Вестник гражданского общества

14.05.2012

Соцопрос: Случайные люди в акциях протеста составляют ничтожное меньшинство

Фото: Евгений Фельдман/ "Новая газета"

80% опрошенных участников бессрочного лагеря на Чистых прудах имеют как минимум одно высшее образование. Средний возраст активистов — 31 год, и почти каждый из них готов продолжать участвовать в подобных акциях «в любом случае». К таким выводам по итогам проведенного опроса пришла социолог, директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская. Результаты исследования госпожа Крыштановская опубликовала в своем Facebook.

Результаты пилотажного исследования протестного сообщества #ОккупайАбай

Ольга Крыштановская

Дата проведения: 11 мая 2012 г. Москва, Чистопрудный бульвар, с 19:00 до 21:30

Опрошено 112 человек.

В момент исследования на Чистых прудах присутствовало около 1000 человек.

Единого организационного центра обнаружено не было.


Цель исследования:

- определить субъект протеста

- понять мотивацию и намерения протестующих

- пилотаж предшествует социологическому исследованию и призван уточнить задачи и инструментарий последующего исследования

Результаты пилотажа

Половозрастная структура протестующих

Женщин 44%, мужчин – 56%

Средний возраст присутствующих 31 год

Модальная группа – от 20 до 30 лет (44,5% опрошенных)

Минимальный возраст опрошенных – 16 лет

Максимальный возраст – 90 лет

Возрастные группы

%% к численности опрошенных

Младше 20 лет

5,6

21-30 лет

44,5

31-40 лет

22,0

41-50 лет

11,2

Старше 50 лет

16,7


Образовательная структура

Имеют незаконченное среднее и среднее образование 5,7% (школьники)

Незаконченное высшее – 28,5% (студенты)

Высшее образование – 65,8%

В том числе два и более высших образования – 10,1%


Профессиональная структура

Учащиеся (студенты и школьники) около 35%

45% –специалисты (программисты, переводчики, юристы, менеджеры, банковские служащие, ученые и преподаватели вузов)

15% - бизнесмены

3% - пенсионеры

2% - безработные

Групповая иерархия

Профессиональные революционеры, лидеры и активисты незарегистрированных партий, имеющие большой опыт политической борьбы, участия в выборах, завсегдатаи протестных акций. Это организационный костяк протеста

Селебритиз, звёзды, медийные персоны – привлекают средства массовой информации и публику, но не являются опорой сообщества.

Члены семей профессиональных революционеров, их ближайшие друзья и помощники – надежная опора сообщества

Активные блоггеры – информационная армия протестного сообщества. Без них координация движения, манёвров и перемещений оппозиции были бы невозможны. Именно они обеспечивают массовость

Студенты – смелые и отчаянные молодые люди, жаждущие экшена, драйва, адреналина. Легко управляемы

Спокойные интеллигенты – идеологический костяк сообщества, уверены в своей правоте, способны убеждать других. Идёт на акции протеста исключительно из принципиальных соображений. Они достаточно путешествовали по миру, и сравнивают наши порядки с европейскими и американскими, явно не в пользу России. Они постоянно апеллируют к Западу как к источнику истины, правильности и нормальности.

«Внедорожники» - маргинализованные элементы, неудачники, безработные, часть фрилансеров. Находят в акциях протеста интересное времяпрепровождения. Общение в сетях придает им уверенности и значимости в собственных глазах. Только благодаря социальным сетям эта группа стала активной и востребованной.

Политизированные пенсионеры – пенсионеры, которые все свое время отдают политике. Фанаты ЭхаМосквы. Постоянно возмущающиеся, и на все имеющие свой собственный взгляд. Часто апеллируют к советскому опыту, считая, что в СССР было лучше. Как правило, имеют идею фикс. Мало управляемы.

Открытость

Люди, пришедшие на протестные акции гипер общительны. Они удовлетворяют свою потребность в общении в социальных сетях. Но когда появилась возможность общаться в реале – они мгновенно ее реализовали. Потребность общаться для этих коммуникаторов не удовлетворяется танцами, музеями или ресторанами. Они жаждут «умных разговоров», хотят обсуждать каждый шаг властей, каждый законопроект, международную политику. Для таких людей #ОккупайАбай – глоток свежего воздуха, праздник общения.

Эта открытость делает протестное сообщество необычайно интересным для исследователя. Социологи, опрашивая людей на Чистых прудах, собирали вокруг себя небольшую очередь из тех, кто хотел бы тоже быть опрошенным.

