Вестник гражданского общества

02.07.2012

"Свободную прессу" возглавили популярные писатели-оппозиционеры, а федеральное ТВ теряет последних профессионалов

Сергей Шаргунов и Захар Прилепин

Известные литераторы Сергей Шаргунов и Захар Прилепин пришли на места главного редактора и шеф-редактора сетевого издания "Свободная пресса"  , о чем радостно извещают читателей сайта.

"Побуяним. Особенно теперь, когда оставшуюся свободную, полусвободную и на четверть свободную прессу поджимают и придавливают. Посмотрим, что получится", - пишут они в обращении к читателям.

Кое-кто из читателей уже оптимизирует в отзывах: "Отличные новости! Пожалуй, это будет самый необычный и интересный ресурс из "информационно-аналитических". Другие настроены пессимистичнее: "Ну-ну! Посмотрим, чего вы стоите, буяны!".

Шаргунов в последнее время был замечен на протестных акциях в Москве, последовательно защищал гонимых властью "лимоновцев" в своем блоге, а недавно в числе других известных деятелей российской культуры подписал открытое обращение с требованием освободить арестованных участниц женской панк-группы Pussy Riot.

В 2007 году Шаргунов был лидером молодежного движения "Ура!" при "Справедливой России" и членом центрального совета этой партии. В октябре того же года был исключен из федерального предвыборного списка партии и тем самым отстранен от участия выборах в Госдуму. При этом сам он утверждал, что получал угрозы физической расправы и тюремного заключения от руководства партии, включая ее лидера Сергея Миронова. До этого Шаргунов был членом партии "Родина" и лидером молодежной организации "Союз молодежи "За Родину!". Автор нескольких бестселлеров.

Прилепин, лауреат премий "Нацбест-2007" и "Супернацбест", также известен своим критическим отношением к власти. Его вопросы Владимиру Путину о связях тогда еще премьера с нефтетрейдером Геннадием Тимченко и о коррупции в "Транснефти" на встрече с писателями в сентябре прошлого года в итоге вырезали из эфира. Вскоре после этого его книги решили проверить на экстремизм, вслед за произведениями Бориса Акунина. 

Между тем, несвободные СМИ продолжают нести потери. Программу "Центральное телевидение" на телеканале НТВ вслед за несколькими журналистами покидает ее шеф-редактор. Александр Уржанов объяснил свое решение закручиванием гаек со стороны руководства телеканала.

"Была договоренность, что до конца сезона я дорабатываю, - рассказал Русской службе Би-би-си Александр Уржанов. - Этот период закончился. Дальше программу ждет переформатирование, а меня - что-то другое".

О том, что придется уйти с НТВ, стало понятно еще в апреле, написал Уржанов на своей странице в Facebook. Тогда он публично осудил передачу о гражданских митингах "Анатомия протеста", выпущенную на НТВ, назвав ее позором. В ответ ему без объяснения причин урезали зарплату.

Последовательно с телеканала под давлением руководства увольнялись люди, работавшие с Николаем Картозией - одним из основателей "Центрального телевидения" и руководителем дирекции праймового вещания НТВ. Картозия ушел в феврале 2012 года без объяснения причин после 11 лет работы.

"Теперь канал почти полностью зачищен от людей Картозии, дирекции праймового вещания де-факто больше не существует", - написал Уржанов в Facebook. Что дальше будет с "Центральным телевидением", он не знает: "В любом случае, это будет другая программа".

Телеканал НТВ через пресс-службу заверил, что программа не закрывается, а, напротив, расширяется. Более того, как официально заявила пресс-служба, производством обновленного "Центрального телевидения" займется Николай Картозия, ныне президент нового холдинга "ПрофМедиа ТВ". Сам Картозия эту информацию не подтвердил.

Воскресная программа "Центральное телевидение" появилась летом 2010 года и сразу стала позволять себе "вольности": поднимала темы, которые российское телевидение традиционно обходит молчанием, шутила над героическим образом Владимира Путина. В общем, вела себя не так, как "принято" на федеральных телеканалах.

По словам Уржанова, это не была какая-то созданная сверху вольница или оазис - журналисты отвоевывали себе свободу, насколько это возможно. "Каждый раз это были долгие переговоры. Вся эта работа была построена на больших и малых компромиссах. Все, кто этим занимался, с этим соглашались, и я в том числе", - рассказал он в интервью Би-би-си.

