Вестник гражданского общества

07.07.2012

Госдума приняла в первом чтении скандальный закон об "иностранных агентах"



Заседание Госдумы. Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости

Госдума приняла в пятницу в первом чтении законопроект о присвоении некоммерческим организациям, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политикой, статуса "иностранного агента". Законопроект предложила группа депутатов-единоросов неделю назад, документ рассматривался в срочном порядке. При необходимых 226 голосах законопроект поддержали 323 депутата. Против проголосовали 4 человека, воздержался - один. Таким образом, результаты можно назвать сенсационными, но объяснимыми. Против закона резко выступали только справедливороссы, в итоге они просто бойкотировали голосование. Лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов сообщил в своем Twitter, что справедливороссы приняли решение вовсе не голосовать по этому вопросу.

В пятницу перед началом пленарного заседания лидер "Яблока" Сергей Митрохин и другие активисты провели у здания Госдумы одиночные пикеты против нового закона.

Соавторами законопроекта стали все депутаты фракции "Единая Россия". Консолидированное решение поддержать автора законопроекта депутаты от "Единой России" приняли в четверг на заседаниях внутрифракционных групп. "Мы считаем его своевременной инициативой и единодушны в вопросе о поддержке данного законопроекта. Очень важно, что о намерении поддержать инициативу депутатов-единороссов заявили депутаты двух оппозиционных фракций, представленных в ГД - ЛДПР и КПРФ", - рассказал РИА "Новости" глава фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев.

Согласно законопроекту, любая российская некоммерческая организация, отвечающая двум признакам: финансирование из-за рубежа и занятие политической деятельностью - в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Эти НКО будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, чем для обычных НКО - предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки.

Под иностранным источником в документе понимаются все деньги, которые идут из-за рубежа - от правительств, государств, международных и иных организаций, а также от гражданских, юридических лиц и лиц без гражданства.

Разъясняет законопроект и понятие политической деятельности. Этому критерию будут соответствовать те организации, которые участвуют в политической деятельности независимо от целей и задач, указанных в документах (в том числе прописанных в уставах НКО), занимаются проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой госполитики, а также формированием общественного мнения в указанных целях.

При распространении такой организацией материалов, в том числе в СМИ и через интернет, необходимо будет указывать, что эти материалы распространены и выпущены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Важной особенностью законопроекта является новое положение закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по которому любая денежная транзакция, то есть поступление денег из иностранных источников в российскую НКО, подлежит обязательному контролю, если сумма равна или превышает 200 тысяч рублей.

Ежегодно Минюст должен будет представлять в Госдуме полный доклад о деятельности таких НКО за прошедший год со всеми финансовыми изложениями.
За несоблюдение закона документом предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до миллиона рублей и уголовная ответственность с самой большой санкцией - четыре года лишения свободы.

На общественных слушаниях, состоявшихся в четверг в Доме советов, единоросы настаивали на том, что законопроект не является ограничительным. "Никому в голову не приходит запретить вообще или ограничить деятельность некоммерческих организаций. Но их деятельность должна быть как на ладони. Общественные организации не должны что-то там делать под столом. Наоборот, все двери и окна должны быть открыты", - заявил лидер фракции "ЕР" Андрей Воробьев.

В свою очередь, член Общественной палаты политолог Сергей Марков сообщил, что "рядом политических лидеров зарубежных стран принято решение о свержении нашего президента с использованием технологии "цветных революций", в которой ключевую роль играют НКО". По его словам, законопроект направлен на отстаивание суверенитета и целостности России.

Представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин приветствовал законопроект как способ борьбы с проектами, "прямо противоположными политической культуре народа России и его нравственным и духовным устремлениям". "Достаточно вспомнить напрямую управлявшиеся из-за рубежа организации, которые продвигали в России ювенальную юстицию, секспросвет, пропаганду половых извращений, чуждые для нас политические идеологемы", - сказал Чаплин.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала законопроект "подлым". Она намерена добиваться внесения его авторов в расширенный "список Магнитского". "Пусть те, кто поднимет руку (голосуя за закон. - Ред.), подумают о том, что они за это будут расплачиваться уже очень скоро. Мы поименно вспомним всех, и пусть они подумают", - сказала Алексеева. Она подтвердила, что МХГ не подчинится новому закону и не объявит себя "иностранным агентом".

Президентский Совет по правам человека призвал Госдуму снять законопроект с рассмотрения и официально вынести его на общественное обсуждение, "чтобы исключить укоренение неконституционных норм и практик". В четверг глава Совета Михаил Федотов подтвердил, что направил такое письмо спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.

