить суд в том, что степень вины ее подзащитной меньше, чем остальных осужденных.
"Судебная коллегия Мосгорсуда с учетом изложенных обстоятельств посчитала возможным применить в отношении Самуцевич условное наказание с испытательным сроком в два года", - цитирует ИТАР-ТАСС судью.

Если в течение этого срока Самуцевич нарушит ряд ограничений, установленных законом, либо совершит иное преступление, то условный срок может быть заменен на реальный. Также девушка обязана отмечаться в надзирающем органе не менее двух раз в месяц. Сегодня девушка была освобождена в зале суда.

Что касается Толоконниковой и Алехиной, то в течение полугода их адвокаты могут подать надзорную жалобу на приговор суда. Защитники уже сообщили, что обратятся и в надзор, и в Европейский суд по правам человека.

Прямая трансляция заседания Мосгорсуда велась на его сайте.

В этот раз судебное заседание по делу Pussy Riot прошло без столкновений между сторонниками и противниками активисток. Первая акция протеста началась еще рано утром: к входу прибыл сторонник подсудимых и начал одиночный пикет. А вскоре после начала слушаний на одном из расположенных рядом жилых домов появился большой баннер с надписью: "Богородица, Путина прогони". К началу заседания у ворот собрались и верующие, принявшиеся читать молитвы. Религиозные активисты намеревались пройти к часовне, построенной на территории судебной инстанции, однако внутрь их не пустили приставы. После этого православные начали молиться перед входом - прямо напротив сотрудников ФССП, сообщает "Интерфакс".

Адвокаты осужденных в ходе судебного заседания просили провести повторную экспертизу действий своих подзащитных на предмет того, разжигают ли они религиозную рознь или нет. В этом ходатайстве суд отказал, равно как и в вызове свидетелей, которые находились в храме в момент выступления Pussy Riot.

Новая адвокат Самуцевич - Ирина Хрунова - в своей жалобе также попросила отменить приговор. По ее мнению, суд зря расценил действия всех трех подсудимых как идентичные.

"Оскорблять верующих я не собиралась. Я с уважением отношусь к любой религии. Если мы задели чьи-либо чувства, мы приносим извинения. Акция была политической", - заявила сама активистка, взяв слово. Она пояснила, что не признает себя виновной в хулиганстве, так как не считает "панк-молебен" чем-то незаконным. Он был направлен против действующей власти, а не против верующих, подчеркнула девушка.

Самуцевич также разъяснила, почему ранее отказалась от услуг адвокатов. По словам подсудимой, в ситуации, когда трех девушек защищают трое юристов, ей было сложно рассчитывать на получение должной доли внимания и адекватное представление ее позиции.
Адвокат активистки подробно разъяснила суду, почему в отношении ее подзащитной приговор должен быть отменен. Как напомнила юрист, суд признал девушек виновными в танцах, махании ногами и руками, выкрикивании бранных слов на солее и амвоне. Однако Самуцевич, отметила адвокат, этого не делала: девушку вывели из храма до того, как начался "панк-молебен".

Активистке удалось лишь перешагнуть через заграждение, подняться на несколько ступенек, снять пальто, надеть балаклаву и достать гитару. Однако ни спеть, ни станцевать она не успела, отметила Хрунова. Действия, которые суд квалифицировал как хулиганство, были совершены, когда Самуцевич уже была выведена из храма, подчеркнула защитник.

Взявшая слово следующей, Алехина выразила солидарность с Самуцевич в том, что касается отсутствия намерения оскорбить религиозные чувства. Она отметила, что сама является христианкой. А также напомнила, что ранее неоднократно приносила верующим свои извинения, однако "о них вытерли ноги". Извинений же виде раскаяния, заявила подсудимая, не будет, так как, по ее словам, это будет означать признание вины.

"Мы шли в храм, чтобы выразить свой отчаянный протест против политических элит. Возможно, форма нашего протеста была неприемлема для народных масс, видимо, наше общество еще не готово понять "панк-молебен", - заявила Алехина.