Протестные сообщества-ежи

Только незначительная часть протестующих знакома друг с другом в реальной жизни. Это тесный и небольшой круг организаторов, активистов незарегистрированных партий и членов их семей. Большая же часть протестной массы друг с другом не знакома. Их связывает исключительно интернет и социальные сети, где они общаются, договариваются, обсуждают проблемы, согласовывают свои действия. Это новая политическая реальность, когда виртуальное сообщество, укрепляясь и разрастаясь в сетях, переходит в реал, не распадается, а начинает действовать. Виртуал первичен – реал вторичен. Реальная часть такой группы – как крона дерева, корни которого глубоко погружены в социальные сети. Только интернет напитывает их силой и осознанием общей миссии. Такое сообщество не так нуждается в физических лидерах, как традиционная партия. Здесь важнее диспетчеры в сетях, дежурные по группе фейсбука, или хозяева аккаунтов твиттера, распространяющие организационную информацию.

Такие сообщества-ежи трудно уничтожить. Они мгновенно сворачиваются, исчезая с улиц и превращаясь в сетевое облако с неясными границами. Часть организаторов протеста анонимны и взаимозаменяемы, а потому неуязвимы. Под ником может выступать кто угодно, здесь важна не личность, а аккаунт. Эти сообщества подобны ежам: они раскрываются, приобретают объем, видимость, выпускают лапки, когда реал им это позволяет. И мгновенно сворачиваются до набора анонимных ников, когда действительность вне компьютера оказывается для них опасной.

Ядро

Мы пытались понять, какую долю в протестном сообществе составляет упорное ядро, использующее все возможности проявления протеста. Оказалось, что ядро #ОккупайАбай довольно многочисленное, и составляет более 40% опрошенных. Они признались, что посещали шесть и более акций протеста последних месяцев (4 декабря, Болотная, Сахарова, Якиманка, БелоеКольцо, Арбат, МаршМиллионов и др.).

Вероятно, Ядро увеличивается в размерах. Мы обнаружили до 30% участников акции, которые присоединились к протестующим в последний месяц. Особенно большой резонанс вызвал МаршМиллионов, приведший к многочисленным задержаниям. Многие родственники и друзья пострадавших на Марше решили присоединиться к #ОккупайАбай в знак протеста против действия ОМОНа 6 мая.

15% опрошенных признались, что так или иначе пострадали от действий правоохранительных органов, что сделало их позицию еще более непримиримой. 

Ужесточение

На наш вопрос «остановит ли протестующих ужесточение законодательства в отношении проведения массовых мероприятий» (максимальные наказания до 200 часов общественных работ и до 1,5 миллионов руб. штрафа) почти 90% опрошенных ответили, что они будут продолжать приходить на подобные акции в любом случае. 10% признались, что согласны участвовать исключительно в разрешенных и безопасных акциях протеста.

Случайные люди, пришедшие на Чистые пруды послушать игру на гитаре, потусоваться, бесплатно перекусить, увидеть знаменитостей составляют ничтожное меньшинство.

Для окончательных выводов и рекомендаций необходимо провести полноценное исследование.

В комментариях, данных газете «Коммерсант», госпожа Крыштановская пояснила: «Вся ситуация развивается в политическом поле, и дальнейшее ее развитие зависит от политического контекста и действий властей. Если причины, по которым это протестное сообщество вышло на улицу, будут оставаться, то и само сообщество будет оставаться».
Она отметила, что молодая образованная интеллигенция, ставшая «субъектом революционной ситуации», еще станет объектом более основательного исследования: «Мы хотим выяснить, каковы их намерения, их политические взгляды, каким они видят будущее России, что хотят изменить и при помощи каких технологий. Это все очень важно, чтобы понять перспективы развития страны».

Еще одно исследование в лагере на Чистых прудах провел волонтер «Transparency International — Россия» Григорий Дьячков. Он выяснил, какие общественные проблемы сильнее всего волнуют участников акции. Более половины из 221 респондента (можно было выбрать от 5 до 7 вариантов ответа) больше всего озабочены состоянием судебной системы (59%), свободы слова, проблемами коррупции (по 55%) и полиции (53%). Чуть меньше активистов озабочены защитой избирательных прав (49%), правом на свободу собраний (44%) и проблемами образования (42%).

Господин Дьячков планирует в дальнейшем обновлять данные итоговой таблицы. Впрочем, он подчеркнул, что этот опрос нельзя назвать профессиональным социологическим исследованием. «Я провожу эту работу от правозащитников, и у нас немного другая цель. Например, если 10–15 людей написали, что их волнуют права женщин, мы хотим свести их вместе, познакомить с обществом феминисток и, возможно, провести на Чистых прудах семинар, посвященный этой проблеме»,— пояснил он.

Ранее социологи «Левада-центра» проводили исследование состава участников протестных акций на проспекте Сахарова 24 декабря и на Якиманке и Болотной площади 4 февраля. В соответствии с результатами этих опросов состав активистов в декабре и феврале был практически таким же, как и в мае: возраст большинства опрошенных находился в диапазоне от 25 до 39 лет. Кроме того, более 70% респондентов заявляли о наличии как минимум одного высшего образования.

Результаты вышеописанных опросов в «Левада-центре» комментировать отказались, сославшись на то, что не занимаются чужими исследованиями.


Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.0241379737854