Вестник гражданского общества

20.09.2012

В Лондоне состоялось предварительное слушание по выяснению обстоятельств смерти Александра Литвиненко

Марина Литвиненко. Фото: ИТАР ТАСС

В Лондоне завершилось предварительное заседание суда, на котором определялись параметры коронерского следствия по делу о смерти экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко. Все материалы, представленные в суде, будут практически моментально публиковаться на специальном официальном сайте.

Участники судебного дознания об обстоятельствах смерти бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко получат доступ к полицейскому отчету Скотланд-Ярда. Однако из него будут исключены разделы, касающиеся расследования связей погибшего с британской разведкой, сообщает BBC News.

Решение о частичным раскрытии материалов полицейского расследования было принято 20 сентября в Лондоне на предварительных слушаниях, проведенных судьей Высокого суда Робертом Оуэном. В связи с важностью и сложностью процесса ему доверена должность коронера (судебного дознавателя) по делу о смерти Литвиненко.

На предыдущих слушаниях в октябре 2011 года рассматривалась возможность проведения углубленного, всестороннего дознания, в ходе которого предлагалось изучить события, предшествовавшие смерти Литвиненко, в том числе получить сведения от британских спецслужб. Прежний коронер Эндрю Рид был отстранен от дела из-за подозрений в коррупции.

Судья Оуэн объявил, что намерен приступить к проведению дознания в кратчайшие сроки, выразив надежду, что процесс удастся начать в 2013 году. Однако, прежде чем приступить к слушаниям по существу на предварительных заседаниях предстоит решить, на какие именно вопросы должно ответить дознание.

Как отмечается на специально созданном по этому случаю сайте, дознание должно, как минимум, прояснить, кем был покойный, когда и где он умер и при каких обстоятельствах. На рассмотрение могут быть вынесены дополнительные вопросы о том, что привело к смерти Литвиненко.

Судье Оэуну также нужно решить, будет ли он выносить вердикт самостоятельно, или будет опираться на мнение присяжных. Вариантами коронерского вердикта являются: смерть от естественных причин, несчастный случай, самоубийство, убийство или профессиональное заболевание. Также судья может объявить, что имеющихся доказательств недостаточно для установления истины.

Материалы полицейского расследования с купюрами будут предоставлены заинтересованным сторонам, каковыми являются вдова Литвиненко Марина и его сын Анатолий, подозреваемый в его убийстве депутат Госдумы Андрей Луговой, министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй и российский миллионер Борис Березовский. В полном объеме с полицейским отчетом смогут ознакомиться коронер и помогающие ему адвокаты.

Бежавший в Великобританию в 2000 году Алексей Литвиненко умер в ноябре 2006 года вскоре после встречи с бывшими коллегами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. После смерти в его организме был обнаружен радиоактивный элемент полоний-210, при этом официальное медицинское заключение о причинах смерти Литвиненко до сих пор не обнародовано.

Открывая заседание, председательствующий Роберт Оуэн отметил, что более откладывать детальное дознание нельзя, его следует провести в интересах вдовы и сына погибшего, а также всего общества.
Представитель Марины Литвиненко Бен Эммерсон заявил на суде, что следствие должно расследовать возможную причастность российских властей к смерти экс-офицера ФСБ. "Если эта гипотеза будет подтверждена доказательствами, это будет означать, что на улицах Лондона совершен акт ядерного терроризма при поддержке государства", – сказал адвокат.

Вдова Александра Литвиненко Марина сказала в интервью Би-би-си: "Я хочу знать, кто его убил и почему. Я говорила это шесть лет назад, и надеюсь, что наконец узнаю всё".

Судья, в свою очередь, заявил, что дознание должно рассмотреть широкий ряд вопросов и, возможно, затронет и этот аспект. Слушания по существу, по словам судьи Роберта Оуэна, он намерен начать как можно скорее, но это точно не произойдет ранее 2013 года.

Как сообщает корреспондент Русской службы Би-би-си Павел Бандаков, на заседании присутствовали представители Андрея Лугового, считающегося основным подозреваемым. На слушаниях депутата Госдумы представлял Тим Оуэн, который, среди прочего, был адвокатом россиянки Катерины Затуливетер.

В суде на Фернивал-стрит был представитель Бориса Березовского, которого также признали лицом заинтересованным.

В зале были несколько человек, чьи имена так или иначе связаны с историей Александра Литвиненко, но, согласно судебным документам, официально у них нет интереса в проведении дознания.
Так, среди журналистов был замечен Ахмед Закаев, в прошлом один из лидеров чеченских сепаратистов, получивший убежище в Британии. В зале также находился Владимир Терлюк – фигурант судебного разбирательства между Борисом Березовским и российской телекомпанией ВГТРК.
На заседании в четверг было объявлено, что слушания по существу будут сопровождаться прямыми текстовыми трансляциями для журналистов, находящихся в суде.