Общественная палата также отказалась поддержать законопроект в его нынешнем виде. В заключении экспертов ОП говорится, что выражение "иностранный агент" воспринимается негативно и употребляется в значении "шпион". Эксперты призвали конкретизировать понятия "политическая акция", "формирование общественного мнения" и другие формулировки законопроекта. Кроме того, по мнению юристов ОП, порядок принятия законопроекта нарушает Конституцию, поскольку изменение КоАП относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В то же время Общественная палата "разделяет исходную позицию авторов законопроекта относительно необходимости более эффективного регулирования деятельности НКО, получающих иностранное финансирование" для исключения их вмешательства во внутреннюю политику России.

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина призвал Госдуму отклонить "наспех внесенный и спешно продвигаемый" законопроект. В заявлении комитета говорится, что такой закон "противоречит закрепленному в ст. 13 Конституции принципу политического многообразия и не может быть реализован в демократическом правовом государстве".

Единоросы заявляют, что нормы предлагаемого законопроекта соотносятся с нормами законодательства развитых стран, Однако заместитель директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рэйчел Денбер обвинила авторов инициативы в попытке ввести граждан РФ в заблуждение. По ее словам, "очень много организаций в США получают деньги из-за рубежа... но они не обязаны регистрироваться как иностранные агенты, и это очень существенная разница". Кроме того, директор российского филиала института "Право общественных интересов" Дмитрий Шабельников также отметил, что последние 20 лет FARA в США подвергается жесткой критике.
Депутаты "Справедливой России" Геннадий Гудков и Илья Пономарев предложили определиться с тем, на кого равняться при принятии подобных законопроектов.

"Вы говорите, что копируете иностранные законы, но вы вспомните, какие законы вы копируете. Это два конкретных закона Соединенных Штатов - один середины 30-х годов, когда надо было бороться с нацистской агентурой, а другой - когда надо было бороться с коммунистами в эпоху "маккартизма". Прежде чем копировать иностранный опыт, надо бы в нем разобраться", - заявил с трибуны Пономарев.

Президентский Совет по правам человека продолжает настаивать на пересмотре закона об НКО и предлагает вынести его на общественное обсуждение. Правозащитники уверяют, что норма противоречит сразу нескольким статьям российской Конституции, некоторым положениям Гражданского кодекса, а также постановлениям Европейского суда по правам человека и Конституционного суда России.

Кроме того, по мнению Федотова, "законопроект фактически легализует иностранное финансирование политических организаций, а это прямо запрещено законодательством о политических партиях".

Одна из главных претензий правозащитников состоит в формулировке "иностранный агент", которая, по их мнению, нечетко прописана в законе и ставит "отрицательную печать" на деятельности организации.

"Такая формулировка способна отпугнуть многих граждан, желающих работать с некоммерческими организациями", - считает член СПЧ Мара Полякова.

По мнению Михаила Федотова, под "иностранным агентом" следовало бы понимать зарубежную компанию, которая вступает в договор с российской НКО и представляет интересы своей страны.
Член СПЧ и бывшая судья Конституционного суда Тамара Морщакова полагает, что, если уж в закон введено понятие "агента", то должен быть пункт и об агентском договоре, в котором должны быть четко определены его обязанности.

"В нынешней ситуации многие организации просто побоятся стать иностранными агентами, и это может стать поводом для приостановки их деятельности, - говорит Морщакова. - Далее последуют штрафы и другие санкции, и работа многих НКО будет постепенно сворачиваться".
Еще одна претензия правозащитников к закону - отсутствие четкого определения того, деятельность какой организации следует считать политической.

По мнению Тамары Морщаковой, в законе об НКО "понятие политической деятельности значительно расширяется по сравнению с законом о политических партиях и становится практически бескрайним".

Советник СПЧ Нина Беляева полагает, что деятельность любой некоммерческой организации при желании можно назвать политической, так как она так или иначе связана с политикой, проводимой в той сфере, которой она занимается.

"Этот закон нарушает заложенный в законодательстве принцип равенства некоммерческих организаций и по сути ущемляет права определенной группы НКО", - отмечает Беляева.
Кроме того, по словам Михаила Федотова, под определение НКО может подпадать огромное количество организаций, в том числе университеты, библиотеки, государственные фонды и даже некоторые госкорпорации.
"С одной стороны, государство показывает стремление взаимодействовать с некоммерческими организациями, создавая открытое правительство, но этот закон лишь препятствует диалогу с НКО. Получаются ножницы, и они совсем не маникюрные", - подчеркивает глава СПЧ.

Федотов добавил, что закону в целом не хватает определенности и ясности. "Опасность этого законопроекта в том, что он так широко определяет понятие политической деятельности, что любая организация либо должна бежать регистрироваться как иностранный агент, либо вообще воздержаться от любой деятельности, так как любая деятельность может быть интерпретирована как политическая", - сказал Федотов.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.018189191818237