Вестник гражданского общества

31.07.2012

Второй день процеса над Pussy Riot. Защита заявила о фальсификации материалов дела

Судья Марина Сырова на процессе по Pussy Riot. Фото: @julduzia  

В Хамовническом суде Москвы завершился второй день рассмотрения дела Pussy Riot по существу. Весь день продолжался допрос потерпевших, которые однотипно заявляли, как их оскорбили действия Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич. Информационные агентства крайне скупо отражают происходящее в зале, однако вполне целостную картину можно составить по онлайн-трансляциям: в частности, их ведут "Новая газета", а также - в своих Twitter - журналисты Тихон Дзядко и Юлия Иоффе.

Кто-то из сотрудников храма Христа Спасителя заявлял, что душевная травма от "панк-молебна" была настолько глубока, что мешала им выходить на работу. "Сборщица пожертвований" заявила, что несколько часов после инцидента не могла собирать пожертвования.

Лишь один охранник Потанькин невольно сознался, что вся шумиха после выступления Pussy Riot улеглась за считанные минуты. За это на него шикнула адвокат потерпевших: "В течение трех-четырех минут был восстановлен порядок в храме?! А то, что сотрудница храма Аносова долго не могла считать деньги? То, что сотрудник храма не может принимать пожертвования - это как, нормально?"

Заседание во вторник проходило без трансляции в интернете: она была приостановлена накануне по решению судьи.

Второе заседание началось в меньшем зале, чем накануне, из-за чего многие журналисты не смогли на него попасть. По оценке РИА Новости, всего на заседании присутствовали около полутора десятков представителей прессы. Во второй половине дня слушания перенесли в большой зал Хамовнического суда.

Примерно в полдень подсудимые заявили, что не могут участвовать в процессе, поскольку их не кормят и не предоставили время для сна.

Мария Алехинана попросила предоставить ей время для сна, еды и подготовки к процессу. Она рассказала, что после заседания, которое накануне закончилось около 22 часов, ее поздно доставили в СИЗО.

"Их не кормят и не дают спасть. Это пытки", - заявила адвокат Виолетта Волкова. Она пояснила, что после первого заседания их подзащитные оказались в СИЗО только в 2 часа ночи, а в 5 утра их снова разбудили, чтобы везти в суд. В суде из-за слишком коротких перерывов на обед им не удалось нормально поесть. Адвокат отметила, что с прошлой недели ее подзащитные не получают горячего питания и она даже не знает, что у них за паек. "Не исключено, что это "доширак" или галета с водой", - сказала Волкова. При этом защите запрещают передавать подсудимым продукты и даже воду.

В суд поступила справка из СИЗО, согласно которой состояние здоровья позволяет девушкам участвовать в заседании. "Эту справку выдает фельдшер, который только измеряет давление и пульс. А если человек плохо себя чувствует по другой причине, то это останется незамеченным", - заявила адвокат. По ее словам, суд, конвой и СИЗО не делят между собой сферу влияния, сваливая ответственность друг на друга. "Однако ответственность лежит все же на судье. Если моя подзащитная умрет в клетке, то ответственность нести будет она, а не конвой", - добавил адвокат Марк Фейгин.

Судья Марина Сырова не стала слушать ходатайство, пояснив, что "сейчас очередь обвинения представлять доказательства, а ходатайства можно было заявлять только на первом заседании".

В ответ на это заявление защита потребовала отвода судьи, однако его судья также рассматривать не стала, сославшись на то, что этот вопрос уже обсуждался ранее.

Под конец заседания в суде разгорелся скандал. Подсудимая Мария Алехина обратила внимание, что показания потерпевших Белоглазова и Потанькина абсолютно одинаковы - будто сделаны под копирку. В них совпадают даже орфографические ошибки. Адвокат Николай Полозов подтвердил: показания повторяются целыми абзацами, вплоть до опечаток. Например, "амвон" и "авмон". Все это дает основания подозревать, что показания сфальсифицированы следователем.
"Это значит, что следователь не записывал показания со слов потерпевших и свидетелей, а сам писал все, что ему было угодно, а они, не глядя, подписывали", - сказал адвокат Полозов (цитата по "Интерфакс").

Кроме того, при оглашении заявленных прокурором страниц выяснилось, что нумерация страниц изменилась. Первый том внезапно увеличился на 102 листа. Адвокаты заявили о фальсификации уголовного дела.

Николай Полозов заявил ходатайство об оглашении показаний двух потерпевших для сравнения.
Прокурор отметил, что данное ходатайство не может быть удовлетворено, так как для этого нет законных оснований. Судья отклонила ходатайство, отметив, что согласна с позицией прокурора. После чего заседание было закрыто. Продолжат рассматривать дело в среду, в 13 часов.

Как заявила адвокат Виолетта Волкова, 1 августа сторона защиты заявит отвод суду из-за подозрения в сговоре судьи Марины Сыровой с адвокатами потерпевших.

Кстати, фотография судьи Сыровой в обход запрета на съемку появилась во вторник в Twitter. После чего пресс-секретарь суда заявила журналистам, что с 1 августа в зал суда перестанут пускать людей с устройствами мобильной связи.

Журналисты-наблюдатели в зале суда также сделали вывод, что сторона обвинения и судья за прошедшие два дня старательно вымарывают из процесса все намеки на его "политический" аспект.

Судья позволяет допрашивать потерпевших об их отношении к Богу и о том, как они пришли к вере. Однако Сырова неизменно снимает вопросы подсудимых и их адвокатов о том, как потерпевшие относятся к феминисткам, и знают ли они, кто это такие.

Вопросы адвокатов к потерпевшим о содержании текста "Богородица Дева, Путина прогони" Марина Сырова немедленно снимает.

Петр Верзилов, находящийся на заседании суда, сообщил в Twitter, что "прокурор избегает слова "Путин", заменяя его на выражение "один из кандидатов в президенты Российской Федерации".
Напомним, на момент "панк-молебна" Владимир Путин был премьер-министром в статусе кандидата в президенты.

Во вторник стало известно, что в поддержку Pussy Riot выступил санкт-петербургский единоросс Валерий Федотов, возглавляющий исполком партии в Василеостровском районе.
"Призываю суд как можно скорее отпустить на свободу участниц группы Pussy Riot Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич, и предлагаю тем однопартийцам, кто со мной согласен, присоединяться к этому призыву", - написал он в блоге.

По словам Федотова, девушки поступили плохо, "устроив съемки своего клипа" в храме Христа Спасителя, но все мыслимые сроки их заключения уже превзойдены.
"Давайте докажем обществу, что не все единороссы - средневековые фанатики. Ведь на самом деле это не так", - написал Федотов, добавив, что его позицию в партии разделяют многие.

Руководство партии поспешило заявить, что Федотов высказал свое личное мнение, которое может не совпадать с позицией партии.
"Партия никогда не высказывается по тем вопросам, которые решает суд, потому что это решает суд, и любое высказывание может быть расценено как давление на суд или еще что-то", - заявил секретарь генсовета партии Сергей Неверов РИА Новости.

В поддержку Pussy Riot выступали многие деятели культуры, в том числе зарубежные. Во вторник к ним присоединился британский актер, писатель и телеведущий Стивен Фрай.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.012845993041992