Учитывая общественный интерес, стенограммы заседаний и имеющие отношения к делу документы будут публиковаться на специальном официальном сайте – www.litvinenkoinquest.org.
При этом было решено, что процесс не будет сопровождаться русским переводом. По крайней мере, государство за переводчиков платить не будет.

Масштаб расходов на новое расследование стал в Британии горячей политической темой. В 2012 году Кен Кларк, занимавший в то время пост министра юстиции, направил коронеру письмо с просьбой дать разъяснение о предполагаемых расходах на следствие в размере 4 миллионов фунтов стерлингов.

Дело Литвиненко: ключевые события

1 ноября 2006 года - Александр Литвиненко пьет чай с бывшими агентами спецслужб Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном в Лондоне

4 ноября 2006 года - после трех дней рвоты его отвозят в госпиталь Барнет

17 ноября 2006 года - состояние Литвиненко ухудшается, его переводят в Лондонский университетский госпиталь

23 ноября 2006 года - смерть Литвиненко

24 ноября 2006 года - его смерть связывают с отравлением полонием

30 ноября 2006 года - министр внутренних дел заявляет парламентариям, что следы радиоактивного вещества обнаружены в 12 местах в Лондоне, а также на борту двух самолетов British Airways

4 декабря 2006 года - девять британских детективов отправляются в Москву для проведения расследования

22 мая 2007 года - директор Королевской прокурорской службы Великобритании заявил о готовности предъявить обвинения в убийстве Литвиненко Андрею Луговому

31 мая 2007 года - Луговой отрицает причастность к смерти Литвиненко и называет экс-офицера российских спецслужб "британским агентом"

5 июля 2007 года - Россия официально отказывается экстрадировать Лугового

16 июля 2007 года - Британия высылает четырех российских дипломатов, Москва отвечает тем же

Следующее предварительное заседание, которое определит направление дознания, пройдет 2 ноября. После чего стороны встретятся 13 и 14 декабря – на этих заседаниях должны объявить, какие документы будут доступны и кто будет допрошен в качестве свидетелей.

Ранее британские прокуроры заявили, что у них достаточно доказательств для предъявления обвинения экс-агенту ФСБ Андрею Луговому, которого Россия отказалась выдать Лондону. Ситуация вокруг смерти Литвиненко и запроса на выдачу подозреваемых привела к серьезному охлаждению отношений между странами.

Луговой в настоящее время является депутатом Госдумы от Либерально-демократической партии России. Сам он отрицает свою причастность к этому преступлению, называя обвинения политически мотивированными.

В ходе недавнего визита Владимира Путина в Лондон вопрос об убийстве экс-офицера КГБ поднял премьер-министр Дэвид Кэмерон, принявший российского лидера в своей резиденции на Даунинг-стрит, 10.

Комментируя начало нового этапа расследования в Лондоне, официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что в Москве следят за происходящим.

"Если принято решение возобновить судебное расследование, то мы рассчитываем, что оно даст исчерпывающую картину произошедшего, и будут выявлены все факты, которые необходимы для выяснения истины", – заявил представитель российского МИД, добавив, что генпрокуратура и следственный комитет России также "работают в этом направлении".

Вопрос по поводу экстрадиции Лугового, по словам Лукашевича, "в значительной степени закрыт" после прохождения депутатом Госдумы теста на детекторе лжи в апреле 2012 года.

"Да, вопрос сложный, но в череде других сложных вопросов между Британией и Россией у нас есть и другие моменты, которые показывают другую динамику российско-британских отношений, – сказал Лукашевич. – В последнее время между странами происходили тесные контакты, в том числе в связи с Олимпиадой. Это судебное заседание - не главный элемент, который подсвечивает наши взаимоотношения".

Марина Литвиненко полагает, что следствию необходимо изучить вопрос о возможной причастности российского государства к смерти ее мужа: "Полоний, который был использован... вы не сможете купить его или найти, где угодно, потому что всё это под контролем государства, и Лугового защитили. Он был никем, а стал членом парламента. Почему? По какой причине?"

По словам вдовы, для нее важно, чтобы полицейское расследование, которое началось шесть лет назад, было закончено: "Так трудно жить, не зная истины, и без информации. Трудно и мне, и нашему сыну, и нашим друзьям".

У проходящего в Лондоне дознания по делу о гибели Александра Литвиненко нет статуса уголовного расследования и официального судебного процесса, оно проводится вне рамок уголовного дела, а проводящий его судья-коронер не может выносить приговор. Во время дознания не проводятся и прения сторон. Главная цель этого дознания, или, как его называют в Британии, инквеста, - выявление причины смерти и причастных к ней лиц. Дознание по делу Литвиненко проводится по инициативе его вдовы Марины Литвиненко. Она обратилась к британским властям с просьбой провести полное публичное расследование гибели мужа. В октябре 2011 года прошло первое предварительное заседание в рамках инквеста, а в августе этого года был назначен новый коронер, им стал судья сэр Роберт Оуэн. На лондонском дознании должны выступить в качестве свидетелей следователи Скотленд-Ярда, эксперты, родные и друзья Александра Литвиненко. Заседание 20-го августа носит предварительный характер, слушания дела по существу дела начнутся в начале будущего года.