Девушка также обвинила СМИ в "выливании грязи", а "государственную машину" - в ведении "изматывающего судебного процесса". Алехина добавила, что она и другие активистки выступают против различных акций, связываемых с ними: спиливания крестов, осквернения икон и тому подобного. И попросила журналистов не приписывать им лишнего. А также пообещала не отказываться от своих политических взглядов в колонии. "Даже находясь в Мордовии и в Сибири, мы все равно не будем молчать, как бы вам ни хотелось", - заявила Алехина.

Судья несколько раз пыталась перебить подсудимую и напомнить, что суд кассационной инстанции - это не политическая площадка, и требовала говорить по существу претензий к приговору. Но подсудимые использовали зал Мосгорсуда для заявлений о политическом характере уголовного дела и для заочного ответа на слова президента Владимира Путина, "прогнать" которого они и просили в своем "молебне".

"Хочу сказать про Путина, который заявил, что нам правильно влепили двушечку: думаю, наше название, которое он не смог произнести по по-русски, - "Бунт Кисок" - менее неприличное, чем его слова о том, что врагов надо мочить в сортире", - обратилась Алехина к российскому президенту, который на прошлый неделе охарактеризовал приговор участницам группы как справедливый.

Надежда Толоконникова заявила, что судья Хамовнического суда изначально была настроена на обвинительный приговор: после показаний подсудимых им не было задано судом и прокурором ни одного вопроса, не были допрошены свидетели, которые могли охарактеризовать личность подсудимой. По ее словам, обвиняемые были лишены возможности конфиденциально пообщаться с защитниками. Также девушка призвала всех сомневающихся в искренности Pussy Riot посмотреть видеоклип из ХХС - тогда станет ясно, что акция была не религиозной, отметила активистка.

Что касается оскорбления религиозных чувств верующих, Толоконникова также заявила, что цели обидеть кого-либо не было, а акция в ХХС была лишь политическим шагом. Раскаяние неприемлемо, отметила девушка, так как "религиозной ненависти" не было. "Нельзя каяться в том, чего не делала. Но я готова извиниться, я извиняюсь и извинялась ранее. У меня нет повода врать. Я прошу отменить приговор. Я не являюсь виновной юридически", - заявила подсудимая.
Как и Алехина, Толоконникова попыталась использовать возможность заявить о своей гражданской позиции, чем сразу же вызвала сопротивление судьи. Председатель коллегии несколько раз перебивала подсудимую и требовала говорить по существу. В итоге она окончательно остановила выступление Толоконниковой и попросила девушку присесть.
"Мы уедем в колонию, а тут начнется гражданская война. Путин все для этого делает!" - значительно повысив голос, заявила Толоконникова. Судья призвала активистку не кричать и передала слово адвокатам.

Выступавшие следом адвокаты, во-первых, указали на доказательства того, что их подзащитные не хотели обижать верующих. По словам Волковой, обвиняемые пришли в храм не во время богослужения, дабы никому не мешать, а также намеренно не заходили в алтарь. О том, что стоять на солее также нельзя, девушки, отметила адвокат, не знали. "Состав преступного деяния не доказан ни в суде, ни в процессе предварительного следствия", - заявила юрист и потребовала отменить приговор Хамовнического суда.

Далее адвокат Марк Фейгин говорил о процессуальных нарушениях, допущенных судом нижестоящей инстанции. Он упомянул, в частности, сложные условия проведения предыдущих слушаний, которые сравнил с пытками. Однако наиболее эмоциональной стала часть выступления адвоката, в которой он попросил Мосгорсуд вынести определение президенту России Путину, который, по мнению Фейгина, прямо или опосредовано оказывал давление на суд.

В ходе заседания адвокат Марк Фейгин попросил суд вынести частное определение в отношении президента Путина, который перед рассмотрением кассационной жалобы назвал приговор законным. В этом ходатайстве было отказано.

Адвокат Николай Полозов говорил о том, что Хамовнический суд не учел многие смягчающие обстоятельства в деле его подзащитных. У двоих девушек, напомнил он, есть малолетние дети, для которых разлука с матерями может стать трагедией. Также он указал на наличие у подсудимых положительных характеристик и отсутствие судимостей.