Уржанов вспоминает, как год назад они впервые за долгое время показали в федеральном эфире интервью с Михаилом Ходорковским.

"Нам говорили, что вы посылаете некий сигнал, и его скоро выпустят. Насколько я знаю, его еще не выпустили", - говорит он, резюмируя: "Все, что получилось, получилось благодаря усилиям людей, которые работали внутри программы".

Главное, по его словам, заключалось не в том, какими темами можно было заниматься, а в той интонации, которую выдерживала программа.

"Если язык, которым ты разговариваешь с аудиторией - это язык вменяемых, нормальных людей, которые не пытаются разговаривать языком пресс-релизов, то и автоматически круг тем расширяется", - поясняет он.

До выборного сезона конца 2011-го - начала 2012-го на программе работалось относительно легко, говорит Уржанов.

"Круг сюжетов, которые снимались, был достаточно понятен, но за исключением последних шести месяцев это были какие-то мелкие изъятия. Целые сюжеты снимались скорее в виде исключения", - поясняет Уржанов.

Снятие сюжетов с программы происходило, как правило, по звонку генерального директора телекомпании Владимира Кулистикова, сказал Уржанов в беседе с bbcrussian.com.

Сам Кулистиков неоднократно заявлял, что цензуры на НТВ нет, но при этом канал руководствуется коммерческими интересами и "гармонией взаимоотношений" с центральной властью.

"Никакой инструкции нет. Сигналы - есть. От политиков, от собственников. Мы их получаем и учитываем. Но это нормально. Должна быть гармония выстраивания отношений с акционерами, с центральной властью. Ну, и гармония в душе", - говорил Кулистиков в одном из интервью.

Как вспоминает бывший шеф-редактор ЦТ, гайки начали закручивать после московских митингов против фальсификаций на выборах, которые широко освещались в программе.

"Когда наступил 2012 год, когда прошли митинги на Болотной и на Сахарова, ситуация довольно радикально поменялась. Там уже начались ковровые бомбардировки по нашим выпускам", - говорит Уржанов.

По его словам, иногда с эфира снимались сюжеты про первых лиц страны, иногда - про второстепенных фигур

Так, например, в программе прошел материал о скандале вокруг визита губернатора Волгоградской области Сергея Боженова и других местных чиновников в Италию, однако сюжет про формирование главой региона своего позитивного образа в связи с произошедшим зрители так и не увидели.

Ранее снимались сюжеты  про похищения в Чечне и подростковые суициды.

"Закручивание гаек - это естественный процесс, который мы наблюдаем далеко за пределами НТВ, - рассуждает Уржанов. - С чем он связан, с какими событиями в жизни страны, более-менее понятно. Было бы бессмысленно рассчитывать, что он коснется более узких по аудитории, но при этом с более качественной аудиторией медиа, а нас не коснется".

У "Центрального телевидения" были высокие рейтинги, поэтому смену его формата сложно объяснить финансовыми причинами.

В программе остается несколько человек из прежней команды, включая ведущего Вадима Такменева.

"Насколько я понимаю, никто толком не знает, что с ней будет происходить. То есть принято принципиальное решение, что она как бренд сохранится, но что будет скрываться за названием "Центральное телевидение", я не очень понимаю", - говорит Уржанов.

Симптомы времениЗа последние месяцы с НТВ по разным причинам ушли или были уволены несколько журналистов, некоторые из которых работали на телеканале многие годы.

Среди них - автор некоторых сюжетов "Профессии - репортер" Павел Лобков, шеф-редактор программы "НТВшники" Антон Красовский, шеф-редактор "Итоговой программы" Софья Гудкова, сотрудник "Программы максимум" Алексей Егоров.

В апреле канал покинули заместители дирекции праймового вещания Георгий Андроников и Сергей Евдокимов, а также автор документальных фильмов Екатерина Гордеева.

Все это напоминает события начала 2000-х, когда с НТВ увольняли команду его бывшего владельца Владимира Гусинского. Однако если тогда солидарные с увольняемыми журналистами вышли на митинги, то сейчас ничего подобного не происходит.

"Я думаю, что наличие или отсутствие реакции – это объективный сам по себе индикатор, - говорит Уржанов. - Вот это, мне кажется, объясняет гораздо больше про то, чего мы все стоим как профессионалы и чего мы все стоим как граждане, чем попытки призывать к абстрактной справедливости".

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.019875049591064