Вестник гражданского общества

25.04.2012

Муниципальные депутаты Москвы и Санкт-Петербурга начали борьбу за расширение полномочий местного самоуправления

ФОТО: golyanovo.org

Муниципальные депутаты Москвы и Санкт-Петербурга обратились в Конституционный суд с просьбой упразднить московские префектуры, районные управы и петербургские районы, которые подменяют местное самоуправление.

Обращение за подписью полутора десятков оппозиционных депутатов муниципальных собраний Москвы и муниципальных советов Санкт-Петербурга было подано сегодня в полдень одновременно в двух столицах. Подачу петиции инициировали несколько инициативных групп: в столице это «Общественная коалиция в защиту Москвы» при поддержке объединения муниципальных депутатов «Наш город», в Петербурге – с подачи еще одного московского объединения «Реальная власть самоуправлению – народу».

Главное требование жалобщиков – признать незаконным существующий в двух столицах порядок административного деления, при которых районные управы в Москве и администрации районов в Санкт-Петербурге подменяют собой органы местного самоуправления – муниципальные собрания и муниципальные советы соответственно.

Два города федерального значения получили особый статус в системе местного самоуправления согласно закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 79 этого закона говорит о том, что городская администрация по факту может самостоятельно определять, какие функции передавать местной власти, а какие оставлять за собой. «Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами (…) Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства», – говорится в тексте закона. 

С подачи мэрии Москвы и администрации Петербурга за местным самоуправлением был оставлен минимальный набор функций, которые свелись к организации деятельности органов опеки и попечительства, досуговых учреждений и проведения праздников районного масштаба. Муниципальной собственности, которая фактически оставалась единственным источником каких-то дополнительных средств, у муниципалитетов обеих столиц в ходе реформы также не оказалось: большинство объектов было переведено на баланс городов.

Один из заявителей в Москве, депутат муниципального собрания района Зюзино Константин Янкаускас, входящий в политсовет движения «Солидарность», настроен по отношению к нынешней системе разделения функций на районном уровне жестко: «Ст. 132 Конституции не содержит никаких отсылочных норм, а в соответствии со 131-м законом уставы города Москвы и Санкт-Петербурга ущемляют местное самоуправление».

В Москве к этому депутатов-активистов подталкивают недавно принятые поправки к городскому закону о местном самоуправлении. Они были приняты в связи с задуманным президентом Дмитрием Медведевым расширением столицы, которое практически без какого-либо обсуждения быстро было воплощено в жизнь столичными властями и их коллегами из Московской области.

Согласно принятым поправкам, с 1 июля этого года в столице будут существовать три разных типа самоуправления – муниципальные округа в районах «старой» Москвы, которые до реформы назывались «внутригородскими муниципальными образованиями», а на присоединенных территориях области – городские округа Троицк и Щербинка и 19 «поселений».

За каждым из этих типов закреплен свой пакет полномочий, причем за новоприсоединенными территориями он больше. Новые земли сохраняют за собой право вводить собственные налоги и сборы, решать проблемы с жильем малоимущих граждан, заниматься организацией начального и среднего образования, благоустройством и озеленением, изменять правила землепользования и застройки и ряд прочих функций, которые они имели, находясь в составе Московской области.

«В Москве в результате расширения границ к сегодняшнему дню сложилась парадоксальная ситуация: граждане, проживающие на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют принципиально разный объем прав в сфере местного самоуправления», – говорится в обращении. Такая же ситуация, предупреждают истцы, может сложиться и в Санкт-Петербурге, к которому, как они опасаются, могут быть присоединены Гатчинский и Всеволожский районы Ленинградской области.

«Мы предлагаем Конституционному суду Российской Федерации воспользоваться правом законодательной инициативы (…) и внести в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона об исключении» ст. 79 из ФЗ-131, указывают заявители.

По смыслу обращения и в Москве, и в Санкт-Петербурге одинаковые, так что, предположительно, по факту они будут рассмотрены Конституционным судом вместе.

Юридически эти обращения не подразумевают формального ответа со стороны КС, как это определено федеральным законом «О Конституционном суде Российской Федерации».

«Пока это демонстрация», – комментирует инициативу председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Он приветствует саму инициативу муниципальных депутатов, считая при этом необходимым расширение полномочий местного самоуправления. «Но в полном объеме добиться своих требований им не удастся», – говорит эксперт «Газете.Ru». «Московская власть в принципе готова на расширение прав муниципалитетов, но такая передача полномочий им будет осуществляться только шаг за шагом», – считает Глазычев.

Депутат Мосгордумы от «Единой России» Александр Семенников говорит об инициативе скептически. «Таких обращения в Конституционный суд были неоднократны - в 2002, 2003 годах, в 2005 году жалобу на положения закона Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении» суд даже не принял, - рассуждает он. - Так что на вопрос, вправе ли субъекты Федерации Москва и Санкт-Петербург разграничивать полномочия между исполнительной властью и местным самоуправлением так, как они это делают, ответ «да». Депутат указывает, что ссылка на единство городского хозяйства в законе - это не пустой звук. «Коммуникационные системы одни, канализация, электроэнергетические сети, в городе, где каждый из 125 районов будет самостоятельно решать вопросы городского управления будет сложно жить», - заявил Семенников «Газете.Ru». В то же время депутат не исключил, что в дальнейшем городские власти смогут передать какие-то функции вниз, в рамках объявленной Медведевым децентрализации. Семенников назвал лишь одну такую область - размещение объектов мелкорозничной торговли. Передача муниципалитетам вопросов благоустройства территорий уже вызовет, по его мнению, сложности - «передавать полномочия можно только вместе с бюджетом».

Газета.Ru





На главную

!NOTA BENE!

13.10.2016
Баш на баш

0.018412828445435