Марина Литвиненко, присутствующая в суде в качестве потерпевшей стороны, накануне предварительных слушаний дала интервью Радио Свобода.

- Что вас заставило обратиться к британским властям с просьбой провести дознание?

- За последние годы стало понятно, что нормального суда, на котором присутствуют подозреваемые, обвиняемые, судьи, мы никогда не получим. И вот тогда вступает в силу дознание, или инквест, на который представляются все документы, все файлы, которые были собраны в ходе официального расследования. Это публичное расследование означает, что всем предоставляется возможность узнать, что было сделано в ходе предыдущего полицейского расследования. И в силу того, что за прошедшие шесть лет мы все, в том числе и я, поняли, что нормального суда нам не добиться, мы потребовали от британского правительства провести этот инквест.

- Чего вы ждёте от дознания?

- Я пытаюсь сделать то, что обещала с самого начала, - выяснить, кто убил Сашу и почему он погиб. Через несколько недель после Сашиной смерти мне был задан вопрос, смогу ли я продолжить Сашино дело. Я ответила: «Нет» - потому что я не Саша. Я не была ни диссидентом, ни сотрудником ФСБ, не обладала информацией, которой обладал Саша. Но я была его женой и всегда поддерживала его во всем, что он делал. И в данном случае я не могу отступиться от этого и хочу добиться возможности не только для меня, но и для всех узнать, кто убил Сашу и за что его убили. И думаю, что инквест поможет этому.

- Будут ли в ходе инквеста рассмотрены результаты полицейского расследования убийства вашего мужа?

- Думаю, что в первую очередь будут рассматриваться документы и доказательства, собранные полицейскими. Вопрос лишь в том, какие из них, по решению судьи, будут рассматриваться в открытом слушании, а какие – на закрытом заседании в качестве секретных материалов. Пока мы этого не знаем, Возможно, это выяснится в ходе инквеста.

- А сможет ли коронер выявить заказчика убийства?

- Это очень сложно. На протяжении всего времени с момента убийства со стороны российских властей раздавались обвинения, что это политически мотивированное расследование, что против Лугового нет никаких доказательств, что всё дело носит политический характер. Но это - абсолютная неправда. Дело в том, что полицейские не могут показать, кто был заказчиком. Они расследуют только реальные факты, которые можно доказать: что был полоний, что он был использован и так далее.

- На инквесте вы выступаете в качестве потерпевшей стороны. Кого вы выставляете в качестве свидетелей?

- Одним из свидетелей с моей стороны является Александр Гольдфарб, который был с нами на протяжении последних двенадцати лет. Он был в больнице в последние дни, когда Саши не стало. Он - соавтор книги, которую мы вместе написали, и помощник во многих вопросах. Был заявлен и Борис Березовский. Не знаю, выступит ли Сашин отец Вальтер, но он намеревался быть на слушаниях.

- Будут ли в ходе инквеста представлены интересы российской Генпрокуратуры, российской стороны?

- Думаю, что российская сторона будет представлена. Опять же говорю это, опираясь на опыт прошлого года, когда на заседании присутствовали представители российской Генпрокуратуры, причем не в единственном числе, - по-моему, там было три или четыре человека.

- Предполагается ли выслушать в ходе инквества показания Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна по видеотрансляции из Москвы? Ходят слухи, что это планируется...

- Это предполагалось и обсуждалось в ходе прошлогоднего предварительного слушания. Думаю, что это вполне вероятно.

- Насколько оптимистично вы смотрите на возможность узнать правду в ходе инквеста: кто убил и кто приказал убить Александра Литвиненко?

- При всей остроте этого дела – я имею в виду его политический аспект – я всё-таки нахожусь на чисто человеческой стороне, я потеряла мужа. На протяжении этих почти шести лет было такое количество спекуляций, необоснованных обвинений, и с каждым годом всё это растет. Моя задача – добиться правды, какая бы она ни была, чтобы покончить с этим. Я знаю, что Саша был честным человеком и не совершал никаких преступлений. Убийство, которое было совершено, должно быть наказано и, возможно, не в том виде, как принято наказывать убийц, но убийца должен быть назван. Для меня, возможно, этого было бы достаточно, я не кровожадный человек, я не требую кого-то отравить тем же полонием или тут же убить, но я хочу дать всем понять, что произошло. И какой бы тяжелой эта правда ни была, я готова ее принять. Мой оптимизм основан, прежде всего, на этом.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.024377107620239