После оглашения решения Мосгорсуда отец Екатерины Самуцевич заявил: "Счастье какое! Но с другой стороны, за остальных девочек обидно, они не заслуживают такого жестокого наказания".

Адвокат Самуцевич Ирина Хрунова сказала журналистам, что ожидала такого решения суда. "В этом и заключается работа адвоката: представить суду доказательства правильности своей позиции, и сегодня мы такие доказательства представили", - сказала Хрунова, которая объясняла в суде, что участие Самуцевич в акции было минимальным.

Адвокат участниц панк-группы Pussy Riot Марк Фейгин сказал, что он с коллегами будет обжаловать решение Мосгорсуда по Толоконниковой и Алехиной как в надзорной инстанции, так и в ЕСПЧ.

" Мы очень рады, что отпустили Катю. Мы настаивали на этом с первого дня следствия. Но все юридические комментарии логично брать у ее адвоката. Мы не понимаем, почему произошла такая дифференциация, что определило такую разницу в ролях и характеристиках между Самуцевич и Алехиной и Толоконниковой", - сказал Фейгин.

Пётр Верзилов, муж Надежды Толоконниковой, уверил журналистов, что в группе Pussy Riot раскола не будет, по его словам девушки обнимались и поздравляли Катю.

В 15.20 из здания Мосгорсуда вышла Екатерина Самуцевич. "Я рада, что меня отпустили, но расстроена из-за девчонок, - ответила она на вопросы прессы. - Я буду продолжать бороться за них, они мои подруги. Возможно, меня отпустили из-за идеально сформулированной позиции адвоката", – сказала Самуцевич.

Девушку окружило около сотни журналистов с камерами, началась страшная давка, из-за которой отец Самуцевич едва пробился к своей дочери. Друзьям Кати удалось отбить ее от журналистов, девушку посадили в машину, но еще около пятнадцати минут она не могла сдвинуться с места – журналисты преградили путь

За несколько дней до рассмотрения кассационной жалобы на приговор трем участницам группы Pussy Riot президент России Путин в интервью программе НТВ "Центральное телевидение" заявил следующее: "На самом деле правильно, что их арестовали, и правильно сделали, что суд у нас такое решение принял. Потому что нельзя подрывать основы морали, нравственности, разрушать страну. Мы с чем останемся тогда?"

По его словам, участницы группы понимали, на что шли. "Первая моя реакция была такая, что попросил верующих за них прощения, я думал, что на этом закончится", - отметил президент. Однако дело, по его словам, стали раскручивать. "И докатили до суда, а суд залепил им двушечку. Я здесь не причем. Они этого хотели, они это получили", - заявил глава государства. 

Участниц Pussy Riot Надежду Толоконникову и Марию Алехину, которых приговорили к двум годам лишения свободы за акцию в храме Христа Спасителя, в ближайшие 10 дней этапируют в колонию для отбывания срока, сообщили "Интерфаксу" в пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний. Таким образом, Толоконникову и Алехину не оставят отбывать срок в СИЗО, как они просили. 

В интервью "Новой газете" один из адвокатов девушек Марк Фейгин после окончания судебного заседания заявил следующее: "Завтра мы посетим в СИЗО Машу и Надю. Мы готовы разорвать соглашение, чтобы дать им шанс на свободу. Мы очень рады за Катю. И мы поняли сигнал, который получили сегодня — что при покладистом характере линии защиты реальный срок может быть отменен. Это не касается личностей адвокатов, это касается возможности обсуждения в суде политического мотива выступления девушек, политической ангажированности следствия и суда. В суде первой инстанции мы много раз говорили о необходимости индивидуализации вины подзащитных, Виолетта подавала соответствующее ходатайство, но это не было эффективно. Сегодня мы увидели, что перевод процесса в сугубо юридическую плоскость дает шанс власти отступить, избавиться от этой истории. Если это цена за шанс для девушек — мы готовы немедленно выйти из дела. Завтра узнаем мнение наших подзащитных".

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.017883777618408